12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколова Елизавета Геннадьевна17
2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Соколова Е.Г

Студент 3 курса

ГАПОУ СО «НТПК № 1»

Г. Нижний Тагил



ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ на уроках литературного чтения



Аннотация: Данная статья посвящена особенностям развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Раскрытию понятий «способности», «творчество», «творческие способности». Приводилась психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей младших школьников, и особенности развития их творческих способностей. Рассмотрению урока литературного чтения, как средство развития творческих способностей младших школьников, так же представленные примерные приёмы и методы работы на уроке. Проведённому анализу педагогического опыта двух уроков литературного чтения второго класса.

Ключевые слова: способности, творчество, творческие способности, урок литературного чтения, развитие творческих способностей, младших школьников, психолого-педагогическая характеристика.



В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. Чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой участвовать в их решении. Иначе говоря, необходимы люди, способные находить выход из проблемной ситуации, мыслящие не шаблонно, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творческих мыслящих граждан нашей страны. Но здесь возникает проблема в том, что в школе очень часто встречается стереотипный подход в работе учителя при организации и проведении уроков.

Многие учителя используют повторение одних и тех же действий, приемов, не учитывая желания и интересы детей. Это часто приводит к потере способности творчески мыслить и самостоятельно работать. А главное теряется интерес к получению знаний у школьников.

В «Толковом словаре русского языка» В. Даля способности определяются как природная одарённость, талантливость, а также как умение и возможность производить какие-либо действия. По мнению ряда авторов, «способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром».

В педагогическом энциклопедическом словаре, «способность» имеет определение как «индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя, как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности». Психология творчества как наука начала складываться на рубеже XIX - XX столетий. «Творчество – в прямом смысле − есть созидание нового». Понятие творчества предполагает личное начало, и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека.

Необходимо учесть, что реализация возможностей для развития творческих способностей детей – одно из условий для сохранения их психического здоровья и благополучия, а это тоже обусловливает актуальность данного изучения.

Творческие способности – способности человека принимать творческое решение, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи.

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения - проблема, над которой стоит работать. Для решения данной проблемы нужна – активность, инициативность, творческий поиск самого педагога. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха.

На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления.

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения - проблема, над которой стоит работать. Для решения данной проблемы нужна – активность, инициативность, творческий поиск самого педагога. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха.

Потенциалом развития творческих способностей является урок литературного чтения. На нём обучающиеся используют жизненный, конкретно-чувственный опыт и активизируют образные представления, возникающие у них в процессе чтения, при этом развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.

Успешное формирование у младших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей. Развитие творческих способностей неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные задания выполняют дети.

Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1-4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Выготский Л.С). В настоящее время нет единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды.

Л.С.Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают – они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития [1].

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная деятельность. Это особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени. Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:

мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл;

учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;

учебные действия, с помощью которых усваивается учебная задача. Все те действия, которые ученик делает на уроке, делятся на специфические (для каждого учебного) предмета и общие);

действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

действие оценки – те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи [2].

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Таким образом, можно отметить, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей. Чтобы творческие способности развивались наиболее эффективнее, необходимо создание определенных условий.

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников.

В программе начально общего образования уроком литературного чтения отводится такая же важная роль, как урокам русского языка и математики. В планируемых результатах особое место занимает формирование и развитие творческих способностей обучающихся, которое невозможно без организации творческой деятельности.

На уроках литературного чтения творческая деятельность обучающийся на основе изучения литературных произведений состоит в том, что они читают по ролям, выполняют устное словесное рисование, знакомятся с различными способами работы с деформированным текстом, сравнивают свои тексты с художественными текстами-описаниями, находят литературное произведение, созвучные их эмоциональному настрою. Данный урок направлен не только на формирование общеучебных навыков чтения и работы с текстом. Но так же урок направлен, на развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений. Литературное чтение развивает художественно-творческие способности, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе опыта. Так же урок развивает мотивацию к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирует установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что уроки литературного чтения в начальной школе обладают особенным потенциалом в развитии творческих способностей.

Таким образом, уроки литературного чтения являются благоприятной средой для развития творческих способностей младших школьников.

Творческая деятельность предполагает работу как с учетом прочитанного, но и собственно авторское творчество. В современном обучении чтению и литературе реализуется лозунг, выдвинутый известным методистом Рыбников М.А.: «От маленького писателя к большому читателю».

Для творческой деятельности школьника обычно рекомендуются такие приемы, как чтение по ролям, графическое и словесное рисование, постановка живых картин, пантомима, драматизация произведения.

На уроках литературного чтения в виде творческих заданий решаются следующие задачи:

- формировать умение подбирать информацию для составления текста повествовательного характера с элементами описания (по картине, о случае из жизни, об экскурсиях, наблюдениях);

- формировать умение озаглавливать текст;

- формировать умение составлять план (картинный, схематический, цитатный);

Подготовка учителя к развитию у младших школьников
творческих способностей на уроках литературного чтения предусматривает
соблюдение следующих этапов:

1. Определение для учеников каждого класса конкретных целей по формированию у них творческих способностей.

2. Определение в учебниках для чтения текстов, которые позволяют целенаправленно формировать творческие способности.

3. Введение в содержание уроков литературного чтения творческих задач, которые стимулируют развитие литературно-творческих
способностей [4].

Эффективны также креативные упражнения, которые могут иметь только опосредованное отношение к изучаемому тексту. Это сочинение сказок, стихов, считалок, загадок и т.п. (по аналогии, с опорой и без нее). Интерактивные творческие упражнения («Пожелания», «Сам о себе», «Микрофон» и др.); литературно – творческие игры [5; 3].

Таким образом, все приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному. На уроках литературного чтения следует максимально использовать возможности организации, отбора содержания заданий и приёмов в различных видах деятельности на уроках для развития творческих способностей.

Нами для анализа и обобщения педагогического опыта были рассмотрены следующие уроки литературного чтения.

Проведен анализ урока «Литературное чтение» учителя второго класса Валерии Владимировны Казаковой.

Тема урока: «Стрекоза и Муравей» И.А. Крылов 2 класс. Валерия Владимировна определила цель урока: познакомить детей с творчеством И.А. Крылова и с его басней «Стрекоза и Муравей». Так же Валерия Владимировна обозначила для себя следующие результаты урока: отработка навыка выразительного чтения, развитие творческих способностей приёмом «прогнозирования сюжета».

На данном уроке учитель использует приёмы «выразительное чтение», «альтернативный конец произведения» или же приём «словесного рисования», «просмотр инсценировки». Всё что запланировал учитель, будет способствовать развитию творческих способностей  [6].

Проведен анализ урока «Литературное чтение» учителя второго класса Аллы Николаевны Казанцевой.

Тема урока: «Лебедь, Щука и Рак». И.А. Крылов 2 класс. Алла Николаевна определила цель урока: продолжение работы по теме «учимся общаться», знакомством с басней «Лебедь, Щука и Рак » И. А. Крылова. Она так же обозначила для себя следующие задачи урока: развивать фантазию и творческие способности обучающихся, расширять представления о творчестве писателя.

На данном уроке Алла Николаевна использует приёмы «выразительное чтение», «рекламирование басен», «составление синквейна», «диалог героев» и «пересказ». Все запланированные приёмы работы и организация деятельности обучающихся направлены на активизацию творческой деятельности, а следовательно на развитие творческих способностей [7].

Так же был рассмотрен опыт учителя Ларисы Николаевны Цирковой.

Тема урока: Басня И.А. Крылова «Квартет» 3 класс. Циркова Лариса Николаевна определила цель урока, как знакомство с басней И.А. Крылова «Квартет» и её инсценирование». Учитель обозначила для себя результаты, которые хочет получить от урока: инсценирование басни, выразительное чтение, чтение по ролям с использованием мимики, развитие творческих способностей.

В конце урока Лариса Николаевна задаёт учащимся домашнее задание, которое состоит из: выразительного чтения, иллюстрации басни, учения басни наизусть и сочинение своей басни [8].

Таким образом, анализируя опыт учителей, можно сделать вывод, что на уроках литературного чтения учителя используют при подборе различные приёмы и методы направленные на развитие творческих способностей младших школьников.

Исследование проблемы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения включало два основных этапа – теоретический анализ проблемы и её экспериментальное изучение.

В результате теоретического анализа проблемы удалось сформулировать методологическую основу экспериментального исследования – были рассмотрены понятия: способности, творчество и творческие способности. Так же привели психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста. Кроме того, были проанализированы особенности развития творческих способностей у младших школьников, а так же рассмотрена специфика творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.



Библиографический список

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский – Москва : Просвещение, 1991. – 93 с.
2. Новолодская Е. Г. Спектакли при изучении природоведения // Уроки в начальной школе. — 2004. — Приложение. — С.29–33.
3. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2011. - 176 с.

5. Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся / В.С. Шубинский — Москва : Знание, 1988. — С. 23.





4. Структура учебной деятельности Д.Б. Эльконин. - URL https://lartdoll.net/pedagogicheskay-psihologiya/36-lekcii-po-pedagogicheskoj-psihologii/955-struktura-uchebnoj-dejatelnosti-d-b-jelkonin.html 6.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/10/10/razrabotka-uroka-literaturnogo-chteniya-dlya-uchashchihsya-3 7.https://infourok.ru/urok_literaturnogo_chteniya_konspekt_uroka_po_teme___i.a.krylov___strekoza_i_muravey-146738.htm 8. https://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-po-literaturnomu-chteniiu-i-a-kry.html
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.