Мифологизм в литературе XX века

9
2
Материал опубликован 18 September 2020 в группе

Лекция

Мифологизм в литературе XX века.

Цель: Ознакомление с формами мифологического мышления, поэтической мифологии, формами трансформации мифа.

Художественная литература, как и искусство в целом, неразрывно связана с мифологией, т. е. совокупностью мифов, представляющих наиболее глубинные, общие, вневременные слои человеческого сознания. Мифы встречаются в самых различных эстетических системах – от античной трагедии до постмодернистского романа, поэтому о мифе следует говорить не только как о философии, идеологии или мировоззрении, а и как об основном художественном методе, позволяющем придать глубину и универсальность конкретному сюжету.

Вызывает интерес и этимология слова «миф», которая восходит к древнегреческому слову mythos – рассказ, рассказывание, сказание, предание. Его латинский аналог – fabula – повествование, басня.

В.Е. Хализев, характеризуя миф, цитирует В.И. Даля: «Миф – это область баснословного, небывалого, сказочного». Таким образом, по В.И. Далю, мифология определяется как баснословие.

Реалистическое искусство XIX века ориентировалось на демифологизацию культуры и видело свою задачу в освобождении от иррационального наследия истории ради естественных наук и рационального преобразования человеческого общества. Реалистическая литература стремилась к отображению действительности в адекватных ей жизненных формах, на создание художественной истории своего времени. Тем не менее, и она не отказывается полностью от мифологизирования как литературного приёма. Вспомним произведения Н.В. Гоголя, в частности «Нос». В этой повести автор рисует фантастическую историю про нос майора Ковалева, который был запечен в тесте, затем брошен в Неву, разъезжал по Петербургу в ранге статского советника, а потом возвратился на законное место – «между двух щек майора Ковалева». В реалистической литературе и в частности в повести нет традиционных мифологических имён, но уподобленные архаическим ходы фантазии писателя активно выявляют в заново созданной образной структуре простейшие элементы человеческого существования, придавая целому глубину и перспективу. И совершенная «чепуха», произошедшая с майором Ковалевым имеет свою логику. Н.В. Гоголь шутя, говорит о важных для человека вещах: как «сохранить лицо», «не потерять себя»; о человеческой личности и «собственном месте» в этом мире. «Чепуха происходит от превращения этих понятий в какие-то самодовольные внешние вещи. Нос как видная часть становится в центре этих превращений: из части в целого господина, из вещи – в лицо» - говорит С. Бочаров.

В настоящее время миф приобрел иную окраску и стал пониматься не как любой вымысел, облаченный в рассказ, а как достояние исторически далеких эпох, как «древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле». Миф мыслится как надэпохальная, трансисторическая, бытующая в жизни народов на протяжении всей их истории форма общественного сознания, которая связана с особым родом мышления. Мифология в таком ее понимании – это одна из констант жизни человечества, феномен, наличествующий всегда и везде.

К мифу обращаются сознательно как к инструменту художественной организации накопленного опыта, как к способу «выйти за социально-исторические и пространственно-временные рамки». Современные теории определяют миф как «некую емкую форму и структуру, которая способна воплотить наиболее фундаментальные черты человеческого мышления и социального поведения, а также художественной практики».

В XX веке «миф стал одним из центральных понятий социологии и теории культуры» (Е.М. Мелетинский). Основные типы мифологизма в литературе были сформированы уже в начале века и, как правило, соотносятся со следующими именами: Джеймс Джойс, Томас Манн, Франц Кафка и Габриэль Гарсиа Маркес. Под типом мифологизма подразумеваются мировоззрение писателя и используемые им приемы введения мифологических образов в текст произведения.

Миф являет себя на уровне сюжета, образа, мотива, аллюзии, подтекста. В науке появляются такие новые понятия, как «мифологема» (часть мифа, отделившаяся от целого и выполняющая функцию мотива). Миф может играть идеологическую, композиционную, поэтическую, структурообразующую и др. роли в произведении.

Мифология, по выражению Ф. Шеллинга, представляет собой прекрасный «первичный материал для всякого творчества, для создания в искусстве индивидуальной мифологии». Миф объясняет и санкционирует существующий социальный и космический порядок в том его понимании, которое свойственно данной культуре, миф так объясняет человеку его самого и окружающий мир, чтобы поддерживать этот порядок».

Миф показывает не только внешнюю причину происходящего, но и психологизм ситуации, который, как следствие, содержит в себе психологизм действующих лиц. Миф раскрывает еще и то, как на это происходящее пытаются влиять через действие, поступок, которое в основе своего совершения имеет определенную цель. Рамки мифологического сюжета увеличивают обзор изображаемых событий, одновременно обязывают художника к лаконичной манере, обостренному драматизму.

Итак, миф может выполнять весьма различные функции в художественном произведении, но в постмодернизме он выступает чаще всего как метод, позволяющий выстроить особый условный мир, нагруженный дополнительными скрытыми смыслами, в них зашифрована авторская картина мира. Поэтому можно говорить не просто об использовании мифа или интерпретации мифа, но о «мифологизме» современной литературы или о «мифотворчестве».

Современная литература продолжает пользоваться символическим языком мифа. Литературные произведения наполняются многочисленными аллюзиями на древние мифы и одновременно являются источниками новой мифологии. В отличие от традиционного мифа, новый литературный миф – это один из основных способов иносказания, художественный образ, созданный с помощью привлечения тех или иных черт мифологической образности.

Какие же именно мифы участвуют в культуре XX века? Архаичные (первобытных народов), библейские.

В последнее время в науке о литературе очень широко используется понятие «архетип» (от греч. arche – начало и typos – образ). Это понятие употребляется в различных сферах знания в работах швейцарского психолога К. Юнга (1875- 1961). К. Юнг понимал архетип как общечеловеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение. Чаще всего архетипами являются мифологические образы. Мифологическими образами, по К. Юнгу, буквально «нашпиговано» все человечество, причем архетипы гнездятся в подсознании человека, независимо от его национальности, образования или вкусов.

Особо следует выделить категорию, которая оказалась предпочтительна именно в постмодернистских текстах - литературные архетипы. Последние базируются на вечных литературных образах, созданных конкретными авторами – образы Гамлета, Дон – Кихота, Одиссея, Медеи, Кентавра и т.д. Так, в романе «Улисс» Джойса прообразом Стивена Дедала является не только Телемак, но и Гамлет. Кроме того, в одном из эпизодов романа появляется некто, похожий на Шекспира. В постмодернистских текстах герои могут соседствовать с их создателями – авторами и входить в новую систему (новый текст). Иногда целые литературные произведения могут становиться подтекстом всего повествования, придавая ему мифологическую структуру. Джону Фаулзу близок этот тип романа: он виртуозно вплетает в свои тексты различные литературные и мифологические коды, требующие от исследователя большой эрудиции и искусства декодирования. Так, к примеру, сборник повестей «Башня из черного дерева» отсылает читателя к образу Пабло Пикассо. Образу мифологическому, т. к. ко времени создания повести П. Пикассо стал мифом европейской культуры. В «Коллекционере» - шекспировский код – «Буря». В «Любовнице французского лейтенанта» - викторианский код. В романе «Волхв» также присутствуют несколько литературных кодов – «Одиссея» Гомера, а также библейский код.

«Мифологизм» в литературе XX века ярко проявился в драматургии, в поэзии, в романе; в последнем наиболее отчетливо выражена специфика новейшего мифологизма.

Обращение к «глубинной» психологии в романе XX века большей частью ориентировано на человека, более или менее эмансипированного от социальных «обстоятельств». Мифологизирующие романисты испытывали в большей или меньшей мере влияние Фрейда, Адлера и Юнга. Крупнейшие представители мифологического романа первой половины XX века - ирландский писатель Джеймс Джойс и немецкий писатель Т. Манн – дали характерные для современного искусства образцы литературного «мифологизирования», противостоящие во многом друг другу по основной идейной направленности.

Литература

1. Фидлер, Л. Современная западная культурология [Текст] / Л. Фидлер. М., 1993. – С. 462-518.

2. Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. – М.: Высш. шк., 2005 . – 405 с.

3. Штейнман, М.А. Популярная литература: Опыт культурного мифотворчества в Америке и России [Текст] / М.А. Штейнман // Вопросы литературы. – 2004. – №5. – С.15-20.

4. Ковалева, И.С. Опыт прочтения постмодернистского текста [Электронный ресурс] URL: http://www.amstud.msu.ru/full_text/texts/couf1995/kovaleva32.htm (13.04.2009).

5. Леденева, Т.В. Постмодернизм и современная культура [Электронный ресурс] URL: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/novye_Issledovaniy/1_1/index.html (14.04.2009).

6. Мельников, Н.Г. Массовая литература [Электронный ресурс] URL: www.Sochindex.ru (10.05.2008).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Наталия Георгиевна, за образовательный ресурс! Познавательно!

1 April 2022

Благодарю Вас, Елена Владимировна за Вашу оценку! Очень приятно!!!

2 April 2022