2 типичные ошибки в профориентации
В знакомстве школьников с профессиями часто совершается 2 типичных ошибки:
1. Профессии, с которыми знакомят учеников, часто выбраны произвольно, без системы. Что в этом плохого?
Считается, что в РФ более 10 000 профессий, из них 2 500 - наиболее актуальны. Разумеется, педагог не располагает временем и возможностями рассказать обо всех 2 500 профессий и в итоге рассказывает лишь о нескольких, выхваченных случайным образом. Другие профессии теряются из картины мира школьников. В результате, у учеников ФОРМИРУЕТСЯ МОЗАИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ, в котором могут отсутствовать важные профессии и даже отрасли. Сказывается и региональная специфика, когда на севере забывают рассказать об аграриях, а на юге о металлургах и т.п.
2. Отраслевой подход к профессиям. Школьникам рассказывают о профессиях строителя, металлурга, нефтяника, банкира, железнодорожника и так далее. Мало того, перечисленные профессии встречаются в профориентационных тестах на многих сайтах.
Проблема заключается в том, что НИ ОДНОЙ ИЗ ЭТИХ ПРОФЕССИЙ В РЕАЛЬНОСТИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Ни в одном банке нет "банкиров", а есть операционисты, финансовые аналитики и т.п. Чтобы построить дом нужны геодезисты, архитекторы, крановщики, сантехники, электрики, кровельщики и еще 40 самостоятельных профессий, внутри которых есть свои специальности. На железной дороге также работают разные специалисты, которым требуется различное образование, принципиально разные профессионально важные качества и навыки. И никаких "железнодорожников" среди них нет. В каждой такой "мета-профессий" содержится множество профессий с принципиально разными требования к навыкам, знаниям, личным и профессиональным качествам. Поэтому нельзя говорить ученику, например, "тебе подходит профессия строитель". Потому что не понятно - что имелось в виду - архитектором (6 лет в вузе) или крановщиком (6 месяцев на курсах).
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?
В "Навигатум" мы разработали сценарии профориентационных занятий, которые позволяют познакомить школьников с профессиями системно, выстраивая ЦЕЛОСТНОЕ представление о мире профессий.
Для начальной школы:
Через отраслевой подход мы охватываем ВСЕ направления трудовой деятельности и при этом рассказываем о профессиях через описание производственного (технологического) процесса. Это захватывающе интересно само по себе, расширяет кругозор и выстраивает целостную картину мира. Для начальной школы вся эта информация "завернута" в формат художественной сказки.
Подробности на сайте www.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.рф
Для средних и старших классов:
Проведите профориентационное занятие, в котором школьники знакомятся с темой "мета-профессий" с помощью образовательного мультфильма "СТРОИТЕЛИ":
Сценарий занятия к мультфильму по теме "мета-профессии" здесь:www.navigatum.ru/builder
Напомню, что материалы для других занятий Вы можете найти на сайте www.КАЛЕЙДОСКОППРОФЕССИЙ.рф, на котором представлены как бесплатные материалы (сценарии и профориентационные мультфильмы), так и платные по доступной цене.
Если у Вас есть вопросы по теме "мета-профессий", обращайтесь,
Антон Смирнов,
facebook.com/cineofilmsru
#профориентация #самоопределение #метапрофессии #профессии
#навигатум #navigatum #калейдоскоппрофессий #строитель#мультфильм