Исследовательская работа «Основные факторы живой и неживой природы, сходство и различия»
Пояснительная записка к презентации
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
Городской конкурс проектов «Юный исследователь»
СЕКЦИЯ
«Основные факторы живой и неживой природы, сходство и различия»
Исследовательская работа
группы учащихся 4«В» класса МАОУ СОШ №48
Работу представляют ученики
4«В» класса МАОУ СОШ № 48:
Богданов Максим
Надеев Кирилл
Филазапович Александр
Руководители:
Карякина Н.О., учитель химии первой категории
Драпалюк М.В., учитель начальной школы
первой категории
Калининград
2015 – 2016г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ __________________________________________________________ 3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_______________________________________ 4
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.________________________________________ 6
2.1. Приготовление растворов__________________________________________6
2.2. Питание растений________________________________________________ 7
2.3. Дыхание растений________________________________________________ 9
2.4. Рост и развитие _________________________________________________
2.5. Движение растений ______________________________________________
2.6. «Движение» неживых тел__________________________________________
2.7. «Питание» неживых тел ___________________________________________
2.8.Состав живой и неживой природы ___________________________________
ВЫВОДЫ ____________________________________________________________ 11
ЛИТЕРАТУРА _________________________________________________________ 13
ПРИЛОЖЕНИЕ_________________________________________________________14
ФОТО_______________________________________________________________ 20
ВВЕДЕНИЕ
Важное значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.
В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Цель:
- формировать у детей понятие о живых и неживых объектах природы и об их значении для человека;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
- развивать образное мышление, умение группировать явления и понятия;
-закрепить знания о единстве живой и неживой природе.
Задачи:
- расширить представления детей о свойства живых и неживых тел природы;
- развивать интерес к познанию природы.
Ожидаемый результат:
- развитие у детей наблюдательности, бережного отношения к природе.
Этапы работы:
1.Подготовительный
2.Основной
3.Заключительный
Методы и способы:
1.Поисковый (работа с литературой) .
2.Индивидуальные наблюдения, работа в группах.
3.Практические исследования.
4.Анализ и сравнение результатов.
Выводы:
-признаки живой природы;
Данная работа выполнена учениками 4«В» и 6«В» классов, на базе школы
№ 48 г. Калининград.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На протяжении полугода мы изучали такие на первый взгляд противоположные понятия «живые и неживые тела», а более точно их свойства: движение, дыхание, питание, рост и развитие.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ.
Изучение свойств живого тела, мы начали с приготовления растворов.
Старшеклассники познакомили нас с оборудованием, необходимым для этого процесса (рис.№ 1). На электронные весы мы положили фильтровальную бумагу, взвесили ее, а потом на нее поместили с помощью ложечки соль и опять провели взвешивание. Взвешенную соль, перенесли в стакан. После чего туда, с помощью цилиндра, налили воду и стеклянной палочкой перемешали. Через пятнадцать минут приготовленный раствор отфильтровали в колбу, через воронку с фильтром. Работа велась четырьмя группами, с разным видом соли. Растворы получились разного цвета, но с одинаковым содержанием соли и воды в них (с одинаковой концентрацией) (таблица №1).
ПИТАНИЕ.
Питание растений мы решили изучить на примере пекинской капусты.
Поместили в готовые растворы по одному листу и поставили все образцы на подоконник. Через два дня мы заметили изменение цвета листа и самих растворов, так растение получает питание (рис. № 2).
ДЫХАНИЕ.
Все живое дышит, поэтому мы решили посмотреть, как дышат наши растения. Для этого мы накрыли цветы стеклянными стаканами. Через несколько дней внутри них образовались капли воды, что подтверждало, что растения дышат (рис.№3).
РОСТ И РАЗВИТИЕ.
Всему живому свойственно рост и развитие. Дальше мы наблюдали за развитием семян фасоли и гороха, положив их на мокрую ткань, которая чуть-чуть соприкасалась с водой в стаканчике. Через три дня семена набухли и увеличились в размерах. А на 10 день появился росток (рис. №4). Результаты наблюдения мы заносили в таблицу (таблица №2). Мы увидели, как фасоль и горох развеваются и растут.
ДВИЖЕНИЕ.
Следующим опытом было изучение движения растений. Каждая группа выбрала цветок в горшке, на одну из сторон цветочного горшка прикрепила стикер и поставила его на подоконник, так, что бы листья смотрели в класс, а стикер в сторону окна. Наблюдая за цветами, мы заметили, что они постепенно поворачивались в сторону окна, к свету. Все живое двигается. Растения поворачиваются к свету, сворачивает и разворачивает листья; (рис.№ 5). Данные наблюдений заносили в таблицу (таблица№3).
К концу полугодия мы начали изучать природу неживого тела. Мы узнали, что неживое может «питаться», «двигаться», как и живое.
«ДВИЖЕНИЕ» неживого тела мы решили изучить на примере огня. Для этого мы рассмотрели цвет, форму пламени свечки. Потом в это пламя, пинцетом, внесли магниевую фольгу. Цвет пламени, его движение резко отличались от пламени свечи. Внеся в пламя свечи медную проволоку, мы изменили цвет пламени на зеленый. Направив струю воздуха на пламя свечи, мы усилили его горение и изменили его направление. А сера, внесенная, в пламя свечи на ложечке, горела синим пламенем даже после того, как мы ее перестали поджигать. Так же она издавала и запах. Подожжённый зеленый порошок не только горел, но и увеличился в размере, издавал звук и выделял запах (рис. № 6). В результате проведенных опытов мы узнали, что неживое тоже может «двигаться», изменять цвет под действием разных веществ.
«ПИТАНИЕ» А могут ли неживые тела питаться? Для этого поместив в растворы лист бумаги, мы смогли наблюдать, как по ним передвигается раствор. Значит неживые тела «питаются» (рис.№ 6).
А вот рост и развитие неживых тел нам не удалось увидеть.
Все что окружает нас, состоит из молекул, а молекулы из атомов. Мы попробовали составить эти молекулы с помощью моделей атомов (рис.№7).
ВЫВОДЫ.
Итогом нашей работы стало то, что мы на практике познакомились с признаками живого и неживого, их отличиями и сходствами. А так же с тем, из чего состоят все тела.
Признаки живой природы:
Объекты живой природы растут, развиваются , проходят определенные этапы, обычно изменяя форму и увеличиваясь.
Чтобы расти, организм нуждается в питательных веществах и в энергии, поддерживающей жизненные процессы.( Растут, дышат, питаются, умирают, рождаются.)
Признаки неживой природы:
Неживая природа не меняется, или меняется, но настолько медленно, что это не заметно глазу. Им совершенно не нужны какие-либо дополнительные условия для существования.
Объекты неживой природы способны увеличиваться в объеме или уменьшаться, но только за счет добавления или отделения материалов извне.
Двигаться объекты неживой природы могут только при воздействии извне.
Рефлексия.
Игра «Поиграем в отношение»
Класс делиться на три команды. Первый ряд подберет слова, выражающее отношение человека к себе, второй ряд – отношение к людям и к тому, что они делают, а третий – к природе. Не забываем, что отношение может быть не только хорошим, но и плохим. Выигрывает команда, подобравшая наибольшее количество слов. (Например, 1-й ряд – уважительное, доброе и т.д, 2-й ряд – заботливое, пренебрежительное и т.д., 3-й ряд – жестокое, бережное и т.д. )
– Ребята, как вы думаете, какое отношение мы должны воспитывать в себе к окружающему? (Доброжелательное, бережное)
– Как нужно относиться к природе? (Охранять, беречь, не загрязнять.)
Рядом с нами всегда были наши наставники; учителя и старшеклассники (рис.№ 8). Большое им спасибо за то, что они еще раз дали нам возможность узнать и увидеть то, что окружает нас постоянно - природу.
Список литературы:
1.Плешаков А.А « Атлас определитель от неба до земли»,- М.: Просвещение, 2012г.
2.Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. «Окружающий мир». – Баласс, 2012г.
3. Ф.Лев « Для чего деревьям листья?» - М: «Детская литература»,2007
4. Ю.П.Лаптев « Растения от А до Я» – М: Колос, 1992
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица №1
№ группы |
m фильтровальной бумаги |
m фильтровальной бумаги + соль |
m соли |
m воды |
m раствора |
1,2,3,4 |
0,30 |
0,55 |
0,25 |
100 |
100,25 |
Таблица №2
1день |
2день |
день |
день |
день |
день |
день |
день |
день |
|
Таблица №3
1день |
2день |
день |
день |
день |
день |
день |
день |
день |
|
ФОТОГРАФИИ
РИСУНОК 1 . Приготовление раствора |
РИСУНОК 2. Питание растения |
РИСУНОК 3. Дыхание растения |
РИСУНОК 4. Рост и развитие |
РИСУНОК 5. Движение растения |
РИСУНОК 6. Неживая природа |
РИСУНОК 7. Состав тел. |
РИСУНОК 8. Наставники. |