Статья «Из опыта организации сотрудничества классного руководителя с родителями»
Зуенко Марина Афанасьевна, учитель физики, высшая квалификационная категория
Морозова Лидия Александровна, учитель музыки, высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»
Кемеровская область, город Новокузнецк
Из опыта организации сотрудничества классного руководителя с родителями
В статье раскрыты направления, формы и методы работы классного руководителя с семьями учащихся, которые подразумевают систематический контакт всех участников образовательного процесса.
«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку…»
Ф. Уэбстер
Семья и школа – это социальные институты, от которых зависит будущее нашего общества. Во многих семьях в наше время разрушаются традиционные связи между родителями и несовершеннолетними детьми, так как современное общество предъявляет и к родителям, и к детям новые требования. Семья сегодня испытывает громадные духовные трудности: интересы родителей и детей отдалились друг от друга настолько, что это стало огромной проблемой в воспитании подрастающего поколения.
К сожалению, не существует системы воспитания хороших родителей, поэтому роль классного руководителя в данном вопросе трудно переоценить. Родителям и пятиклассников, и восьмиклассников необходимо помогать становиться хорошими родителями. И мы, как классные руководители, считаем работу с семьями наших учеников основой в воспитании будущего гражданина общества.
Просвещение отцов и матерей должно быть разносторонним. Как классные руководители мы привлекаем к работе с родителями специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций и движений, учителей–предметников, социальных педагогов,- подобное сотрудничество опирается на учет потребности родителей и должно опережать возрастные проблемы подростков.
Сейчас у многих родителей сформировалось негативное отношение к школе, и в частности, к организации учебного процесса. В учительской среде витает мысль: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Уместно вспомнить слова А.С. Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Уже на первой встрече с родителями необходимо познакомить их с требованиями, которые предъявляются к ученикам, с системой работы классного руководителя, а именно: контроль успеваемости, работа с дневниками, методы взаимодействия с родителями, планирование воспитательной работы и т.д. Это организует и дисциплинирует родителей и дает им понять, что школа нацелена на тесное сотрудничество с семьями учащихся.
Очень важна в работе классного руководителя диагностика, которая может быть предварительной, оперативной и итоговой. Предварительная диагностика помогает при подготовке родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий. Оперативная диагностика незаменима в разрешении конфликтных ситуаций. А в конце учебного года уместно провести итоговую диагностику в виде классных праздников с участием родителей.
Как известно, существует две основные формы взаимодействия классного руководителя с семьей: индивидуальные и групповые. Наиболее распространенные групповые формы – это родительские собрания, вечер ответов и вопросов, тренинги. Темы и проблематику необходимо согласовывать с родителями и с учетом родительского опыта. С этой целью в конце каждого учебного года им предлагается примерное тематическое планирование групповой работы на новый учебный год. И родители выбирают наиболее актуальные для себя проблемы и формы проведения групповой работы.
Содержание родительских собраний, как правило, бывает традиционным: обсуждение текущей и итоговой успеваемости, поведения детей в разных ситуациях, участие класса в образовательных мероприятиях (конкурсах, концертах, экскурсиях). Эту информацию мы преподносим наглядно, с применением видеороликов и презентаций, а также ученики демонстрируют свои учебные проекты. При подобной организации родительских собраний у родителей появляется желание самим участвовать в планировании праздников и других мероприятий.
Для решения общих проблем приглашаются учителя-предметники, которые знакомят родителей с особенностями своего предмета и требованиями к ученикам. Говоря об успеваемости, мы делаем акцент на достижения каждого ребенка, оставляя решение текущих проблем для индивидуальных бесед.
С целью диагностики психологического состояния ребенка на собрания приходит педагог-психолог и знакомит родителей с итогами анкетирования, проводимых в классе с учениками.
Еще один вид сотрудничества семьи и школы – родительский комитет класса. От того насколько тесно он взаимодействует с родителями класса и классным руководителем зависит атмосфера в детском коллективе, общение взрослых и детей, родителей друг с другом. Энергичный и творческий состав родительского комитета во многом облегчает труд классного руководителя. Потому что члены комитета участвуют в организации праздников, соревнований, поездок класса на экскурсии, походах в культурные учреждения и т.д., которые становятся событием в семьях учеников.
Особенно важна близость родителей для пятиклассников, так как для них начинается новый этап школьной жизни. Поэтому участие родителей в организации праздников – большая поддержка детей и помощь классному руководителю. Родители не только проводят конкурсы, но и участвуют в них, тем самым показывают пример культурного досуга.
В условиях современной школы необходимо отметить большую роль ИКТ, которые позволяют наиболее оперативно решать с родителями многие вопросы, и они охотно откликаются на полученную информацию. В результате чего многие проблемы разрешаются оперативно.
Хотелось бы отметить индивидуальную работу с родителями, которую нам приходится использовать очень часто. Это беседы, индивидуальные консультации с привлечением учителей-предметников и психолога, посещение на дому. К индивидуальной работе с родителями мы стараемся подходить с особой осторожностью, так как вмешательство в частную жизнь семьи должно быть ненавязчивым, корректным. Готовясь к подобным консультациям, мы заранее выстраиваем план беседы, которая не должна травмировать родительские чувства.
Работа классного руководителя с родителями учащихся очень объемна и разнообразна, но без нее невозможно достичь результатов ни в успеваемости детей, ни в формировании их личности. Поэтому формы и методы взаимодействия с семьями учеников не ограничиваются рамками нашей статьи.
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
Список литературы:
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Старшая и средняя школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО, 2005, 256 с.
Макаренко А.С. О воспитании. Пед.соч. В 8 т. Т.1.М.: Педагогика, 1983. 367 с.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев: Рад.школа, 1975. 273 с.