Доклад на тему «Особенности словаря понятий программы Макатон»
Особенности словаря понятий программы Макатон.
Макатон – уникальная языковая программа, благодаря которой люди с коммуникативными трудностями могут общаться посредством символов, жестов и звучащей речи. Жесты и символы используются совместно со звучащей или письменной речью, часто в сочетании друг с другом, а в некоторых случаях сами по себе (символьное письмо). Языковая программа Макатон обеспечивает мультимодальный подход, в котором одновременно используется несколько каналов для передачи информации, расширяет возможности для самовыражения и социализации, а также облегчает доступ к образованию, обучению и получению информации.
Жесты и символы обеспечивают зрительное сопровождение речи, что улучшает понимание и облегчает общение.
Символы – важнейшая часть программы Макатон. Речь и жесты скоротечны, произнесённый звук и сделанное движение тут же «исчезают». Символы же, напротив, обеспечивают неизменную и очевидную опору на смысл того, что говорится в данный момент посредством звучащих слов или жестов. Они могут использоваться в сочетании с жестами и речью или только с речью. Как и жест, символ формирует пиктографический образ понятия.
Полная версия языковой программы Макатон включает в себя два словаря понятий:
- Основной словарь, первая часть которого является фундаментом программы. В него входят наиболее важные и частотные понятия, распределённые по стадиям по принципу усложнения.
- Ресурсный словарь, состоящий из огромного множества понятий, распределённых по самым разнообразным темам (Музыка. Огородничество. Досуг. Школьные предметы. и пр.). Ресурсный словарь всегда используется вместе с понятиями из Основного. Каждому понятию в словаре программы соответствует символ и жест.
Основной словарь русскоязычной версии представляет собой современный тезаурус понятий, наиболее актуальных для жизни в 21 веке. Он отражает повседневные нужды детей и взрослых, живущих в России, а также учитывает изменения в технологиях, стиле жизни и предпочитаемых видах досуга. В него входят слова из разных грамматических категорий русского языка (существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги и пр.). Это расширяет возможности пользователей программы в развитии речи и коммуникации.
Основной словарь языковой программы Макатон имеет свою структуру и состоит из восьми ступений:
Семья. Основные нужды. Начинаем общаться.
Еда. Привычное окружение. На улице. Свойства объектов.
Поощерения. Животные. Транспорт. Повседневные действия. Признаки принадлежности.
Школа. Работа. Предметы и виды деятельности. Пространственные ориентиры.
Профессии. Общественные места. Свойства объектов. Чувства и эмоции.
Окружающий мир. Досуг. Мыслительная деятельность. Сравнительные характеристики объектов. Цвета.
Числа. Время. Деньги. Природные явления.
События и праздники. Бытовая и компьютерная техника. Конкуренция. Мыслительная деятельность. Причинно-следственные связи. Пространственные ориентиры.
Символы Основного словаря программы создаёт команда специалистов: тренеров программы Макатон, лингвистов, логопедов и др. специалистов, работающих с людьми с особенностями развития. Они хоть и созданы на основе международных символов, но имеют всё же русскую особенность, а именно учитывают русскую грамматику и специфику виденья того или иного понятия.
Символы можно использовать на разных уровнях:
- уровень ключевых слов, символами подкрепляются только те слова, которые наиболее важны для понимания смысла фразы;
- грамматический уровень, символами обозначаются все члены предложения, включая второстепенные, а так же падежные и родовые окончания и т.д.;
- функциональный уровень, один символ представляет целое предложение.
Символы программы Макатон отвечают трём важнейшим критериям разработки символов:
Символ максимально пиктографичен.
Символ прост и схематичен, его легко нарисовать от руки.
Символ отражает категории и понятия языка и помогает изучать его грамматику.
Символы и жесты программы Макатон не имеют национальности (англичанин и русский или др., использующие жесты и символы программы, могут легко понять друг друга) и их часто используют в рамках других обучающих программ (PECS , TEACCH).