12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
dori201013

Виталий Владимирович Гашин,

учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория,

МБОУ «ШИСОО» с. Самбург, Пуровский район, ЯНАО


Особенности ЕГЭ по истории – 2021: нововведения,

рекомендации по подготовке, типичные ошибки


Историю в качестве экзамена по выбору на ЕГЭ ежегодно сдают в среднем 103 тысячи российских выпускников. Как подготовиться к экзамену по этому предмету, на что обратить внимание и как избежать основных ошибок?

В чем особенности ЕГЭ по истории в этом году? Чем экзамен этого года будет отличаться от прошлого года? Будут ли какие-то нововведения в экзамене по истории?

Структура и содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории в 2021 году практически не изменились. В 2021 году ЕГЭ по истории изменена модель задания 25 (историческое сочинение). Если в 2020 году участники ЕГЭ писали сочинению по одному из трех исторических периодов, то в 2021 году историческое сочинение необходимо будет написать по одному из трех предложенных исторических процессов или по деятельности одной из трех исторических личностей.

В целом работа состоит из 25 заданий, распределенных на две части. Первая часть включает в себя 19 заданий с кратким ответом (это может быть слово или последовательность цифр). Вторая часть состоит из шести заданий с развернутым ответом. Во вторую часть включены задания по историческому источнику, решение исторической задачи, аргументирование точки зрения и написание исторического сочинения по одному из периодов.

Подробнее ознакомиться с критериями оценивания, а также с демоверсиями заданий можно на сайте Федерального института педагогических измерений: https://fipi.ru

Как же эффективнее всего готовиться к ЕГЭ по истории, чтобы получить высокие баллы?

Первое – это систематичность подготовки. На экзамене от выпускника требуется продемонстрировать различные умения – работу с источником, исторической картой, с иллюстративным материалом, умение аргументировать. Поэтому необходимы именно систематические занятия по изучению и запоминанию материала.

Для этого нужно прочитать школьный курс истории, не «пробежать глазами», а именно прочитать, осмысленно, с карандашом в руках. Очень полезно при прочтении конспектировать материал, записывая не только даты основных событий, но и их участников - исторических деятелей, современников событий, исторические понятия. При изучении исторических событий необходимо использовать историческую карту, иллюстративные материалы, которые помогут создать целостный образ эпохи и запомнить информацию.

Второе условие – это тренинги по решению экзаменационных заданий. Их нужно проходить регулярно. Например, 25-30 тестовых заданий каждый день. И лучше делать тематические задания, связанные с изученной темой исторического курса. Можно расширять охват тем. Так, постепенно, можно подойти к выполнению всей экзаменационной работы. В помощь выпускникам доступен открытый банк заданий ЕГЭ Федерального института педагогических измерений.

Какие ошибки чаще всего допускают ученики на ЕГЭ по истории? В каких заданиях чаще всего возникают сложности?

Экзамен по истории – достаточно сложный экзамен. Ошибки выпускников можно условно разделить на «знаниевые» (выпускник что-то не знает) и «умениевые» (выпускник что-то не умеет). Среди «знаниевых» вопросов чаще всего ошибки допускаются в задании № 9 первой части экзаменационной работы. Это задание проверяет знание исторических деятелей. Выпускники допускают достаточно много ошибок при соотнесении исторического деятеля и события. Также много ошибок возникает при выполнении заданий на знание истории культуры – это задания № 17–19 первой части работы.

Что касается «умениевых» ошибок, то это задания по исторической карте (задания № 13–16). Некоторые выпускники не могут прочитать карту, проанализировать легенду. Традиционно трудными являются задания на анализ иллюстративного материала (задания № 18–19), анализ исторического источника. И конечно, задание № 24 по аргументации исторической точки зрения. Оно самое сложное из всей экзаменационной работы. Многие выпускники не могут выполнить условие – привести полноценный аргумент с опорой на исторические факты, ограничивая свой ответ приведением только исторических фактов.

Учителям, при подготовке учащихся к ЕГЭ по истории, я бы посоветовал следующее: не превращать урок истории в монолог, в бесконечное конспектирование учебника или просмотр презентаций. Урок истории тем и интересен, что на нем можно вести диалог, дискуссию, всегда можно дать детям задания на самостоятельную познавательную деятельность. Урок – это не только «Сейчас расскажу, как правильно!», учитель на уроке – это, прежде всего, организатор, дирижер, организующий деятельность детей. Чем больше школьники будут работать с материалами учебника, с сайтами, тренировочными заданиями, отвечать на вопросы учителя, дискутировать, обсуждать темы в группе, тем будет гораздо больше пользы.

Желаю всем успехов на ЕГЭ 2021!



Источники и литературы:

Сайт ФИПИ https://fipi.ru/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.