Особенности развития общения девочек и мальчиков 5-6 лет
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ
ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 5-6 ЛЕТ
В последние десятилетия психологические проблемы общения детей со сверстниками привлекают пристальное внимание исследователей.
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами таких ученых как: Б.С. Волков, Л.Н. Галигузова, Е.П. Ильин, О.Н. Истратова, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
М.И. Лисина дает следующее определение общению это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Потребность в общении рано становится основной социальной потребностью ребенка. Общение со сверстниками, между девочками и мальчиками, играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.
В данном исследовании, в качестве рабочей гипотезы, было выдвинуто следующее научное предположение: мы полагаем, что у детей 5-6 лет предпочтение в общении со сверстниками своего пола у девочек в выражено сильнее, чем у мальчиков, кроме того, у них ярче выражена избирательность общения, и их игровые объединения более устойчивы, чем у мальчиков.
Для подтверждения поставленной гипотезы были применены следующие методики:
1) «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова);
2) «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р.С. Немов).
Исследование проходило на базе МБДОУ «Чуваштимяшский детский сад «КОЛОСОК» Ибресинского района Чувашской Республики. В нем приняли участие дети старшей группы «Колокольчик» детского сада: 25 испытуемых, из них 12 девочек и 13 мальчиков 5-6 лет.
В целом в группе детей 5-6 лет можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста друг с другом: наиболее характерным уровнем развития общения является средний, к нему отнесено 64% (16) детей, из них 7 девочек (58,4 %) и 9 мальчиков (69,2 %); значительно меньшее число испытуемых представлено на высоком уровне 24% (6) дошкольников, в том числе 4 девочки (33,3 %) и 2 мальчика, что составляет 15,4% от общего количества мальчиков; на низком уровне 12% (3) ребят (1 девочка (8,3%) и 2 мальчика (15,4%)). Таким образом, уровень общения, характерный для девочек, несколько более высокий по сравнению со значениями, полученными в группе мальчиков.
Исходя из полученных результатов диагностического исследования можно сделать вывод, что девочкам и мальчикам старшего дошкольного возраста присущи следующие особенности общения: интерес к сверстнику, стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника, делать что-то вместе, отсутствие вежливости, щедрости. Особенности, которыми характеризовалось общение со сверстниками девочек и мальчиков, проявились в том, что у девочек ярче выражена избирательность общения, и их игровые объединения более устойчивы, чем у мальчиков, но у мальчиков общение несколько интенсивнее, чем у девочек, и их игровые объединения более крупные по численному составу. Предпочтение в общении со сверстниками своего пола у девочек в основном проявляется сильнее, чем у мальчиков.
Письменный опрос родителей (анкетирование) детей данной группы по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова стал последним организационным этапом в диагностике развития особенностей общения дошкольников со сверстниками. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов, о том, как их дети относятся к своим сверстникам, как развито общение между ними. Результаты анкетирования показали, что 68 % (17) детей (массовая доля девочек на данном уровне равна 52,9% и мальчиков 47,1%) находятся на высоком уровне общения с окружающими людьми. В целом, данный уровень присущ 75% (9) девочкам и 61,5% (8) мальчикам от их общего числа. Таким образом, показатели девочек несколько превосходят таковые у мальчиков. Им более свойственна доброта, внимательность к людям, общительность, вежливость, правдивость, щедрость, жизнерадостность, ответственность. На среднем уровне находятся 32% (8) детей (соотношение девочек и мальчиков на данном уровне равно 37,5% (3) девочек и 62,5% (5) мальчиков). Данные, полученные в результате обработки анкет, подтвердили достоверность выявленных особенностей развития общения со сверстниками у обследуемых детей.
Таким образом, первоначально выдвинутая гипотеза, получила свое подтверждение.
Полученные результаты исследования указывают на необходимость развития данной сферы жизнедеятельности ребенка в аспекте гендерного взаимодействия. Взрослым необходимо поощрять эмоциональные контакты дошкольников, создавать оптимальные условия для успешного развития общения детей между собой. Использовать механизм подражания в поведении дошкольника, яркость его чувств и живость его образов воображения (особая роль отводится при этом слушанию художественных произведений, где привлекательные для ребенка герои – эталоны проявления мужественности или женственности, а их поступки вызывают желание у мальчиков и девочек быть на них похожим). Целесообразно также устраивать для девочек и мальчиков совместные игры, совмещенные с эпизодами общения, которые постепенно сформируют у детей желание и умение действовать совместно, а затем приведут к активному общению не только со сверстниками, но и с другими окружающими их людьми.