Статья «Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка»

1
0
Материал опубликован 20 November 2020

Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

Свиридова Анастасия Павловна. Учитель начальных классов.

3 курс специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

ГАПОУ СО НТПК № 1

Ключевые слова: творческие способности, способы развития творческих способностей, современное образование, русский язык, младшие школьники, развитие творчества на уроках русского языка, креативное мышление.

Аннотация: Современное общество постоянно меняется и нуждается в таких же активных личностях, которые будут способны реагировать на любые изменения и находить качественные решения проблемных ситуаций. Исходя из этого, статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей на уроках русского языка. В статье обсуждается, что развитие творческих способностей младших школьников – это важный аспект педагогической деятельности и важная составляющая правильного развития детей.

Современное общество меняется очень быстро, в школе появляются новые программы для образования, оно направлено сейчас на формирование интереса к обучению у школьника, на развитие творческих способностей. Но сейчас появляется проблема, и заключается она в том, что в школе очень часто встречается шаблонность в работе учителя.

Многие учителя используют повторение одних и тех же действий, приемов, не учитывая желания и интересы детей. Именно это приводит детей к потере способности творчески и креативно мыслить, самостоятельно работать. У школьников пропадает интерес к получению знаний. Поэтому учитель современной школы должен больше уделять внимание творческой деятельности детей, что бы ребенок легко адаптировался к изменяющимся условиям, выполнял поисково-творческую деятельность с целью развития своих творческих способностей.

Развитие в детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Образовательный процесс в современной начальной школе ориентирован на развитие творческих возможностей ребенка и формирования стремлений учащихся к самообразованию.

В основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, а это значит, что с помощью творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, какие-то варианты и способы достижения требуемого результата, различные креативные подходы к разрешению любой ситуации.

Творческое начало в детях нужно развивать как можно раньше, потому что младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности – это значит, что ребенок активен и любознателен по своей природе. Поэтому важное значение приобретает проблема развития творческой активности учащихся как высшего уровня всех видов активности в младшем школьном возрасте. В начальной школе очень быстро формируются умения работать нестандартно.

Развитие творческой активности обучающихся осуществляется в процессе любо й творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающим их миром, с семьей, друзьями и другими людьми. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Нужно отметить – творчество связано с открытием, которое будет важно для определенного человека, в то время как это «открытие» при этом давно известно другим людям. Такое часто случается в детском возрасте, поскольку ребенок постоянно открывает для себя мир: переживает, радуется, общается, ищет пути решения различных проблем, познает что-то, сталкивается с множеством ситуаций.

Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, то есть возможность не использовать стереотипные подходы решения проблемы. Родители и учителя должны сделать так, чтобы ощущение творческого восприятия мира осталось с ребенком и развивалось дальше. Благодаря творчеству насыщается эмоциональная жизнь ребенка, раскрываются какие-либо задатки, творческие способности, креативные наклонности личности. Дети передают свои чувства, мысли и стремления. Чем сильнее сложилось впечатление у ребенка, полученное от непосредственного восприятия, тем важнее у него потребность передать это в своём творчестве. Поэтому можно утверждать, что уроки русского языка являются самыми благоприятными, на которых можно существенно повысить уровень развития творческих способностей, если постоянно использовать различные, интересные, упражнения творческого характера.

Необходима образовательная система, по которой можно эффективно развивать творческие способности младших школьников, поскольку непостоянный характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных практически любой программой начального обучения, не способствует включению творческой деятельности у обучающихся, следовательно, недостаточно результативно отражается на развитии творческих способностей детей. Поэтому очень важно создавать именно благоприятную обстановку на уроках русского языка, предоставлять возможность детям самим активно задавать вопросы, поощрять обучающихся за высказывания оригинальных идей, так же хвалить за любознательность.

Каждый вид такой творческой деятельности помогает раскрыть индивидуальные способности ребёнка, учит его творчески применять полученные знания в жизненных ситуациях, а не только на уроках в школе. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявляя оригинальность. Например, на уроке учитель предлагает написать сочинение к произведению, либо о том, как ребенок провел свои летние каникулы. Если дать ребёнку почувствовать свою творческую самостоятельность, значимость и умелость, право на авторство, то произойдёт чудо: смогут раскрыться такие творческие способности, о которых ни родители, ни учителя даже не подозревали, ребёнок начнёт успешно справляться с тем, что ему было недоступно ранее. Для ребёнка станет нормой мотив: «Если я могу это, значит я смогу и другое». И если мы хотим видеть детей всесторонне развитыми, творчески способными личностями, то вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития [1,с.40]. Когда дети почувствуют вкус к сочинительству, когда будут активно участвовать в этих забавных, но очень важных для развития воображения, для закрепления литературоведческих знаний, для развития речи заданиях, у них появится желание и способности придумать произведение со своим сюжетом, своими героями, которые наделены особым характером [2,с.34].

Развитие творческих способностей — это одно из условий утверждения нравственного достоинства, вершина духовной жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте так важно утвердить такие духовные начала в ребёнке и закрепить их, чтобы они не были потеряны во взрослой жизни, чтобы будучи уже взрослым и образованным человеком, он так же мог проявлять свои творческие способности. Очень хорошо это можно заметить по общению с ребенком, то есть по диалогу с ним. Диалог может быть как устным, так и письменным. Но проблема заключается в том, что творить на ходу бывает сложно, особенно детям. Если на уроках русского языка дети мыслят от себя, не боятся думать вслух, привыкли доверять друг другу и учителю, то проявятся все их творческие способности в организации диалога. Для того, чтобы этот диалог состоялся, то лучше всего проводить урок в игровой форме, создать комфортную эмоциональную атмосферу. Таким образом, как показывает практика, в рамках учебных программ начального обучения упражнения развивающего характера нуждаются в обогащении специальными упражнениями творческого, нестандартного характера, заданиями, которые требуют применения знаний именно в новых условиях.

В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников все-таки усиливается во многих странах мира. Так же существует большая нехватка дидактических разработок по данной теме. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно уметь раскрыть и развить их. Младшие школьники должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблеме. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся.

В учебной деятельности элементы творчества у обучающихся проявляются именно в умении найти и решить проблему особым способом, быстрее, найти множество необычных способов решения проблемы. Также следует отметить, что творческая деятельность начинает проявляться у обучающихся в благоприятной атмосфере, при положительных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний, проявлении любознательности. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них. Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации [3, с. 407]. Любое проявление творчества — это деятельность, результатом которой является создание чего-то нового, необычного.

Философская энциклопедия определяет творчество таким образом: «Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее» [5].

Итак, творческая деятельность на уроках русского языка - это развитие и формирование у обучающихся таких качеств, как наблюдательность, общительность, речевая активность, память, сообразительность, привычка анализировать и осмысливать факты. Для творчества на уроке нужны воля, умение преодолевать объективные трудности, активность во всех делах, и в первую очередь - в познании. В тоже время предпосылками для творчества являются: мир эмоций, способность увлекаться, развитие познавательных интересов и воображения у детей.

Сочинения в начальной школе занимает особое место: им в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в первом классе в виде небольших устных упражнений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьёзную умственную работу, планируемую учителем. Сочинение возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. «Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиций рассказа, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил» [4].

Опираясь на все это, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Это также способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, творческой инициативы и активной жизненной позиции. Для того чтобы у детей появился интерес к урокам русского языка и познавательная активность значительно возросла, младшим школьникам очень важно быть готовым действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах, выполняя любое задание. Учителю же, важно находить такие творческие задания, учить творчески подходить к написанию сочинений, изложений, быть готовым помогать.

Использованные источники:

1. Бугрименко, Е.А., Цукерман, Г. А. Чтение без принуждения. — М.: Педагогика, 2005. — 94с.

2. Джежелей, О. В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа — 1999. — № 1. С.33–38.

3. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа — 1993.- № 1.- С. 21–26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 1981. -400с.

4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителей / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1985. – 114 с.

5 .Тиникова Р.Н. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы / Р.Н. Тиникова. – Концепт, 2013. – С. 2 - 8.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации