Урок «Там, где зной и засуха. Мир млекопитающих "Тайны живой природы"»
Тема: Там, где зной и засуха. №10. Мир млекопитающих « Тайны живой природы»
Разработка занятий и викторин «Жизнь животных»
Мир млекопитающих
Увлекательное путешествие в мир млекопитающих. Выделяя в первую очередь все необыкновенное, необъяснимое и загадочное, разнообразных аспектах жизни млекопитающих, рассматривая их образ жизни, повадки, рацион питания, а также способы передвижения и общения друг с другом..
Многие млекопитающие — очень умные и находчивые животные, способные пользоваться разными подручными средствами, переходить на новые виды пищи и адаптироваться к новым условиям.
Рассматриваются особенности жизни млекопитающих, взаимосвязанных друг с другом. Особое внимание уделено тем тайнам и загадкам, которые нередко окружают жизнь млекопитающих в дикой природе.
Тип занятия: комбинированный
Цель: развитие эрудиции, познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование умения поиска информации для ответа на поставленные вопросы.
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Структура занятия:
Беседа - рассуждение о ранее полученных знаниях по данной теме,
Просмотр видеоматериала (фильм)
Там, где зной и засуха
Презентация «Там, где зной и засуха»
Презентация «Там, где зной и засуха»
PPTX / 6.63 Мб
Жизнь без воды
Презентация «Жизнь без воды»
Презентация «Жизнь без воды»
PPTX / 9.32 Мб
Викторина « Жизнь без воды»
Викторина « Жизнь без воды»
PPTX / 7.13 Мб
Животный мир саванн
Презентация «Животный мир саванн»
Презентация «Животный мир саванн»
PPTX / 10.08 Мб
Викторина «Животные Африки»
Презентация викторина «Животные Африки»
Презентация викторина «Животные Африки»
PPTX / 1.89 Мб
На первый взгляд пустыня покажется совершенно лишенной жизни. Однако большинство пустынь населяет множество животных - как мелких, так и достаточно крупных.
Поскольку запасы корма в пустыне очень ограничены, все ее жители неустанно занимаются поисками пищи, постоянно находясь настороже, чтобы не стать жертвой больших голодных хищников.
Для выживания в таких условиях необходимы хорошо развиты слух и зрение, а также ловкость в движениях. тушканчики и кенгуровые прыгуны прыгают по песку, отталкиваясь длинными задними конечностями.
В безводной пустыне
Кенгуровые крысы могут обходиться вообще без воды, питаясь одними сухими семенами. Днем они спасаются от зноя, запечатывая себя в глубоких подземных норках, чтобы даже влага от дыхания не уходила наружу. Крысы поедают собственные экскременты, в которых содержится немного влаги и витаминов.
Грязевые ванны
Основательно подкрепившись ранним утром, носороги укрываются в грязевых ямах, водоемах или озерах, где и остаются до вечера. Такие прохладные ванны снижают температуру тела и защищают от множества насекомых- паразитов, обитающих в складках их толстой кожи.
Прохладительные ванны
Тигры не любят слишком сильной жары и большую часть дня проводят в густых травах или принимают прохладительные ванны в водоемах. Тигры превосходно плавают и в бескормицу ловят рыбу и черепах на мелководье.
Огромные уши
Огромные уши антилопового зайца помогают ему снизить температуру тела, когда он находится в тени. Артерии подают к ушам горячую кровь, и тепло ее рассеивается в воздухе. Обычно заяц поворачивается мордочкой на север, откуда веет чуть более прохладный ветерок.
Охлаждение через уши
Чернохвостый заяц, также называемый калифорнийским зайцем, использует непропорционально большие и содержащие много кровеносных сосудов уши для тепловыделения во время отдыха в тени. Размер ушей даже у представителей одного вида, обитающих в регионах с разной температурой, будет разным.
Спасение — сон
Маявская белка зимой впадает в спячку на 5 дней в неделю, прячась в особой норке. В норке она спасается и от перегрева в пустыне, что экономит ее энергию и избавляет от необходимости искать пищу.
Рециркуляция мочи в организме
С одной стороны, пустынные кенгуровые крысы, такие же мелкие грызуны, как мыши, обитают в подземных норах, что уже является своеобразной защитой от сурового климата пустыни. А с другой стороны, у них есть ещё одно средство выживания – их почки очень эффективны, они содержат микроскопические трубки, которые извлекают большую часть воды, присутствующей в моче, в результате чего вода возвращается в организм
Дважды защищённое животное
Мелкие млекопитающие днем укрываются в темноте норок и под камнями. В этих приютах много прохладнее, чем под палящим солнцем, влажность же, отчасти благодаря дыханию обитателей, в несколько раз выше, чем снаружи, а потому животные теряют заметно меньше влаги. В своих убежищах они проводят значительную часть дня и покидают их, когда солнце скрывается за горизонтом.
В Сахаре, едва темнеет, на поверхность робко выбираются похожие на мышей песчанки и тушканчики. Это вегетарианцы. Пучки травы там малочисленны и редко разбросаны, но они все-таки имеются, пусть чахлые. А ветер заносит туда семена, листья и веточки из более зеленых областей, так что этим малюткам есть чем закусить.
Фенеки, миниатюрные лисички, навострив огромные треугольные уши, бесшумно бегают среди камней. Опущенными к земле носами они ловят запахи, которые могут рассказать когда, кто и куда прошел тут. След приводит к песчанке. Прыжок — и фенек впервые поел за день, а песчанке уже больше никогда не придется есть.
Словно ниоткуда появляются каракалы, представители семейства кошачьих, и полосатые гиены, а в пустынях Ближнего Востока водятся еще и волки, которые заметно меньше своих северных родичей и одеты более светлой и не очень густой шерстью. В пустынях
Ресурсы: Рик Моррис « Тайны живой природы»
Часть3. Мир млекопитающих Карен Гоутмэн та Хитер Эймерм
https://nauka.boltai.com/topics/kak-prisposablivayutsya-zhivotnye-k-usloviyam-pustyni/
Кратко обо всем © http://kratkoe.com/kak-zimuet-kunitsa/
Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki
Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций