Статья «Психологические особенности детей 5–6 лет»
К пяти годам уже возможно оценить характер малыша и индивидуальность, способность к творчеству, которая в расцвете. Поэтому малыш «творит» не уставая, едва проснувшись, целый день без передышки, пытаясь воплотить фантазию в реальность. Ведь он и в правду верит в чудеса и хочет сотворить что-то вроде чуда.
В пять лет у вашего ребенка настолько развиты фантазия и вымысел, что позавидовал ему бы даже Андерсен. Малыш парит как будто над землей.
И только после пяти с половиной лет, когда на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление у всех детей, кроме левшей, в связи с тем, что ребенок осознал себя как личность, и это может выразить словами, владея почти в совершенстве речью, способность к творчеству заметно угасает, у некоторых малышей совсем, как будто они спустились с облаков на землю. От вас зависит, что бы это не случилось, чтобы формальное, логическое не с умело обесценить дар воображения ребенка.
Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение и может объяснить, кто из героев сказки нравиться ему и почему.
Он наблюдателен. Его уже интересует меньше собственное «Я», чем мир вокруг, в котором он стремиться отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного.
К шести годам ребенок в состоянии не просто обобщить, что лошадь, собака, лев – это животные, а и подразделить их на домашние и дикие. Малыш уже способен по отдельным признакам объединять предметы, оценивая их различия и сходства.
После пяти малыш интересуется не только лишь названием предмета, но также из чего он сделан (дерева, стекла, пластмассы). У него есть даже собственное представление о всевозможных, окружающих его физических явлениях. Он объяснит вам, что такое электричество, магнит. Его воображение претерпевает значительные качественные изменения.
Ребенок становиться сознательно самостоятельным. Он выполняет требования родителей и взрослых, сам предъявляя требования к себе и другим людям. Желая чему-нибудь научиться, ребенок в этом возрасте способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса. Однако надо помнить, что переключаемость его с одной задачи на другую затруднена еще до крайности.
Ребенок представляет деятельность только в настоящем, хотя использует уже прошедшее и будущее время.
Помимо времени он ориентируется также и в пространстве: на улице, в знакомом помещении, в своей квартире.
Малыш прекрасно знает, что такое правда, и в тоже время Вам рассказывает небылицы, граничащие с ложью, хотя обычно осуждает ложь у других.
К шести годам ребенок обычно уже имеет собственное представление о красоте.
С пяти лет дети уже твердо знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят её менять. В пять лет, воспитывая мальчика, необходимо доминировать отцу, а девочку – конечно, матери. Отец воспитывает мужественность, мама – женственность. И с детства, впитывая эти качества, малыш сумеет пронести их через всю сознательную жизнь.
После пяти лет частые общения со сверстниками нередко переходят в дружеские отношения. У Вашего ребенка появляются друзья обычно его пола.
Он большую часть времени проводит с ними, и отношения партнерства между родителями и детьми сменяются взаимным отдалением. Ребенок уже может безболезненно перенести недолгую разлуку с близкими и даже стать инициаторами её.
Немаловажную роль при общении ребенка играет речь. К пяти годам малыш уже способен правильно произнести все звуки речи. К концу шестого года у Вашего ребенка словарный запас в среднем составляет четыре тысячи слов и даже больше, пассивный словарь превышает эту цифру.
Свои познания он применяет в играх, выдумывая сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. Ребенок осваивает сложные игрушки, вплоть до компьютера, конструктор в его жизни – обыденная вещь. Он может более часа играть, не отрываясь на улице, дав предпочтение спортивным играм.
К шести годам ребенок уже практически осваивает большинство необходимых ему навыков и совершенствует их прямо на глазах. Он аккуратен, тщательно следит за внешним видом. Обычно в этом возрасте уже видны первоначальные итоги воспитания. Прекрасно если они положительные. Это важно для дальнейшего.
Ну а сейчас, благодаря вам, ваш ребенок ориентируется во многих бытовых вещах и ситуациях и даже в сложных отношениях в своей семье.
Он много знает, многое умеет. Ребенок созрел для разных видов обучения как личность. Ещё немного и … он станет первоклассником.
Литература:
-
Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей.Учимся понимать своего ребенка – М.: Дрофа –Плюс, 2003 – 352 с.: ил. + вкл. 8 с. – (Психологиядля всех и для каждого).