12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Старшов Михаил Александрович3875 выпускник и сотрудник физфака Саратовского университета Россия, Саратовская обл., Саратов Материал размещён в группе «Учителя физики» |
Статья «Осторожно, дети слышат»
М. Старшов
Осторожно, дети слышатПривык утром во вторник просматривать сайт «Учительской газеты», где появляется свежий номер. А сегодня заметил слева полоску с перечнем методических находок наших учителей. Открыл, и сразу, что называется, попал. Сначала я в тексте не чуял беды, длинное перечисление целей всяких и задач. Подозреваю, что этого никто не читает, кроме членов жюри да инспекторов наробраза, а сколько всё это отнимает времени и сил, не сосчитать. Ну, ладно, вот пошла физика. Но что же это такое, лучше бы автор на целях и остановился.
С грустью читаю формулировку, до боли в ушах знакомую: «Преломление света – изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред».
Цель урока: выяснить, что такое преломление света.
Это главный результат показательного урока лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»
. А меня давно удивляет, почему первокурсники не слышат разницы в словах «преломление» и «изменение направления»! Ибо свет может переходить через границу прозрачных материалов перпендикулярно их границе, и тогда его направление не изменяется, а преломление было. Как раз пренебрежение этой мелочью мешает школьникам и студентам понять геометрическую оптику, основу всей современной науки о свете.
Почему-то любую неточность дети услышат все и запомнят навсегда. Не знаю, как в других науках и предметах, но главную силу и главное достоинство физики вижу не в цифрах и формулах, а именно в точном слове в нужном месте. Раньше физики воспитывались на трудах Галилея, Ньютона, Нильса Бора, и видели точнейший подбор слов. Сегодня получаем пересказы, а это напоминает старую игру в «Испорченный телефон».
Наконец, любопытно примечание к этому конспекту лучшего урока: «
Молодой учитель разок сказал и написал чуть неточно, получил только поощрение, другой раз увереннее будет, но едва ли лучше. А что получают его воспитанники, никто не разберёт. Всё равно найдутся где-нибудь пять человек, и отстоят честь страны на международной олимпиаде.
Вот такая философия на мелком месте.