12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Анжела Викторовна945
Я - педагог - психолог, дефектолог, работаю в детском саду и в начальной школе. Среди ребят, с которыми я занимаюсь, есть ребята с ОВЗ. Мне нравится узнавать новое, делиться своими мыслями и идеями с коллегами. Надеюсь, здесь будет такая возможность...
Россия, Ленинградская обл., Гатчина

Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения


Детский сад играет огромную роль в становлении личности ребенка, формировании его индивидуальности. Чем качественнее подача дошкольного образования, тем эффективней результат. Однако, несмотря на наличие ФГОСа ДО, СаПин и других важных документов, современный детский сад встречается с рядом трудностей и проблем.

Первая и, пожалуй, самая глобальная проблема – это угасание детской игры. Не нужно доказывать значение детской игры для развития ребенка – дошкольника. В то же время, обращаясь к трудам различных исследователей, в частности. Е.О. Смирновой, а также собственным наблюдениям, констатируем факт вытеснения игры другими видами деятельности (играми на гаджетах, просмотром мультфильмов и т.д.). Е.О. Смирнова в своих исследованиях называет основную причину угасания игры в образовательном процессе – «подмена игры игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового». Кроме того, для свободной игры у современных дошкольников нет времени. Расписание в старшей и подготовительной группах четко структурировано, строго прописано время для занятий, дополнительных кружков, режимных моментов. Даже прогулка имеет 5 частей. Дети за 30 минут свободного времени не успевают даже подготовить необходимые игровые атрибуты. Предметно-развивающая среда прекрасно обогащена с точки зрения наполняемости игрового оборудования. Но данное оборудование (тематические уголки, игрушки) малофункционально, оно, как правило, не трансформируется. Для развернутой детской игры требуются предметы-заместители, природный и бросовый материал (очень нравятся детям картонные коробки разных размеров), которые обеспечивают полифункциональность среды. Важным фактором является и то, что не все взрослые (родители, педагоги) придают значение детской игре, считая это тратой времени.

Вторая проблема не менее остра. Занятия в дошкольных учреждениях очень похожи на мини-уроки. Дети за столами слушают педагога и выполняют задание, предложенное взрослым.

Поскольку детский сад – это не только дети, но и взрослые, сама собой выходит и третья проблема – загруженность педагогов. Для исполнения майских указов президента, многие ДОУ перешли на такой график работы: 3 воспитателя на две группы. С учётом замен и подмен рабочий день воспитателя длится зачастую 12 часов. И всем хорошо известно, что педагог работает не только с детьми, но и бумагами. Журналы, отчеты, заполнение диагностических материалов. А если ещё и посреди учебного года проверка нагрянет! Современному педагогу очень трудно сохранить психологическое равновесие при таком ритме жизни. А ведь педагог обеспечивает сохранение жизни и здоровья каждого воспитанника!

Я работаю в детском саду 3 года. За этот недолгий период вышеперечисленные проблемы мне показались основными. Есть много других трудностей, с которыми сталкиваешься ежедневно: взаимодействие в коллективе, взаимодействие с родителями, ребенок с ОВЗ в группе с неподготовленным воспитателем и т.д. В работе с педагогами для поддержания психологического баланса я рекомендую следующее:

- принятие каждого ребенка, ведь каждый ребенок уникален, индивидуален. И даже «трудный» ребенок имеет свои достоинства, на которых можно «сыграть»;

- использование проблемных ситуаций, элементов ТРИЗ на занятиях и в режимных моментах для поддержания познавательного интереса детей;

- включение в расписание «Дня игры» 1 раз в неделю. Например, в одной из подготовительных групп в нашем саду таким днём был четверг. Именно в этот день значительное количество времени отводилось на свободную игру детей. В такие дни важно обеспечить детей различным бросовым материалом (коробками, тканями, обоями);

t1624543381aa.jpg

Рис. 1 Строительство детского городка

- корпоративные мероприятия, например, «цветные дни» (например, каждый понедельник педагоги приходят с элементами зеленого цвета), мастер-классы, психологические гостиные. Такие мероприятия позволяют сохранить психологическое здоровье педагога.

Таким образом, дошкольное образование испытывает значительное количество трудностей, но при умелом подходе можно найти решения, которые помогут сохранить некоторый баланс между всеми участниками образовательных отношений.


Список использованных источников:

Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании. // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2013. - №3 12_Смирнова_psyedu_2013_3.pdf (psyjournals.ru)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.