Статья по теме «Особенности отбора детей для занятий спортивной гимнастикой»
ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Е.Е. Русскова
В спортивной гимнастике проблеме ориентации и отбора на начальном этапе подготовки отводится большая роль. Выдающиеся спортивные достижения в гимнастике – это результат не только упорных тренировок, но также и экстраординарных наследственных данных, определяющихся спортивным отбором. Спортивный отбор исходит из требований вида спорта, с учетом которых осуществляется селекция наиболее способных для него людей .
Ярко выраженная ранняя специализация зачастую не позволяет принимать решения детям самостоятельно, чаще их спортивную судьбу определяют родители и тренеры. Признавая ребенка неперспективным для занятий спортивной гимнастикой, зачастую взрослые определяют его дальнейшую жизнь вне сферы спорта.
В настоящее время в гимнастических дисциплинах наблюдается большой отсев детей, что негативно сказывается на массовости. Существует мнение специалистов о том, что детей, занимавшихся спортивной гимнастикой, охотно принимают в другие виды спорта. Однако необходимо решать задачу увеличения массовости и сохранения занимающихся в гимнастическом пространстве.
В этой связи суть проблемы исследования заключается в необходимости обоснования эффективного использования арсенала средств и методов отбора, учитывающего общие и специальные требования, предъявляемые к занимающимся на этапе начальной подготовки, что и будет являться особенностями отбора.
Гипотеза: предполагалось, что проблема повышения эффективности отбора детей на начальном этапе подготовки в спортивной гимнастике может быть решена путем:
• учета тенденций развития гимнастических дисциплин в мире;
• конкретизации общих и специальных требований к занимающимся спортивной гимнастикой;
• подбора средств и методов, направленных на выявление предрасположенности к конкретному виду гимнастической деятельности;
• целенаправленной ориентации для занятий конкретной гимнастической дисциплиной.
Ядро спорта состоит из трех элементов: спортивного отбора, тренировки и соревнования. Именно эти три элемента являются той основой, через которую проявляется функционирования и развитие сферы спорта в целом.
В связи с тем, что отбор и ориентация в качестве одной из основных процедур включает в себя прогнозирование, к ним можно применить классификацию прогнозов. Это позволит использовать несколько десятков различных классификационных оснований.
Отбор, ориентация, переориентация, распределение. Отбор и ориентацию мы будем понимать традиционно. При отборе определяется «пригоден ли человек к определенной деятельности» (отбор без конкурса) или «кто из претендентов, кандидатов наиболее пригоден к данной деятельности» (отбор с конкурсом). Второй вариант осуществляется, когда конкурс в деятельности больше единицы. Ориентация определяет, какая деятельность наиболее пригодна для человека .
1.Естественный и искусственный отбор и ориентация. С.В.Брянкин предлагает следующий подход. Для спортивного отбора длительность можно ограничить средним временем, за которое спортсмены достигают своих максимальных результатов и могут их поддерживать (10–15 лет), т.е. сроком «спортивной жизни».
Длительность среднесрочного отбора и ориентации целесообразно ограничить четырехлетие - сроком одного олимпийского цикла, а краткосрочного - одним годом, который обычно соответствует одному спортивному сезону. Более краткосрочные виды отбора удобно выражать в точной временной терминологии (напр., двухмесячный, трехнедельный и т.д.).
2.Конкретный и постоянный отбор и ориентация. Суть первой формы заключается в том, что известно время проведения определенного соревнования, к которому необходимо осуществить отбор или ориентацию. Во втором случае таких ограничений нет и необходимо постоянно добиваться успеха, в частности постоянно отбирать способных спортсменов. В существующей спортивной практике имеется потребность как в конкретном, так и в постоянном отборе.
3.Отбор в индивидуальные виды и в командные (комплектование команд). Это разделение приводится здесь для того, чтобы подчеркнуть сложность комплектования команд, выступающих на соревновании как единое целое (гребля на многоместных лодках, командные гонки в велоспорте, футбол, баскетбол, хоккей и др.). Существующая практика показывает, что хуже всего поставлена именно эта форма отбора, особенно это, относится к командным играм. В командных играх отбирают каждого игрока отдельно, а результат игры принадлежит команде и вклад каждого игрока определить невозможно. Иначе говоря, основная причина трудности отбора в командных играх – отсутствие результативных индивидуальных показателей .
4.Отсев и выбор. Отсев – это отбор и ориентация желающих заниматься определенной деятельностью. Выбор – это отбор и ориентация людей, не имеющих определенного желания заниматься этой деятельностью. После выбора обычно необходимо провести мероприятия (агитацию, стимулирование), чтобы создать у человека желание заниматься этой деятельностью, хотя, конечно, иногда включение человека в какую-то деятельность может происходить независимо от его желания.
Эти формы тесно связаны с конкурсом в деятельности. Он является этически более желательной формой отбора. Суть этого хорошо характеризуют слова одного тренера-практика: «Мы никогда не объявляем набора в свою школу. Дети-то придут, но как, отказать тем, кто тебе не нужен? Уйдет ребенок обиженным. И кто знает, не навсегда ли он уходит из спортзала?».
Различные формы отбора и ориентации в зависимости от применяемых средств и методов. Здесь в первую очередь надо назвать соревновательный, тренировочный, с помощью испытаний, тестовый, формальный и комплексный отбор и ориентацию. Та или иная форма проявляется в зависимости от того, что используется в качестве основного средства оценки способностей спортсмена. Уточним три из названных форм.
Отбор и ориентация на основе обследований – это оценка способностей с помощью упражнений, не входящих в тренировку, с помощью различного рода физиологических, психологических и т.п. средств. И наконец, формальный – это отбор и ориентация на основании тех ограничений, которые имеются в положениях о соревнованиях (гражданство, возраст, место жительства и работы, принадлежность к спортивной организации и т.д.).
Отбор и ориентацию можно классифицировать и в зависимости от других особенностей применяемых оценочных средств. Например, в зависимости от применяемых методов прогноза способностей или принадлежности средств к тому или иному научному предмету (медицинский, психологический, анатомический и т.д.)
Исходя из результатов проведенного исследования, решающими факторами отбора на начальных этапах являются воля и желание родителей, а также искусство тренера. Интересно, что такой немаловажный фактор, как желание стать знаменитым, пример известного спортсмена не служит основной причиной прихода ребенка в спортивную гимнастику. Данный факт, по-видимому, можно объяснить очень ранним началом спортивных тренировок (в 4-5 лет), когда ребенок не в полной мере осознает важность этого фактора.
Исследование позволяет сделать важные выводы о том, что не только отбор является важной частью спортивной практики, не менее важно, с нашей точки зрения, переориентирование не перспективных для спортивной гимнастики детей на другие виды спорта.
Источники:
1.Баландин В.И., Бдудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. – М.:ВЛАДОС, 2013. – 192 с.
2.Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры, 1990. - № 1. – с. 33-31
3.Брянкин С.В. Отбор и ориентация спортсменов: Автореф. канд. дис. Малаховка, 2002. - 22 с.
4.Брянкин С.В. Жданов Л.Н. Шустин Б.Н. Спортивный отбор и ориентация. - Смоленск: СГИФК, 2007. – 68 с.