Статья на тему «Особенности общения детей с интеллектуальной недостаточностью»

4
0
Материал опубликован 2 September 2020


 

Сапранцова Лилия Юрьевна,

Олигофренопедагог,

ГБОУ школа № 46 Калининского района

Санкт-Петербурга, центр Реабилитации и Милосердия


 


 

Особенности общения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Общение – взаимодействие нескольких людей. Общаясь, происходит обмен информацией. Оно помогает нам познакомиться и узнать человека. Общение помогает нам находить друзей, обмениваться необходимой информацией и совершать совместную деятельность.

Современная психология не имеет единого определения понятия «общение».

Общение как самостоятельная форма активности человека рассматривается в системе «субъект – субъект», в отличие от деятельности, которая рассматривается как «субъект – объект». Б.Ф. Ломов предполагает, что общение имеет особую форму взаимодействия между людьми. (Ломов Б.Ф. 1984, с.242-271)

Другой автор Е.П. Ильина, рассматривает общение как специфический вид коммуникации, связанный с психичес­ким контактом между реальными субъектами и приводящий к их взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию. Психический контакт, возникающий при общении, характеризует взаимодействие между конкретными людьми, существующими в одно и то же время. Психический контакт предполагает обмен информацией, эмоциями и т. п. между общающимися.

Общение, по мнению Г.М. Андреева – это взаимодействие между людьми обусловливающие передачу информации, основываясь на восприятие и понимание друг друга. (Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. 2002, с.7)

На уровне человека общаться не может ни одно живое существо, только общение человека имеет осознанность и осуществляется с помощью речи. Как и любой вид активности человека, общение имеет цель, содержание и средство.

Целью общения человека является то, для чего возникает данный вид активности.

С возрастом у человека количество этих целей увеличивается. Это зависит от того, что человек развивается, увеличивается круг взаимодействия, осваивает новые социальные роли.

Под содержанием общения понимается передача информации от одного человека другому. В этой информации может быть сведения о человеке, о его состояние и т.д.

Не стоит рассматривать человеческое общение только как процесс словесного обмена информации, общение это и эмоциональный контакт между людьми. (Горянина, В.А. 2002. с.21)

Общение имеет разные формы, как по содержанию, так и по видам проявления.

Общение может выполнять разные функции:

- способствует налаживанию межличностных взаимодействий;

- организует деятельность;

- помогает в выражение эмоций.

Общение имеет большое значение в развитие человека, становление его как личности. При помощи общения человек овладевает знаниями, способностями, развивается как личность (Шипицына Л.М. 2002, с. 5).

Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью происходит по тем же законам, что и развитие детей без интеллектуальной патологии. Однако для детей с интеллектуальной недостаточность характерно особенности развития навыков общения, такие дети не ощущают потребности в общение. Поэтому для детей с нарушением в развитие требуется раннее вмешательство и начало коррекционно-развивающей работы. Именно эта необходимость повлияла на большинство исследований, в основном посвящённых раннему формированию общения у детей с нарушением интеллекта. (Ульянкова У.В. 1990, с.3)

Общение приобретает личностный характер начиная с самого раннего развития любого ребенка и зависит от активного взаимодействия детей со взрослыми.

Начиная с младенческого возраста можно заметить особенности в общение ребенка с и. н. со взрослым. Это особенность выражается в том, что у таких детей наблюдается низкий уровень эмоционального общения, отклика, которое является ведущим в младенчестве. У детей наблюдается очень низкий уровень развития «комплекса оживления» или даже его полное отсутствие, он начинает проявляться у детей с нарушениями в развитие лишь к году. (Рузская А.Г. 1990, с.57)

Еще одним показателем является то, что ребенок не проявляет эмоционального отклика к матери, не выделяет ее из окружающих его взрослых. Позднее формирование эмоциональной формы общения отрицательно влияет на дальнейшее развитие более сложное общение ребенка со взрослыми (Головина Ж.Н. 1989, с.95).

Для того чтобы овладеть навыками общения ребенку с интеллектуальной недостаточностью необходимо специальное обучение (Катаева А.А., Стребелева Е.А. 1998, с.56).

В особенностях развития речи отмечается позднее появление или вовсе отсутствие лепета на речь взрослых. Первые слова у детей с интеллектуальной недостаточностью, по сравнению с детьми без нарушений в развитие, возникают гораздо позже, нарушено овладение фразовой речью.

В раннем возрасте у детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствуют необходимые предпосылки для развития личностных качеств. Из-за этого формирование личности происходит значительно позже по времени, с нарушениями в содержание и в замедленно темпе

У детей с нарушениями в развитии возникают трудности в формирование межличностных отношений. Это связанно, в том числе, с тем, что дети не могут построить общение с окружающими его людьми из-за несформированности словарного запаса. Мотивы для общения проявляются лишь для того, чтобы удовлетворить свои физиологические потребности.

В старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением в развитии отмечается низкая потребность в общение со взрослыми, она возникает только при совместной деятельности, когда инициативно полностью исходит от взрослого (Катаева А.А., Стребелева Е.А.,1998. с.68).

Трудности, возникающие в общение со взрослым связаны с отсутствием инициативы ребенка, это относится к общению как с родными взрослыми, так и с незнакомыми. Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают большие трудности при возникновении контакта со взрослым, при получение новой информации в процессе общения, а так е когда необходим перенос этой информации на практику. Развитие делового общения ребенка со взрослыми тормозит много факторов это:

- неполнота социально-бытовые знаний;

- нарушение анализа происходящего;

- проявление личностных качеств;

- небольшой опыт общения со взрослыми. (Лисина М.И. 1978, с.43)

Развитие общения у детей с интеллектуальной недостаточностью происходит с большой задержкой. Для детей характерно отсутствие потребности в общение со сверстниками, дети не умеют общаться друг с другом и у них отсутствует потребность в данном виде общения.

В старшем дошкольном возрасте у детей с нарушениями в развитие можно отметить неумение пользоваться речью. Дети не обращаются к сверстникам, не озвучивают свою деятельность, в отличие от своих сверстников.

Для детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерно несколько форм общения:

- внеситуативно-познавательное общение;

- ситуативно-деловое общение (Аугене Д.Й. ,1987.-№4. с.76-80.).

Если сравнить дошкольников с отклонениями в развитие и без одного и того же возраста, то можно заметить, что у детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствует внеситуативная форма общения. У детей с интеллектуальной недостаточностью прослеживается тенденция к отказу от речевого общения. Если все же речевого контакта не избежать, то для него характерно краткость и небольшая продолжительность, это можно объяснить сколькими причинами:

- небольшой словарный запас, небольшое количество знаний об окружающем мире, которые необходимы для общения;

- низкая способность удержать внимание;

- отсутствие понимания обращенной речи.

Дети с интеллектуальной недостаточностью мало общаются друг с другом, даже наличие совместной деятельности (игры) не способствует возникновению речи. В общение детей наблюдается замена речи жестами или другими имитационными движениями. (Гаврилушкина О.П., Соколова H.Д. 1985, с.67)

Проанализировав особенности общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью можно отметить, что общение происходит без необходимой активности, интереса как со взрослыми, так и со сверстниками.

Таким образом, у детей с интеллектуальной недостаточностью развитие общение происходит с большим опозданием. Для того, чтобы оно возникло потребуется специальное обучение. Общение со взрослыми и сверстниками имеет некоторые трудности. Для детей с интеллектуальной недостаточностью вызывает трудности речевое общение.

Список литературы:

Аугене Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации // Дефектология.- 1987.-№4.

Гаврилушкина О.П., Соколова H.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя. - M., 1985г.

Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург.1998.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС.,1998

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.1986.

Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М.1989 .

Ульянкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.1990 г.

Шипицына Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб.: Изд-во "Дидактика Плюс", 2002.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации