Статья «Особенные дети в художественной школе»
ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
Гильмутдинова А. Х, Сухорукова М.Э.
МАУДО ДХШ №1 г. Набережные Челны
Работа в любой образовательной системе предполагает постоянное обучение, получение новых знаний, навыков и трансформация их в учебной деятельности. Главной целью предпрофессиональной программы в области искусств является выявление одаренных детей в раннем возрасте.
Наравне с такими задачами как: высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, перед нами ставится задача инклюзивного образования обучающихся. Инклюзия – это полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь класса, школы. Наши реалии таковы, что среди одаренных детей, которых мы отбираем с экзаменами, может оказаться «особенный» ребёнок. Такие дети могут иметь различные диагнозы: шизофрения, ДЦП, эпилепсия, аутизм. Для преподавателя, который не сталкивался с этим раньше, возникает множество вопросов. Например, как правильно выстроить общение в группе, когда учебный материал нужно объяснить всем, учитывая индивидуальные потребности ребёнка с ограниченными возможностями [1].
В настоящее время большой акцент делается на обучающихся, которые имеют определенные особенности здоровья, так как в современном образовании активно идет реализация программ ФГОС для детей с ОВЗ, что обязывает преподавательский состав детских школ искусств получить навыки анатомического, психологического, дефектологического плана, а так же социальной работы с обучающимися [3].
В статье «Исцеляющая сила изобразительного искусства» автор Веселова Н. Е. ссылается на труды ученого - психолога, и педагога, профессора, доктора педагогических наук, члена РАО H.H. Малофеева. В ней указывается, на то, что успешному формированию инклюзивной образовательной среды в образовательном учреждении служит четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной психолого-педагогической помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями, участие в образовательном процессе специалистов в сфере общей и специальной педагогики, педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, медицинских работников [1].
А еще у таких обучающихся помимо преподавателей по учебным предметам должны быть тьюторы – посредники, как говорит нам интернет, между ребёнком и окружающей семьей, которых катастрофически не хватает. Их роль выполняют родители, также зачастую, не всегда знающие как нужно сделать все перечисленное выше.
С точки зрения морали, это правильный подход в образовании. Но, готовы ли школы в реальности к выполнению такой ответственной и сложной задачи? А в реалии получилось, что дети с ОВЗ начали поступать к нам на учебу далеко еще до прохождения преподавателями курсов по работе с такими детками. В школах пока нет специальных условий для обучения детей с различными особенностями здоровья. У преподавателей возникли вопросы. Например, как общаться со слабослышащим ребёнком, у которого есть и другие отклонения? Как правильно спланировать урок, где есть ребёнок аутист? Преподаватели сами вынуждены были искать методы работы, просить родителей присутствовать всё время процесса учебы, иногда работать методом «тыка» [4]. Курсы повышения квалификации «Социально-психологическое сопровождение и обучение детей с ОВЗ» (Набережные Челны, помогли разобраться во многих вопросах, как говорится «сошлись пазлы», но это капля в море. Инклюзивное образование требует от преподавателя кропотливой работы, устойчивой.
Рассмотрим ситуацию, когда девочка с аутистизмом пришла обучаться художественную школу в класс Муратовой Э.С. Не смотря на все внешние проявления психики: неадекватное поведение, возбудимость, неправильное реагирование и т.д., девочка оказалась очень способной и благодаря усилиям педагога и мамы, ученица получила свидетельство с оценками «отлично».
Основоположник идеи инклюзивного образования Л.С. Выгодский сказал, что «Обучить творчеству нельзя, но можно содействовать его образованию и проявлению»
Что же именно нужно учитывать при организации урока, если в классе есть ребенок с ОВЗ? У таких детей есть замедленное формирование пространственных представлений, они гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Также им трудно даются техники рисования. Поэтому, возможно, они будут рисовать однотипно и однообразно. Такие ограничения приводят к узости тематики рисунков, их схематизму. На качество изображения оказывают влияние нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, Повышенная возбудимость нервной системы, нарушения памяти и внимания не могут не оказывать влияния на обучение. Моторика у таких детей плохо развита, поэтому происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи [3].
Каждый преподаватель в чем-то силен. Учитель – художник так же постоянно растет, сам рисует, пишет картины, в этом постоянном процессе он теряет много сил, но взамен получает опыт и удовлетворение. Такой же смысл он закладывает подсознательно, предлагая новую тему учащимся. Материал в программе дается «по-спирали», темы и техники усложняются по-нарастающей, этот метод хорошо подходит и для инклюзивного обучения.
Курс занятий выстроен по принципу: в начале обучения – приобретение художественных навыков, в дальнейшем - отработка и их закрепление, в результате - творчество.
Т.Е. на закреплении усложняем материал, поэтому становится приемлемым объединить группы по возрасту и детей с ОВЗ. Неподготовленные дети, могут легко приобретают художественные навыки, а те ребята, которым эти навыки уже знакомы, получают возможность применить их на более высоком уровне.
Основные дидактические принципы: доступность и наглядность, последовательность и системность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей [2].
Среди детей с ограниченными возможностями, например аутистов, встречаются и очень талантливые дети. Они хорошо учатся в СОШ, имеют прекрасные данные в изобразительном искусстве, но их психическое здоровье, поведение, внимание изменённое [1]. Таким примером служит одна из выпускниц нашей школы, закончившая школу на «отлично». Все уроки девочку сопровождала мама, находилась всегда в классе, т.к. по-другому работать не получалось. В конце обучения мама лишь сопровождала дочь до школы и обратно, коллектив учащихся воспринимал уже ее, как обычную девочку. Её работы много раз вывешивались на выставках в городе и в школе. Т.О. при совместной работе с родителями, тьюторами есть возможность добиться отличных результатов. Преподаватель, же приложил максимум усилий, это был первый опыт в работе с таким ребенком. Есть также опыт работы со слабослышащими детьми, здесь преподавателю понадобились другие методы работы, которые так же приходилось выискивать методом «тыка», т.к., повторюсь, все мы новички в работе с детьми с ВОЗ. Психолог, медработник в штате не предусмотрен. Поэтому задачами преподавания современного учителя является изучение психологии и различных методов работы с детьми с ОВЗ. А для школ – это сотрудничество с учреждениями, где состоят эти дети на учёте не только в плане различных мастер-классов и выставок, но и в плане обучения преподавателей методике работы с такими детьми.
Список литературы
[1] Веселова Н. Е., Тимиргалеева В. М. Исцеляющая сила изобразительного искусства / Н. Е. Веселова, В. М. Тимиргалеева — М.: Екатеринбург, 2015 — С. 5-8
[2] Кузьмина О. С. О подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / О. С. Кузьмина — М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011 [3] Обухова С.Н. Условия обучения изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья / С.Н. Обухова — М.: Современное педагогическое образование, 2019. — С. 152-154 [3] Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки / И. Н. Хафизуллина — М.: Астрахань, 2008. — С. 80-83