Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся 10 классов
Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся 10 классов
В этом учебном году я являюсь классным руководителем 10 класса. Расскажу о некоторых важных направлениях работы с родителями старшеклассников.
В начале учебного года передо мной стояла главная задача – обеспечить адаптацию вчерашних учеников средних классов к условиям старшего звена. Отличительной чертой старшей школы, является ставка учителей на самостоятельность учащихся как в учебе, так и во внеклассной жизни. Успешно и безболезненно прошло привыкание учеников к новым условиям. В этом мне большую помощь оказали родители учащихся. Они принимают активное участие во всех проводимых мною мероприятиях, охотно посещают родительские собрания, делятся своим впечатлениями и дают дельные советы.
Думаю, что первым и решающим условием такого положительного взаимодействия явились доверительные отношения между мной и родителями. Доверие – моя главная цель в общении с родителями. Для достижения этой цели я использую определенные методические приемы. Прежде всего, я «транслирую» родителям положительный образ подростка. Наблюдая за ребятами в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников, стараюсь давать необходимые советы родителям, действуя в интересах подростка.
В своей практике я использую групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры учащихся, укрепление взаимодействия класса и семьи, а также на привлечение родителей к воспитанию учащихся класса.
Важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика является родительское собрание. Родительские собрания в старших классах имеют огромное психологическое и педагогическое значение.
В первую очередь это связано с высоким уровнем тревожности родителей старшеклассников. Ни для кого не секрет, что сегодняшнее образование старшеклассников имеет большое количество направлений, профилей, курсов, а проблемы, связанные с ЕГЭ и тестированием, заставляют родителей старшеклассников не только приходить в школу, но и вынуждают их интересоваться, чем живет школа, какие возможности получает их ребенок. Именно к классному руководителю они идут со своими вопросами, тревогами, опасениями, и моя задача – снять напряжение, вовремя информировать коллег о состоянии воспитанников, особенностях семей, организовать встречи родителей с учителями-предметниками, беседы, консультации и т.д. На собрании регулярно анализирую подготовленность детей к предстоящим экзаменам (привлекаю учителей-предметников, работающих в классе, школьного психолога, медицинского работника), даю конкретные рекомендации родителям по оказанию помощи детям в подготовке к ЕГЭ .
Для учащихся на III ступени обучения ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Они направляют свои усилия, в основном, на учебные предметы, которые будут в дальнейшем связаны с их профессиональной деятельностью.
Этот этап отличается большей ориентацией родителей на будущую профессию своего ребенка, на его дальнейшее образование, самореализацию и социализацию детей. Практика показывает, что родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Именно родители могут в большей мере помочь своим детям определить их возможности и интересы к определенной профессии. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей продолжения образования представляют трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения учащихся во многих случаях не совпадают. Поэтому очень важным направлением является профориентационная работа классного руководителя с родителями. Главной целью этой работы является оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.
Формы профориентационной работы классного руководителя с родителями учащихся весьма разнообразны.
Тематические родительские собрания.
Классные часы с привлечением родителей, представляющих определенную профессию.
Родительские лектории по вопросам профориентации.
Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора учащимися профессий.
Организация для родителей встреч со специалистами и представителями учебных заведений.
Анкетирование родителей.
Помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время. и т.д
Помимо образовательных проблем родителей сегодняшних старшеклассников волнуют и проблемы, происходящие в обществе, которые, несомненно, накладывают отпечаток на поведение учащихся. Именно от того, как школа помогает семье решать эти вопросы, зависит адаптация старшеклассника в социуме.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно следующими:
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
10. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
11. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.
В заключение хочу отметить , что, безусловно, использовать в своей работе с родителями все формы классному руководителю не под силу. Да это и не нужно. Важно лишь, изучив семью учащегося, учитывая её особенности, подобрать именно те формы и методы организации взаимодействия, которые будут эффективны, действенны в работе именно с этой семьёй, помогут воспитать личность, а не заурядного потребителя материальных благ. И здесь классный руководитель должен уметь маневрировать, обладать гибкостью ума, скоростью реакции и навыками прогнозирования. Вместе с тем, чуткость, доброта, внимательность, огромное терпение и, конечно же, забота - должны быть неотъемлемой частью личности классного руководителя.