Дневник индивидуальной работы с обучающимися воспитанниками
Пояснительная записка
Одним из эффективных средств помощи детям с особыми образовательными потребностями, повышающим возможности их воспитания и обучения, является осуществление индивидуального подхода, основанного не только понимания причин отклонения от нормы, но и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребёнка в конкретных условиях.
Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие, а целостная система воздействия на ребёнка, направленная на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного и мучительного процесса перевоспитания. Для реализации этой задачи нужен новый подход к методам и формам по работе с особенным ребёнком. Предполагаемой формой работы с особыми детьми является дневник индивидуальной работы.
Дневник индивидуальной работы с обучающимися воспитанниками составлен с целью выявления и эффективного использования тех социальных механизмов, которые помогут педагогам в работе с детьми, имеющие отклонения от нормы в своём развитии и поведении в условиях введения ФГОС.
Предложены современные приёмы и способы коррекции поведения обучающихся на основе постоянного взаимодействия с ними, отслеживание эффективности педагогического воздействия и построения индивидуального маршрута развития личности ребёнка.
ДНЕВНИК
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМСЯ
(Ф.И.О.) ______________________________________
Класс (группа) _____________
Воспитатель (классный руководитель) ________________________________
Общие сведения
ФИО воспитанника |
|
Число, месяц, год рождения |
|
Дата поступление в школу |
|
Дата постановки на учёт в школе |
|
ФИО наставника, закреплённого за воспитанником |
|
Дата постановки на учёт в ОДН (ИПДН) (отдел или инспекция по делам несовершеннолетних) |
|
Ф.И.О. Место работы и занимаемая должность отца |
|
Ф.И.О. Место работы и занимаемая должность матери. |
|
Адрес места жительства, контактный телефон. |
|
Социальная карта
Жилищные условия
Ребёнок проживает:
с матерью _______________________________________________________________
с отцом _________________________________________________________________
с бабушкой ______________________________________________________________
с дедушкой _______________________________________________________________
с другими родственниками:
(указать родство) __________________________________________________________
сёстрами _________________________________________________________________
братьями _________________________________________________________________
количество членов семьи _____________________________________________________
Условия проживания ребёнка: _________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Отношения между членами семьи _______________________________________________
Отношения с соседями ________________________________________________________
Съемная квартира/комната _____________________________________________________
Жилья нет ____________________________________________________________________
II Наличие учебного места для ребёнка
Своя комната ___________________________________________________
Свой детский уголок ____________________________________________________
Свой письменный стол __________________________________________
Условия для занятий _________________________________________________
Материальное положение семьи.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнительная информация.
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Поощрения и порицания воспитанника
Дата |
Кем и за что дано поощрение, наложено порицание |
Принятые меры |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальная работа, проделанная педагогами с обучающимся воспитанником
Дата |
Мероприятие |
ФИО педагога, проводившего работу |
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сопровождение семьи обучающегося воспитанника
Дата |
Мероприятие |
ФИО педагога, осуществляющего сопровождение |
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дорожная карта социального сопровождения ребёнка
Актуальная проблема _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дата |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Рекомендации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результат _______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
ФИО соцпедагога ________________ / ______________________________________
Дата «_____» _____________________ 20 ____________ г
Дорожная карта психологического сопровождения ребёнка
Актуальная проблема _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дата |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Рекомендации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результат _______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
ФИО психолога ________________ / ______________________________________
Дата «_____» _____________________ 20 ____________ г
Дорожная карта логопедического сопровождения ребёнка
Актуальная проблема _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дата |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Рекомендации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результат _______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
ФИО учителя – логопеда ________________ / ______________________________________
Дата «_____» _____________________ 20 ____________ г
Карта наблюдения за воспитанником
№ п/п
|
Параметры оценки |
Класс |
|||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||
1 |
Условия жизни ребёнка в целом: благоприятные неблагоприятные |
|
|
|
|
2 |
Атмосфера в семье: Дружеская Конфликты между родителями Конфликты между родителями и детьми Другие проблемы в отношения Социальная сирота Круглая сирота |
|
|
|
|
3 |
Алкоголь или наркотики: Родители не употребляют Один из родителей употребляет редко Один из родителей употребляет часто Оба родителя употребляют редко Оба родителя употребляют часто |
|
|
|
|
4 |
Отношение ребёнка к родителям: Положительное Иногда высказывается отрицательно Боится одного или обоих |
|
|
|
|
5 |
Отношение родителей к ребёнку: Всесторонняя забота и внимание Материальное обеспечение Невнимание к чувствам и потребностям ребёнка |
|
|
|
|
6 |
Жилищно – бытовые условия: Благоприятные Не благоприятные |
|
|
|
|
7 |
Поведение ребёнка в школе – интернате: Вялый, беспомощный Спокойный Неуверенный в себе Пугливый Чрезмерно подвижный Беспокойный, суетливый Непослушный Активный Плаксивый Отстранённый Конфликтный Раздражительный Зависимый Доброжелательный
|
|
|
|
|
8 |
Положение в классном коллективе: Авторитет Пользуется уважением большинства детей Общается чаще с мальчиками Общается чаще с девочками Большинство детей равнодушно к ребёнку Отвергнут большинством Общается в основном с 1-2 детьми Круг друзей велик |
|
|
|
|
9 |
Стиль отношения со сверстниками: Предпочитает быть лидером, руководить Подчиняется другим Инициативен Стиль общения зависит от ситуации Агрессивен Предпочитает быть в стороне Умеет находить компромисс Испытывает трудности в общении |
|
|
|
|
10 |
Дополнительные сведения: Педагоги считают ребёнка трудным Педагоги считают ребёнка слабо социализированным Педагоги считают ребёнка невоспитанным У разных педагогов - разное мнение о ребёнке |
|
|
|
|
11 |
Динамика поведения, отношений: Явное улучшение Без существенных изменений Ухудшение |
|
|
|
|
12 |
Примечания:
|
|
|
|
|
Показатели физического развития и работоспособности воспитанника
Показатели |
Класс |
|||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|
Осознание воспитанником необходимости ведения ЗОЖ |
|
|
|
|
Осознание воспитанником необходимости потребности в активной двигательной деятельности |
|
|
|
|
Знания физиологии человека (строение организма и его функции; дыхание и т.д.) |
|
|
|
|
Осознание воспитанником необходимости и роли правильного питания |
|
|
|
|
Умение прыгать в высоту, в длину, ходить на лыжах, умение прыгать через скакалку |
|
|
|
|
Развитие физических качеств: быстроты реакции, ловкости, общая выносливость, ориентировка в пространстве |
|
|
|
|
Продуктивность, непринуждённость, свобода движений. |
|
|
|
|
Умение самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры со сверстниками и малышами |
|
|
|
|
Умение самостоятельно справляться с заданной физической нагрузкой |
|
|
|
|
«5» - очень высокий;
«4» - высокий
«3» - средний
«2» - низкий
«1» - очень низкий
Отношение ребёнка к здоровью и ЗОЖ
Критерии |
Проявляется |
Не проявляется |
Проявляется избирательно |
Примечания |
Интерес к правилам ЗОЖ и безопасного поведения |
|
|
|
|
Удовольствие в ходе выполнения гигиенических навыков |
|
|
|
|
Положительный настрой на выполнение элементарных навыков самообслуживания |
|
|
|
|
Интерес к самопознанию |
|
|
|
|
Доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми |
|
|
|
|
Удовлетворённость самостоятельными и совместными действиями и их результатами |
|
|
|
|
Тенденции к самостоятельным проявлениям здоровьесберегающей культуры |
|
|
|
|
Карта личностных достижений ученика
Сфера жизнедеятельности и развития |
Проблема |
Пути устранения проблемы, оказания помощи |
Результативность |
Учение |
|
|
|
Общение |
|
|
|
Здоровье |
|
|
|
Физическое развитие |
|
|
|
Приложение 1
Варианты индивидуальных бесед со стороны социального педагога с ребёнком
О поступках плохих и хороших
К чему приводят детские шалости?
Почему нельзя пропускать учебные занятия?
Последствия пропусков учебных занятий
К чему приводят драки?
О преступниках и преступлениях.
Что делать, если с тобой жестоко поступили
О хулиганах и хулиганских выходках
Кто такие мошенники?
Как не стать жертвой мошенников?
Если ты стал свидетелем преступления?
Почему нельзя брать чужие вещи?
Приложение 2
Варианты индивидуальных бесед со стороны воспитателя (классного руководителя) с ребёнком
Всегда ли твои поступки бывают правильными?
Слова - «сорняки» в твоей речи.
Почему нужно слушать старших
О поведении в школе
О поведении в группе продлённого дня
Для чего нужно учиться?
Не ссориться и не обижать друг друга
Кто такой настоящий друг?
О честности и умении держать слово
Твои успехи и неудачи в школе
О лени и лентяях
Что значит быть терпеливым
К чему приводит непослушание?
Приложение 3
Варианты индивидуальных бесед со стороны школьного психолога с ребёнком
Гнев. Как справиться с гневом?
Агрессия. Как справиться с агрессией
Конфликт. Как избежать конфликта?
Почему мы лжём или о том, как научиться говорить правду?
Умей сказать «НЕТ»
Как избавиться от стресса?
Как сдержать плохое настроение и обиду?
Уверенность и неуверенность в себе
Как выработать уверенность в себе?
«Сила воли + характер» – почему так говорят?
Источники:
Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися: планирование, мониторинг развития учащихся, разработка занятий с педагогами и родителями / авт-сост. Н.М. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Дневник индивидуальной работы с учащимися / авт-сост. Е.М. Матвеева. – Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2018 год.
Горбачёва Марина Юрьевна
Титова Татьяна Александровна
Наталья
Матвеева Светлана Николаевна
Наталья
Рагулина Любовь Давыдовна
Наталья
Перминова Елена Федоровна
Наталья