12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бобкова Наталия Георгиевна6652
Работаю в МАОУ "Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ" с 2010 г. - кандидат филологических наук; - эксперт ЕГЭ по французскому языку с 2012 - 2015 гг.; - заместитель председателя республиканской предметной комиссии ЕГЭ по французскому языку.
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ
6

"Особенности мифологизма в литературе XX века на примере романов К. Вольф".

Лекция-информация

Особенности мифологизма в литературе XX века на примере произведений Кристы Вольф.

Мифологизм в литературе XX века ярко проявился в драматургии, поэзии, романе. Именно в романе наиболее отчетливо выражена специфика новейшего мифологизма. Так, мифологична и историческая проза немецкой писательницы Кристы Вольф (1929). Судьба выдающихся женщин Кассандры, Медеи даёт возможность понять особенность женского пути в мире. Отличает эту группу произведений не только тонкий психологический анализ и художественные достоинства, но и историческая достоверность, знание эпохи.

В ее произведениях акцент перемещается на внутреннюю жизнь персонажа, на экзистенциальные проблемы личности, ее конфликт с окружающим миром.

Повесть «Кассандра» (1983) продолжает женскую тему в символико-историческом ракурсе. Пророчица, неуместная в силу своей прозорливости, опасна для патриархального мира и не в состоянии разоблачить ложь. Не желая подчиниться обычной женской судьбе и покинуть гибнущую Трою вместе с Энеем, она избирает плен и смерть. Повесть построена как внутренний монолог-воспоминание героини о Троянской войне, но пронизана тонкими современными аллюзиями.

В своем произведении «Медея» немецкая писательница обращается к мифологическому сюжету о Медее. К образу, ставшему олицетворением женщины, ради любви и мести способной на многое. Обращение К. Вольф к сюжетам древнегреческой мифологии плюс психологические моменты, вот формула произведений писательницы.

Отметим, что в настоящее время мы наблюдаем повышенный интерес к прошлому. Писатель стремится сам расследовать прошлое, выдвигает свои версии исторических событий. И современный историк, и писатель склоняются к тому, чтобы свернуть с магистрали истории и исследовать то, что осталось в тени, не вошло в учебники по истории, по новому взглянуть на великие события той или иной эпохи. Другое дело, что одни писатели стремятся изобразить прошлое, не «загрязняя» его вымыслом, восстановить истинный ход событий, т.е. следуют традиции В. Скотта. Другие писатели иронически подчеркивают вымышленность своих произведений, аргументируя это тем, что художественное произведение на историческую правду претендовать не может, и литература превращает любой факт в вымысел. Что касается романа К. Вольф, то писательница не ставит перед собой задачу восстановить картину прошлого, а только ввести читателя в социально-исторический контекст эпохи, для нее важна история духовного развития персонажа. Писательница пытается психологизировать миф. Так, Медея К. Вольф – фигура вневременная, миф о ней рассказывает о современном политическом и душевном кризисе.

Вышедший в 1996 году роман «Медея. Голоса» был и ожидаемым, и неожиданным. Томас Àнц, давая характеристику роману, отметил в нем «напряженные элементы современного политического и психологического детектива».

Заимствование сюжета в романе не является «возвращением к подлинной первобытной мифологии», миф — это один из способов модификации романной формы в XX столетии.

Это уже не миф в его традиционной форме, но именно он позволяет объединить фантазию и реальность, субъективное и объективное. Писательница не просто заимствует мифологические образы и ситуации в романе, она переосмысливает их, приближая к современным, актуальным проблемам. Уже в названии романа Вольф добавленное слово - «голоса» — говорит об авторском переосмыслении мифологического сюжета и на формальном и на содержательном уровне. Эти голоса персонажей являются композиционной основой романа, стержень которого — событие-действие, судьба Медеи.

Казалось бы, такого типа построение исключает диалогические, то есть драматические отношения. Однако суть такого построения именно в том, что доминирует установка драмы на внешне типичное высказывание и поведение, с одной стороны, и на самоопределяющегося, решающего свою судьбу персонажа, — с другой. В пределах драматического характера между крайностями типа и индивидуально избранной неготовой позиции раскрывается образ Медеи.

Начиная свое повествование с традиционного для жанров драматургии списка действующих лиц, писательница явно прибегает к стилизации, приближая свой текст на формальном уровне к тексту-источнику.

В эпическом произведении, имеющем подзаголовок «Голоса», речь героев является основной составляющей полотна произведения, а последовательность вступления очередного персонажа, удельный вес его речи относительно других определяется автором и зависит от соотношения точек зрения главного действующего лица и писателя. Àвтор же - связующее начало эпического произведения отсутствует на формальном уровне, но выражается в иерархически организованной системе персонажей.

Медея возвращает нас в прошлое — дистанцируя изображаемое и процесс ведения речи, что является важнейшей чертой эпоса как рода литературы. Но она сама делает прошлое и настоящее взаимопроникаемым. Нам понятно после каждого голоса, что это речь о происшедшем.

«Высказывание в драме — это, прежде всего речевой акт, связанный с ориентировкой человека в создавшемся положении. Монологи и диалоги являются здесь по основной своей функции не сообщениями, а действиями». В том числе действиями внутренними.

К. Вольф, называя свое произведение романом, создает, тем не менее, сложную форму произведения «роман — миф — драма», где драматические формы обусловлены образом главной героини и содержанием «Медеи» как романа-трагедии. Драма, традиционно ставящая вопрос о понимании общества и индивида друг другом, на всем протяжении пытается разрешить этот вопрос. Для К. Вольф — это вопрос понимания миром мужчин сильной личности — женщины. Писательнице удается сохранить на протяжении всего романа одно из требуемых единств классической драмы — единство действия — противоречие между образом Медеи-детоубийцы и образом Медеи-человека. «Новым смыслом наполняется и давно занимающий писательницу вопрос о положении женщин в обществе, их стремлении вырваться из той социальной роли, которая им навязывалась с давних времен, о тяге к полноценной жизни, духовной и нравственной самореализации».


Литература

1. Вольф, К. Современная зарубежная проза [Текст] / К. Вольф. – Изд-во АСТ, 2-14 г.

2. Фидлер, Л. Современная западная культурология [Текст] / Л. Фидлер. М., 1993. 3.Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. – М.: Высш. шк., 2005 .

4. Штейнман, М.А. Популярная литература: Опыт культурного мифотворчества в Америке и России [Текст] / М.А. Штейнман // Вопросы литературы. – 2004. – №5. – С.15-20.

5. Ковалева, И.С. Опыт прочтения постмодернистского текста [Электронный ресурс] URL: http://www.amstud.msu.ru/full_text/texts/couf1995/kovaleva32.htm (13.04.2009).


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.