12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
марина стародубцева545
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
Материал размещён в группе «Творчество педагогов»
5

Взаимосвязь русского церковного и народного искусства.

Взаимосвязь русского церковного и народного искусства.

Несмотря на осуждение народного иск-ва церковными властями, Богослужебное пение русской православной церкви, как и другие виды искусства, тоже впитало худож. народное наследие. Певческое церковное иск-во развивалось в темном контакте с народной песней, и хотя в церковной музыке на 1-ый план выдвинут молитвенный текст, мелодии часто весьма близки по характеру к русским бытовым напевам. В них отвергались внешние эффекты, вместо мажора и минора использовались древние лады, вводилась древняя подголосочная полифония. Многоголосие русского церковного пения возникло на основе народного песенного многоголосия (народ поет песни в 2 или 3 голоса, очень редко в 4; в нар.хоре не сущ-ет разделения на голоса по тембру, осн. мелодия поручается наиболее искусному певцу).

Следующая область взаимодействия религиозного и народного искусства – словесное творчество. Христианские образы, сюжеты и мотивы отразились во многих жанрах традиционного фольклора: в народных лирических песнях, календарных песнях (к святкам были приурочены 3 христианских праздника), заговорах, легендах, пословицах. Уже в XI в. как результат взаимодействия языческих верований и христианства возникает новый музыкально-поэтический жанр – духовный стих. На протяжении нескольких веков в нем будет происходить осмысление народом основ христ-ва, библейских образов и сюжетов.

В основу стихов были положены как канонические церковные книги, так и широкий круг апокрифов. Первыми авторами ДС были начитанные люди, близкие к церковному миру и хорошо знавшие церковное учение. Они стремились изложить основы христ-ва доступным языком и тем самым исполняли связующую функцию между церковью и народом (назывались каликами перехожими). Милосердие – один из нравственных законов, по которому жил русский человек. Нищенство и смирение терпение, страдание были нормой православной нравственности, святости. Эти темы воплотились во многих духовных стихах («Алексей, человек божий», «Плач Иосифа Прекрасного» и др.) Также в народе всегда ценились сострадание к людям, гостеприимство, долгом христианина всегда считалось принять нищего странника. Одним из любимых духовных стихов был стих о Христе, который в облике странника просил ночлега. Много стихов посвящено Богородице, в образе которой воплотилась мысль о материнстве. В стихе «Плач Богородицы» отразились события Страстной Пятницы. Свои чувства Богородица раскрывает языком русских народных причитаний.

Основные виды церковного искусства, их педагогический потенциал.

Обращаясь к традициям церковного искусства в современных самодеятельных коллективах необходимо помнить, что кроме хорошего владения материалом, педагог должен учитывать, что в коллективе могут находиться люди разных национальностей, вероисповеданий и неверующие.

Педагогический потенциал церковного иск-ва заключен, прежде всего, в ее связи с общечеловеческими ценностями – нравственными и эстетическими.

Многие философы, педагоги, церковные деятели отмечали воспитательную силу церковного искусства, проявлявшуюся в том, что религиозная культура обращена к нравственности, к тому, как должен относиться человек к миру, окружающим людям, к самому себе. В.Розанов: «Религия есть нравственный закон, данный нам, чтобы руководить нас в жизни». В.Зеньковский рассматривал воспитание как процесс нравственного совершенства с позиций христианского мировоззрения. Ушинский говорил о том, что высшая цель всякой народной школы – «открыть в церкви для человека источник духовного развития и нравственных убеждений… школа учит человека не многому и не долго, церковь поддерживает и наставляет его от колыбели до могилы» («Воскресные школы»).

Отличительные особенности церковного искусства:

1) особый внутренний строй, собранность, а главное – чистота и открытость. Не допускает никакой фальши, лицемерия, недосказанности;

2) не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности. Весь диапазон чувств, настроений, мыслей – от скорби, печали до радости и ликования – не переходит границ дозволенного.

Уже в первые века существования на Руси христианства церкви стали центрами культуры, центрами профессионального искусства. Сюда приглашались многие талантливые архитекторы, художники, музыканты.

В создании особого настроения и атмосферы в церкви особая роль отводилась музыке.

Церковная музыка – это музыка, сопровождающая службу в христианской церкви, или исполняющаяся во внеслужебные часы для вызывания и поддержания религиозных чувств. Была заимствована Русью вместе с христианством в конце Х в. из Византии, но затем испытала значительное влияние местного музыкального языка. Однако Н.Д.Успенский (Древнерусское певческое искусство) считает, что церковное пение возникло в более ранний период, т.к. христианство в Киевской Руси существовало задолго до официального крещения Руси. Подобно лит-ре, в Киеве появилась иноземная музыка, более того, по некоторым письменным источникам, в княжеских домах наряду с гуслями зазвучали «органные писки».

уси. Различают инструментальную музыку (колокола, орган) и церковное пение.

Нравственное и эстетическое совершенство церковных песнопений отмечалось ещё в IV в. великими византийскими богословами Иоанном Златоустом и Вас. Великим. И.З.: «Ничто не укрепляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, ничто так не наполняет любовью к мудрости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное, как песнь священная…». В.В.: «Псалом – тишина души,.. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность… Псалом – посредник дружбы, единение между далекими и примирение враждующих…».

Уже во времена Киевской Руси обучение богослужебному пению входило в содержание образования и считалось не менее значимым, чем обучение чтению и письму. И позднее изучение русской православной музыки всегда оставалось неотъемлемой частью музыкального воспитания во всех типах общеобразовательных учебных заведений в России. В нач. ХХ в.эта традиция была прервана, но в последние годы происходит возвращение к традиционным основам культуры, в том числе и религиозно-духовным.

В основе духовной музыки лежит гармония – совокупность строгой, ясно очерченной мелодии и такого же строгого, спокойного и четко организованного ритма. Никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений, диссонирующих звучаний, острого ритма, резкой, угловатой мелодии. Ничего броского и вычурного. Всё соразмерено и упорядочено.

Музыка как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей, она настраивает на покой и сосредоточенность. Религиозная музыка как бы собирает человека, дисциплинирует его мысли и чувства. Слушая церковное пение, человек ощущает себя частью мироздания. Та же гармония и красота царят в архитектуре храмов, в сочетании икон и фресок.

Первоосновой ЦМ является каноническое слово. Поэтому каждое песнопение – это распетая молитва. На один текст молитвы в разное время было сложено множество песнопений. Наиболее важные признаки духовной музыки:

1) духовная музыка является частью богослужения, частью церковного культа и выполняет в нем соответствующую функцию;

2) в основе ЦМ лежит строгий канонический текст молитвы, поэтому исполнение ее в церкви строго регламентировано по времени суток, дней недели и года;

3) песнопения исполняются хором, вокальными ансамблями, певцами-солистами без инструментального сопровождения;

4) колокольные звоны – единственно возможные музыкальные инструменты в православной культуре.

Многочисленные песнопения условно представлены 2-мя группами: церковными (или обиходными) и концертными, в которых заметно влияние светской музыки. Обиходные песнопения, как правило, речитативны, с несложным мелодическим и ритмическим рисунком, достаточно просты для хорового исполнения. В них главным является канонический текст. В концертных песнопениях выразительные средства (мелодия, ритм, фактура) сложнее и богаче, поэтому их исполнение доступно только профессиональным хоровым коллективам. Нередко собственно музыкальная, художественная ценность в таких хорах преобладает над содержанием канонического текста. Они предназначены для концертного исполнения и праздничных служб.

Итак, приобщение к православному искусству, и в частности, к музыке, дает, по словам И.Кошминой («Русская духовная музыка»), во-первых, знание истории и истоков культуры своей страны. Во-вторых, церковное искусство служит средством эстетического и нравственного воспитания. Оно помогает обратить детей к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, милосердию; способствует развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе, воспитывает чувство красоты, гармонии. В-третьих, слуховой опыт детей пополняется новыми интонациями и образами.

Организаторы православных школ в качестве целей муз.воспитания ставят также привлечь детей к непосредственному участию в богослужебной практике. В храме они возрастут духовно, будут осмысленно относиться к службе.

Фрески, или монументальные росписи, представляли основной вид живописи в Древней Руси. Многочисленные эпизоды из священной истории располагались на стенах церквей и были рассчитаны на восприятие большого числа пришедших. Вместе с архитектурой храма и всем обрядом богослужения они должны были создавать настроение особой торжественной приподнятости. Расположение сюжетов подчинялось строгим правилам. Согласно христианской философии, здание церкви представляло собой уменьшенное повторение вселенной, своего рода микрокосмос. Храм был символом неба и земли, рая и ада. В нем человек особенно остро ощущал весь огромный мир, в котором жил. Он всегда помнил, что когда-нибудь с востока придет Иисус Христос, чтобы судить людей. Все христианские церкви имеют алтарь в восточной части – они обращены туда, где, по представлениям христиан, расположен г.Иерусалим с горой Голгофой, на которой был распят ИХ.

Представление о церкви как со своего рода космосе было основным фактором, который обусловил расположение сюжетов в интерьере храма: чем значительней в иерархии христианства смысл изображения, тем выше оно помещается в здании. Сюжетные композиции распределяются по трем зонам: в верхней части изображались только те сцены, которые происходили на небе или в которых оно показано. Здесь же художники помещали персонажей, находящихся на верхней ступени христианской иерархии (Христос, Богородица). Вторую зону представляли верхние части стен храма, здесь изображались эпизоды из жизни ИХ. В третьей, самой нижней зоне в православном храме обычно изображались в календарном порядке (соответственно дням памяти) отдельные святые, апостолы, пророки. Ближе к западу изображались более второстепенные персонажи – мученики, монахи.

Кроме того, каждая часть храма напоминала о каком-нибудь месте в Палестине, где произошло определенное событий из жизни ИХ. Христианин, придя в церковь, как бы совершал путешествие по святой земле.

В архитектуре крестово-купольного храма, распространенного в Др.Руси, отражено представление о цикличности времени: движение идет вокруг одного ярко выраженного центра (подкупольное пространство храма).

Иконопись. Слово «икона» с греч. - «изображение». Изначально иконой называли любое изображение на христианскую тему, созданное в технике мозаики, фрески или написанное на доске и противопоставляли слову «идол», которое означало всякое произведение, посвященное языческой теме. Позднее иконами стали называть только произведения, написанные на доске. 1-ые известные нам древнерусские памятники иконописи – XI-XII вв.

Икона – священный предмет, она объект молитвы, с ней связаны легенды, от нее могут исходить чудеса. Все изображенные объекты как бы вложены в икону, поэтому их расположение имеет большое значение. Зритель как бы должен забыть, что перед ним картина и видеть на холсте только повторенную реальность.

Художник, создающий древнерусск. икону, всегда стремится сообщить зрителю максимум информации об изображаемом объекте. Чтобы подчеркнуть самые важные, значительные места в произв-ии, художник вводит разные точки зрения. В центре помещается самый важный для данной темы персонаж. Значительность центральной фигуры часто отмечается с помощью обращенных к ней фигур второстепенных персонажей.

Каждый цвет имеет в иконе свое значение. Наиболее часто применяемые цвета – белый, синий, золото, пурпур. Золото и пурпур – символы царственности, синий цвет означает божественность, белый – чистоту и невинность.

Опубликовано в группе «Творчество педагогов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.