Урок химии в 9 классе по теме «Углерод – основа живой и неживой природы»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ЦО №22 «Лицей –искусств»
Урок в 9 классе по теме:
«Углерод – основа живой и неживой природы»
Учитель химии
Круглова Наталья Ивановна
Город Тула
2017 год
Тема урока: «Углерод – основа всей живой природы»
Цели урока:
-повторить строение атома и аллотропию на примере углерода
-рассмотреть строение, сравнение свойств и применение алмаза и графита
-дать понятие об аморфном углероде и его сортах
-познакомить учащихся с явлением адсорбции и его практическим значением
-разобрать химические свойства углерода.
Оборудование и реактивы: модели кристаллических решеток алмаза и графита, иллюстрации с картин В. Боровиковского и фотографии сокровищ Алмазного фонда, образцы изделий из графита (карандаши, электроды и др.) и сажи (тушь, краски, резина и др.), древесный уголь. Таблетки карболена, растворы медного купороса, йода, вишневого компота. Химическая воронка, вата, песок, штатив, стакан, колба, противогаз.
Урок- путешествие.
Ход урока.
Загадка
Удивить готов он нас -
Он и уголь и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он - графит.
Грамотный народ поймет,
То, что это …
План урока
Углерод - основа всей живой природы
Паспортные данные углерода
Станция историческая
Станция « Аллотропные модификации»
Станция химическая
Станция прикладная
Станция «Круговорот углерода в природе»
Станция контрольная
Углерод – основа всей живой природы
Углерод считается царем живой природы, хотя в природе его находится только 0,35%.
Углерод в природе существует в виде аллотропных видоизменений – алмаза и графита.
Соединения углерода весьма распространены в природе: все живые организмы, каменный уголь, торф, нефть, известняк, мел, мрамор и другие соединения.
Паспортные данные углерода
Охарактеризуйте положение углерода в ПСХЭ.
Электронное строение углерода.
Возможные степени окисления.
Составьте формулу высшего оксида углерода(его характер).
Составьте формулу соответствующего гидроксида (его характер).
Формула летучего водородного соединения.
Сравните неметаллические свойства:а)углерода, кремния, германия,
б)азота, углерода,кислорода.
Станция « Историческая»
Углерод является одним из первых химических элементов, который известен человеку. С незапамятных времён человек использовал уголь и сажу. Когда наши предки овладели огнём, а это было около 100 тысяч лет назад, они имели дело с углём и сажей.
В XVII—XVIII вв., в период расцвета теории флогистона, считали, что уголь полностью состоит из этого таинственного вещества: ведь при горении угля почти не образуется твёрдого остатка. И только A. Л. Лавуазье, изучая горение угля на воздухе и в кислороде, пришёл к выводу, что уголь — всего лишь простое вещество. Лавуазье назвал новый элемент Carboneum
Станция «Аллотропные модификации углерода»
Предоставляется слово для защиты презентаций
-Алмаз
-Графит
Заполняем сравнительную таблицу по аллотропным видоизменениям углерода
Характеристика вещества |
Алмаз |
Графит |
Кристаллическая решетка |
||
Цвет и прозрачность |
||
Блеск |
||
Плотность |
||
Твердость |
||
Теплопроводность |
||
Электропроводность |
Далее об аморфном углероде и его сортах
Явление адсорбции, демонстрация опытов по адсорбции
С этим специфическим свойством угля мы знакомимся в сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»: «…между тем Рукодельница воротится. Воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги. Наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная…»
Вопрос? Какие методы очистки воды использует Рукодельница?
-фильтрование
-адсорбция
Применение активированного угля
Имена ученых, связанных с явлением адсорбции и открытия углерода(краткий рассказ)
-Е.Ловица
-А. Лавуазье
-Н. Д.Зелинский
Обоснуйте истинность или заблуждение древних:
1.В одном из трактатов Плиний - старший пишет:
«Испытание производится на наковальне, на которую кладут алмаз, по которому ударяют молотом; когда оказывается, что алмаз отталкивает молот, меж тем наковальня от удара иногда трескается…»
2.В легенде о Прометее, говорится, что похититель огня был прикован к скале алмазными цепями. Как это можно прокомментировать с точки зрения химика?
Станция «Химическая»
Допишите уравнения реакций, рассмотрите их с позиции ОВ процессов. Распределите их на две группы в зависимости от проявления свойств углерода:
1. АI + С =
2. С + О 2=
3. С + Н 2 =
4. С + F2 =
Станция «Прикладная»
Рассказ о применении углерода
Станция «Круговорот углерода в природе»
Работа с учебником (выбор тезисов о круговороте углерода и краткий рассказ)
Станция « Контрольная»
1.Сколько электронов в атоме углерода на вэу:
а) 2, б) 4, в) 6, г) 8
2.Число протонов и нейтронов в ядре соответственно:
а) 4 и 4 б) 6 и 4 в) 6 и 6 г) 6 и 2
3. Максимальная степень окисления углерода в соединениях :
а) – 4 б) + 2 в) +4 г) + 6
4. В соединениях углерода с металлами С.О равна:
а) +4 б) – 4 в) + 2 г) - 2
5. Среди перечисленных элементов 4 группы типичным неметаллом является:
а) кремний, б) углерод, в) германий, г) олово
6. В соединениях: СО
, СО , СН 4 , АI 4С 3 углерод имеет СО:
а) + 4, -4, 0, +2 б)+4, +2, -4, -4 в) -4, 0, +4, +2 г) +6, -4, +2, -2
Проверка теста
1 - б
2 - в
3 - в
4 - б
5 - б
6 – б
Подведение итогов урока, выставление оценок
Домашнее задание
Параграф 29,
упр. 5,6,8
Найти информацию о биологическом действии оксидов углерода на организм.