Особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся
Методическая тема на 2021 – 2022 учебный год
«Особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся»
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка и окружающий мир, русский язык и литература). Возникает возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции НОО через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности.
Реализовать творческие и исследовательские способности учащихся, повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности позволяет метод проектов.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Метод проектов позволяет реализовать творческие и исследовательские способности учащихся, повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности. Использование проектного метода в образовательной системе оказывает содействие для понимания учащегося, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Таким образом, основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
Индивидуальный проект является:
ü основным объектом оценки метапредметных результатов, достигнутых учащимися в ходе освоения учебной программы;
ü представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках учебного предмета «изобразительное искусство» с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов области знаний и видов деятельности, способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, художественно-творческую).
Цели проекта:
ü Оценить у обучающегося способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
ü Выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации.
ü Сформировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
ü Оценить способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.
ü Определить уровень сформированности способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Проектная деятельность стимулирует интерес младших школьников как к индивидуальным, так и коллективным формам работы.
В структуру учебного проекта входят следующие компоненты:
ü анализ актуальности проводимой работы;
ü выбор цели, формулирование задач;
ü выбор средств и методов для реализации целей и задач;
ü планирование, определение последовательности и сроков работы;
ü проведение проектных работ;
ü оформление и представление результатов.
В ФГОС второго поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Это означает, что метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская (творческая) задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Принципы организации проектной деятельности:
ü Проект должен быть посильным.
ü Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
ü Обеспечить руководство проектом со стороны педагога – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.
ü Обязательная презентация результатов по проекту в форме рисунка, композиции, эскизов, презентации и т. д.
Таким образом, проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Возможности метода проектов для развития личности школьников выявляются через структуру деятельности учителя и школьника:
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания
| Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения результатов | Содействует прогнозированию |
Активен
| Создает условия для активности школьника |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Неоценимую роль играет участие школьника в проектных работах, т. к. у него формируются некоторые умения и навыки:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Особенности учебных проектов младших школьников.
Возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно.
В младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, и возраст рассматривается как малозначимый и «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ, как было уже ранее сказано, лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большое внимание от учителя требует и процесс осмысления целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?».
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т. п.
Этапы проекта и их характеристика
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения.
Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
I этап – подготовительный.
На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.
II этап – практический.
Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково- исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.
Проектная деятельность может осуществляться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности школьников. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат: для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности.
Оценка проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Оценка за выполнение и защиту итогового индивидуального проекта является одним из видов оценки достижения метапредметных результатов освоения ООП, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
ü способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
ü способность к сотрудничеству и коммуникации;
ü способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
ü способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
ü способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности.
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
ü Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения.
Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
ü Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
ü Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умениисамостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью вовремени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуация.
ü Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный.
Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
Содержательное описание каждого критерия
| Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. |
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:
ü такая оценка выставлена по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:
ü такая оценка выставлена по каждому из предъявляемых критериев;
ü продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;
ü даны ответы на вопросы.
По каждому из критериев может быть набрано не более трех баллов.
Уровни сформированности навыков проектной деятельности.
| Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | 1 балл | от 2 до 3 баллов |
Знание предмета | 1 балл | от 2 до 3 баллов |
Регулятивные действия | 1 балл | от 2 до 3 баллов |
Коммуникация | 1 балл | от 2 до 3 баллов |
|
|
|
Итого: | 4 балла | от 8 до 12 баллов |
Достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырех критериев), а достижение повышенного уровня соответствует получению 7–9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10–12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Проект может быть рекомендован для участия в гимназической или муниципальной научно-практической конференции.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.