12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Круглова Ната23
3

Урок в 9 классе по теме «Углерод – основа живой и неживой природы»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ЦО №22 «Лицей –искусств»

Урок в 9 классе по теме:

«Углерод – основа живой и неживой природы»

Учитель химии

Круглова Наталья Ивановна

Город Тула

2017 год

Тема урока: «Углерод – основа всей живой природы»

Цели урока:

-повторить строение атома и аллотропию на примере углерода

-рассмотреть строение, сравнение свойств и применение алмаза и графита

-дать понятие об аморфном углероде и его сортах

-познакомить учащихся с явлением адсорбции и его практическим значением

-разобрать химические свойства углерода.

Оборудование и реактивы: модели кристаллических решеток алмаза и графита, иллюстрации с картин В. Боровиковского и фотографии сокровищ Алмазного фонда, образцы изделий из графита (карандаши, электроды и др.) и сажи (тушь, краски, резина и др.), древесный уголь. Таблетки карболена, растворы медного купороса, йода, вишневого компота. Химическая воронка, вата, песок, штатив, стакан, колба, противогаз.

Урок- путешествие.

Ход урока.

Загадка

Удивить готов он нас -

Он и уголь и алмаз,

Он в карандашах сидит,

Потому что он - графит.

Грамотный народ поймет,

То, что это …

План урока

Углерод - основа всей живой природы

Паспортные данные углерода

Станция историческая

Станция « Аллотропные модификации»

Станция химическая

Станция прикладная

Станция «Круговорот углерода в природе»

Станция контрольная

Углерод – основа всей живой природы

Углерод считается царем живой природы, хотя в природе его находится только 0,35%.

Углерод в природе существует в виде аллотропных видоизменений – алмаза и графита.

Соединения углерода весьма распространены в природе: все живые организмы, каменный уголь, торф, нефть, известняк, мел, мрамор и другие соединения.

Паспортные данные углерода

Охарактеризуйте положение углерода в ПСХЭ.

Электронное строение углерода.

Возможные степени окисления.

Составьте формулу высшего оксида углерода(его характер).

Составьте формулу соответствующего гидроксида (его характер).

Формула летучего водородного соединения.

Сравните неметаллические свойства:а)углерода, кремния, германия,

б)азота, углерода,кислорода.

Станция « Историческая»

Углерод является одним из первых химических элементов, который известен человеку. С незапамятных времён человек использовал уголь и сажу. Когда наши предки овладели огнём, а это было около 100 тысяч лет назад, они имели дело с углём и сажей.

В XVII—XVIII вв., в период расцвета теории флогистона, считали, что уголь полностью состоит из этого таинственного вещества: ведь при горении угля почти не образуется твёрдого остатка. И только A. Л. Лавуазье, изучая горение угля на воздухе и в кислороде, пришёл к выводу, что уголь — всего лишь простое вещество. Лавуазье назвал новый элемент Carboneum 

Станция «Аллотропные модификации углерода»

Предоставляется слово для защиты презентаций

-Алмаз

-Графит

Заполняем сравнительную таблицу по аллотропным видоизменениям углерода

Характеристика вещества

Алмаз

Графит

Кристаллическая решетка

   

Цвет и прозрачность

   

Блеск

   

Плотность

   

Твердость

   

Теплопроводность

   

Электропроводность

   

Далее об аморфном углероде и его сортах

Явление адсорбции, демонстрация опытов по адсорбции

С этим специфическим свойством угля мы знакомимся в сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»: «…между тем Рукодельница воротится. Воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги. Наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная…»

Вопрос? Какие методы очистки воды использует Рукодельница?

-фильтрование

-адсорбция

Применение активированного угля

Имена ученых, связанных с явлением адсорбции и открытия углерода(краткий рассказ)

-Е.Ловица

-А. Лавуазье

-Н. Д.Зелинский

Обоснуйте истинность или заблуждение древних:

1.В одном из трактатов Плиний - старший пишет:

«Испытание производится на наковальне, на которую кладут алмаз, по которому ударяют молотом; когда оказывается, что алмаз отталкивает молот, меж тем наковальня от удара иногда трескается…»

2.В легенде о Прометее, говорится, что похититель огня был прикован к скале алмазными цепями. Как это можно прокомментировать с точки зрения химика?

Станция «Химическая»

Допишите уравнения реакций, рассмотрите их с позиции ОВ процессов. Распределите их на две группы в зависимости от проявления свойств углерода:

1. АI + С =

2. С + О 2=

3. С + Н 2 =

4. С + F2 =

Станция «Прикладная»

Рассказ о применении углерода

Станция «Круговорот углерода в природе»

Работа с учебником (выбор тезисов о круговороте углерода и краткий рассказ)

Станция « Контрольная»

1.Сколько электронов в атоме углерода на вэу:

а) 2, б) 4, в) 6, г) 8

2.Число протонов и нейтронов в ядре соответственно:

а) 4 и 4 б) 6 и 4 в) 6 и 6 г) 6 и 2

3. Максимальная степень окисления углерода в соединениях :

а) – 4 б) + 2 в) +4 г) + 6

4. В соединениях углерода с металлами С.О равна:

а) +4 б) – 4 в) + 2 г) - 2

5. Среди перечисленных элементов 4 группы типичным неметаллом является:

а) кремний, б) углерод, в) германий, г) олово

6. В соединениях: СО

, СО , СН 4 , АI 4С 3 углерод имеет СО:

а) + 4, -4, 0, +2 б)+4, +2, -4, -4 в) -4, 0, +4, +2 г) +6, -4, +2, -2

Проверка теста

1 - б

2 - в

3 - в

4 - б

5 - б

6 – б

Подведение итогов урока, выставление оценок

Домашнее задание

Параграф 29,

упр. 5,6,8

Найти информацию о биологическом действии оксидов углерода на организм.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.