Урок биологии в 10 классе «Основные свойства жизни. Уровни организации живой природы»

2
0
Материал опубликован 12 April 2018 в группе

 

Методические разработки уроков 10класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого;

Выделить уровни организации живого, показав их тесную взаимосвязь.

Использовать указанные положения биологиче­ской науки для выработки обобщенных представ­лений о жизни, о целостности живой природы.

Основные положения

Живые системы проявляют общие свойства отличающие их от объектов неживой природы

Обменные процессы в живом веществе сферы обеспечивают гомеостаз — достоян структурно-функциональной организации темы.

В основе процессов метаболизма лежат взаимодействия органических молекул друг другом.

Клетка является наименьшей структурной функциональной единицей организации живых организмов.

Выделение уровней организации живой материи позволяет наиболее полно охаракте- ризовать отдельные проявления жизнеятедьности, являющиеся основой обобщённых представлений о жизни.

Все живые системы различного иерархиче­ского уровня организации проявляют одинако­вые свойства, отличающие живое от объектов неживой природы

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Уровни организации живой материи

Живая природа представляет собой сложно организован­ную иерархическую систему Ученые-биологи на основании особенностей проявления свойств живого выде­ляют несколько уровней организации живой материи.

1.Молекулярный

Любая живая система, как бы сложно она ни была ор­ганизована, функционирует на уровне взаимодействия биоло­гических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, поли­сахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедея­тельности организма: обмен веществ и превращение энер­гии, передача наследственной информации и др.

Уровни организации живой материи (на примере отдельного организма). Организм, как и вся живая природа, построен по иерархическому принципу

2.Клеточный

Клетка — структурная и функциональная единица, а так­же единица размножения и развития всех живых организмов, обитающих на Земле. Неклеточных форм жизни нет, а существование вирусов лишь подтверждает это правило, так как они могут проявлять свойства живых систем только в клетках.

3.Тканевый

Ткань представляет собой совокупность сходных по строе­нию клеток и межклеточного вещества, объединенных вы­полнением общей функции.

4.Органный

У большинства животных орган — это структурно-функциональное объединение нескольких типов тканей. Напри­мер, кожа человека как орган включает эпителий и соеди­нительную ткань, которые вместе выполняют целый ряд функций. Среди них наиболее важная — защитная.

5.Организменный

Организм представляет собой целостную одноклеточную или многоклеточную живую систему, способную к самостоя­тельному существованию. Многоклеточный организм обра­зован совокупностью тканей и органов, специализирован­ных на выполнении различных функций.

6.Популяционно-видовой

Совокупность организмов одного и того же вида, объеди­ненная общим местом обитания, создает популяцию как сис­тему надорганизменного порядка. В этой системе осуществ­ляются простейшие, элементарные эволюционные преобра­зования.

7.Биогеоценотический

Биогеоценоз — совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами конкретной среды их обитания — компонентами атмосфе­ры, гидросферы и литосферы. Он включает: неорганические и органические вещества, автотрофные и гетеротрофные ор­ганизмы. Основные функции биогеоценоза — аккумуляция и перераспределение энергии.

8.Биосферный

Биосфера — самый высокий уровень организации жизни на нашей планете. В ней выделяют живое вещество — сово­купность всех живых организмов, неживое, или косное, ее-

щество и биокосное вещество. По ориентировочным оцен­кам биомасса живого вещества составляет около 2,5 • 1012 т. Причем биомасса организмов, обитающих на суше, на 99,2% представлена зелеными растениями. На биосферном уровне происходят круговорот веществ и превращение энергии, свя­занные с жизнедеятельностью всех живых организмов, оби­тающих на Земле.

Результат поисковой или частично-поисковой деятельности учащиеся записывают в тетрадь.

Уровни

организации

Биологическая система

Элементы,

образующие систему

Определение понятия «биологическая система»

Клеточный

Тканевый

Организменный

     

Популяционно­-видовой

     

Биогеоценотический

     

Биосферный

     

Вопросы для обсуждения

1.Как Вы считаете, в чем заключается необ­ходимость выделения различных уровней орга­низации живой материи?

2.Укажите критерии выделения различных уровней организации живой материя,

3.Какова сущность основных свойств живого на разных уровнях организации?

уровни организации жизни

 

 

 

 

Уровни организации живой материи

 

 

 

 

"Уровни организации живой материи. Элементный состав живых организмов"

 

 

 

 

Принципы организации живой материи

 

 

 

 

Уровни организации жизни [Обзор]

 

 

 

Ресурсы

В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» .

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности .

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации