Статья «Сотрудничество классного руководителя с родителями для обеспечения эффективного семейного воспитания»

0
0
Материал опубликован 1 February 2019

Бухальцева Валентина Николаевна, МБОУ Шарагайская СОШ

СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Знаменитый психолог П.П. Блонский  писал: «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей». Я являюсь классным руководителем 4 класса. Мой стаж работы в должности классного руководителя - 23 года, за это время я сделала 5 выпусков. Свою работу начинаю с изучение семей учащихся, условий семейного воспитания. Родительский состав в моем классе молодой, уровень образования родителей низок (большинство имеет основное общее образование). Поэтому главная моя цель  – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи, необходимо развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Работу  с  родителями я построила по следующим направлениям: Педагогическое просвещение, совместная деятельность, используя разные формы и методы.

Самая распространённая форма педагогического просвещения родителей – это родительские собрания. Провожу их не реже одного раза в четверть. Чтобы родители не являлись пассивными слушателями, а сами активно включались в обсуждения, использую  разные формы: круглый стол, работа в группах, тренинг, обмен мнениями, дискуссия. В конце года, подводим  итоги работы, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и помогает в работе с классом. Темы разные: «Младший школьник – какой он?», «Психофизическое развитие детей младшего возраста», «Детская агрессивность», «Взаимоотношения в семье». Для родителей готовлю открытые уроки с целью ознакомления методикой преподавания, с системой контроля выполнения домашних заданий учащихся, критерии оценки деятельности ученика на уроке.  Огромную помощь родители оказывают своим детям в подготовке и проведении исследовательской работы в научно-практических конференциях и проектах. В школе уже два года проводится ученическая конференция проектно- исследовательских работ «Мир Науки», где мы активно принимаем участие. Есть результаты на региональном уровне. В 2018 году в Региональном  фестивале краеведческих проектных и исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь» Рютина Кристина получила 1 место. В VIII ежегодной научно- практической конференции для школьников «Малые Сукачёвские чтения» у  Рютиной Кристина -грамота. V открытая конференции «Безопасность жизнедеятельности. История и современность» в музее ГУ МЧС России по Иркутской области – у Рютиной  Кристины второе место.

Совместная деятельность реализуется через организацию совместных досуговых мероприятий. Ежегодно, в Международный праздник «День Семьи» 18 мая, проводим совместный  семейный праздник  под девизом: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”. Зал украшается  ромашками - символом семьи, любви и  верности. В теплой, доброжелательной обстановке   каждая семья рассказывает о своих семейных традициях, о происхождении своих фамилии, делятся секретами воспитания своих детей. Каждую осенью проводим  «Веселые старты», зимой строим снежные фигуры, проводим акцию «Покорми птиц», весной разбиваем клумбы. Такие мероприятия, общие дела сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.  Для создания мотивации родителей, в конце года подводим  итоги активности родителей, составляем  рейтинг. Результат можно проследить по экрану активности родителей класса, который ведется ежегодно. Победителям вручается сладкий приз. Родители стали проявлять интерес к мероприятиям, активно принимают в них  участие, повысилась  посещаемость собраний.  

Практика показывает, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество классного руководителя  и родителей. Все методы и формы работы, которые я использую в реализации своей работы с семьей, дают свой результат. Главными достижениями стали:

  • создание условий для поддержки совместных успехов детей и родителей, для самореализации детей в классном коллективе;
  • рост инициативы и творческой активности детей и родителей.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества.  Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением классного руководителя, его умением стать профессиональным помощником в семье. Как писал А.С. Макаренко, "семьи бывают разные. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание".

Комментарии
Комментариев пока нет.