Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения
Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения
Инус Эльвира Эрнестовна
МБОУ «СОШ № 4» дошкольные группы «Ромашка»
Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи необходимо развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей дошкольного возраста и внедрять новые формы обучения.
Несомненно, система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много:
1.Недостаточное финансирование:
— материально-техническая база устарела;
— современная учебно-методическая база (игрушки, развивающие игры, дидактический материал и др.) часто пополняется при помощи родителей и спонсоров, и почти не пополняется за государственный счет;
2.Перегруженность дошкольных образовательных учреждений;
3.Социальный статус работников дошкольного образования:
— низкая заработная плата;
— педагогическая нагрузка (35 часов в неделю, а у учителя – 18 часов);
— отпуск (42 дня, а у учителя – 56 дней)
Дошкольное образование – важная составляющая социальной жизни страны.
От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший социоформирующий фактор.
У многих возникает вопрос зачем нужен детский сад? Давайте попробуем ответить на него.
Детский сад нужен родителям ребенка.
Это дает возможность устроиться на работу, получать о заработную плату и повысить уровень благосостояния своей семьи. Поэтому они уверены, что ребенок находиться под присмотром опытных воспитателей, сыт и спокоен.
Детский сад нужен самому ребенку, для того, чтобы удовлетворить потребность в общении; успешно социализироваться – научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослымилюдьми; получитьподготовку к школе; научиться адекватно реагировать на возникшие конфликты и спортивныеситуации; избежать «педагогической запущенности».
В современных научных исследованиях всё чаще отмечается тенденция увеличения продолжительности периода детства. Данный феномен объясняется необходимостью детства для подготовки человека к вхождению в сложную социальную жизнь - накопления опыта, овладения социальными эмоциями, представлениями, разными видами деятельности.
Ребёнок социализируется в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд культурной информации, умений и навыков, развивая интегративные качества; в процессе общения с людьми разного возраста; в рамках различных социальных групп, расширяя систему общественных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности; в процессе выполнения различных социальных задач, усваивая модели поведения. Именно поэтому, как отмечает Н.Ф. Голованова, овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, а овладеть способом деятельности и общения, результатом которого он является.
Основным интегративным компонентом механизма становления социального опыта является деятельность. Причём накопление социального опыта возможно лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют определённым педагогическим условиям:
1) воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;
2) вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
3) предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;
4) предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.
5) отсутствие единой программы обучения детей в детском саду.
Значительно повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Изменились их требования к образованию, воспитанию и развитию детей в дошкольный период жизни. Родители желают быть активными участниками педагогического процесса, они готовы к участию в реализации программы дошкольного образования. В настоящее время родителям предоставлено право самостоятельно определять время начала обучения своего ребенка в школе. В результате часть родителей — сторонников акселерации детского развития — испытывают потребность в интенсивной подготовке своего ребенка к обучению в школе с 6-ти лет.
На современном этапе на первое место выдвигается не обучение дошкольника чтению, письму, счету, иностранному языку и т. д., а формирование функциональной готовности к школьному обучению, социальной зрелости. Так в последние годы в обиход вошел новый термин «предшкольное образование».
В чем же причины затруднения адаптации детей к начальной школе?
Одной из них специалисты считают несоответствие функциональной возможностей детей требованиям школы. И дело ьуь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отсвание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы.
Главным, конечно, является несоответствие требований к ребенку старшей группы детского сада и к первокласснику. Априори считается, что первоклассник должен быть более дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник. Но ребенок не может в один миг овладеть всеми требуемыми качествами. К тому же многие начальные образовательные учреждения выдвигают крайне высокие требования к качеству дошкольного образования. От первоклассника нередко требуется не только знание алфавита, но умение читать и считать.
Следующей проблемой можно назвать отсутствие согласованности дошкольного образования и школы. Школьные педагоги не принимают игровую форму обучения, которая преобладает у детей первого класса. Это влечет стрессовую ситуацию первоклассника, сопутствующие заболевания, дисбаланс в учебе, и, как правило, нежелание посещать школьное заведение.
Можно сделать вывод, что в настоящий момент основной задачей развития системы дошкольного образования является создание пребывания ребёнка дошкольного возраста в системе, оптимально отвечающим его интересам, интересам семьи, во взаимосвязи ребёнок-семья-педагог.
Однако в программу детского сада обучение чтению и письму попросту не входит. Чтобы избежать подобных проблем, родители должны ознакомиться не только с программой детского сада (например, выложенной на сайте дошкольного образования), но и с требованиями той школы, в которую планируется отдать ребенка. В случае обнаружения несоответствия необходимо организовать для ребенка дополнительные занятия в детском центре, или воспользоваться услугами репетитора, или заняться образованием ребенка самостоятельно. Дополнительно осложнить ситуацию может психологическая неготовность ребенка к обучению в школе, стресс при смене коллектива и обстановки. Более мягкий для ребенка переход к новой системе обучения происходит в том случае, если дошкольное образование включает в себя занятия по подготовке к школ.
Одной из главных задач государства в сфере дошкольного образования – обеспечение его общедоступности – до сих пор остается нерешенной в полной мере. Причин, порождающих такую ситуацию много: дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения. Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к школе. Поэтому необходимы детские заведения с кратковременным пребыванием, частичным пребыванием в детском саду и коллективе.
Пути решения:
-формирование эффективной бюджетной политики в сфере дошкольного образования;
-внедрение новой системы оплаты труда, мотивирующей на повышение объема и качества труда;
-создание конкурентной среды в сфере дошкольного образования.
Таким образом , сохраняется противоречие между реальным статусом, возможностями, назначением дошкольного образования и требованиями со стороны государства (ожиданиями со стороны общества, спросом и возможностями со стороны семьи).
Список литературы
1.Майер А. А., Тимофеева Л. Л. «Болезни роста» современного дошкольного образования : кризис системы или системный кризис // Управление качеством дошкольного образования : теория и практика / под ред. Н. В. Микляевой. Коллективная монография. - М.: МГПУ, 2013.
Интернет ресурсы:
https://moymalysh43.ru/pomoshch/problemy-dou-i-puti-ih-resheniya.html
https://infourok.ru/problemi-doshkolnogo-obrazovaniya-i-puti-ih-resheniya-