Статья «Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения»
Проблемы дошкольного образования бесконечны, пути их решения не найдены.
Дошкольное образование, как и вся современная система школьного образования в целом, к сожалению, пополняется не только прогрессивными методиками, но и сложными проблемами.
Возникают разногласия между учителем и родителем в подходе к образовательным технологиям и приемам. Эти разногласия выливаются в конфликты и вместо того, чтоб объединить усилия в воспитании и образовании ребенка, педагоги тратят свои силы на сглаживание конфликта между участниками образования. В результате чего ребенок становится на одну из противоборствующих сторон.
Дошкольное образование почему-то рассматривается в отрыве от образования и воспитания в семье. Однако, именно в кругу семьи закладываются основы образования, воспитание не может быть оторвано от обучения. На практике же учителя сталкиваются с недоверием и неуважением со стороны родителей. Бытующее мнение родителей « мы привели вам ребенка, вот и учите», в корне неверно. На мой взгляд, такое явление и становится одной из главных проблем в образовании, в том числе и дошкольном. Родители самоустраняются; мамы, а зачастую мама и есть единственный родитель, заняты добыванием денег. Воспитание в таких семьях перекладывается на детский сад и школу. Статус учителя, авторитет учителя в обществе падает. Средства массовой информации «подливают масла в огонь» статьями и видеорепортажами о «произволе и некомпетентности» учителя, давая пищу незрелым умам.
Дошкольное образование должно бы закладывать и правовую ответственность детей. Мы все меньше говорим « я должен, я могу» и все чаще звучит «я не хочу, вы не имеете права». Редко наблюдается и результат достойного полового воспитания детей; мальчики похожи на девочек и не только внешне, а девочки грубоваты. Не является ли это отражением распределения ролей в современной семье?
Подразумевается, что ученик 1 класса должен быть подготовлен к процессу получения знаний. На опыте школы мы видим, что первоклассник не только не хочет учиться, но и не может по самым разным причинам; здесь и нарушение здоровья, и вседозволенность и знание ребенком своих прав, но не обязанностей и, как следствие, неадекватное поведение. Система дошкольного образования не предусматривает комплексного психолого-педагогического или медицинского обследования будущего школьника до поступления в школу и на протяжении всех 11 учебных лет. В целом вся система образования должна подвергаться критике и переустройству во благо детей и людей на службе образования.
Проблемы бесконечны, а вопрос нахождения путей решения проблем остается открытым. Начинать надо бы с воспитания семьи, воспитания в семье, с духовности, с поднятия авторитета учителя, образованности учителя, как педагога, но не работника сферы услуг.
Кодолова Т.В.
Мажова Светлана Александровна