12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Беликова Олеся Олеговна24
0

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ДЕТЯМ С ТМНР.

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ДЕТЯМ С ТМНР.


Беликова О.О.,учитель

belikova-olesya.30

Буковцова Е.Н.,воспитатель

МКОУ «Общеобразовательная школа №30» город Белгород


Аннотация: авторы обозначили особенности отношений между родителями и детьми с ТМНР в семьях, раскрыли трудности этих внутрисемейных отношений. Статья может быть использована для работы с родителями классными руководителями, воспитателями, психологами.

Ключевые слова: дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, дети с ранним детским аутизмом, фрустрация, социализация.

Семья - первый социальный институт в жизни ребенка. Не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить все потребности ребенка. Это бывает в том случае, когда в семье рождается ребенок-инвалид (речь идёт о детях с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) , в том числе с синдромом раннего детского аутизма).

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Семья, в которой родился ребенок с тяжелыми нарушениями развития, находится в условиях психотравматической ситуации. По данным исследований Р.Ф. Майрамяна, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей, острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. В дальнейшем затяжкой психический стресс приводит к возникновению различных психосоматических расстройств. Со временем он может не только не уменьшиться, но даже усилиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога.

Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго указывали на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка, с тяжелыми нарушениями развития. По данным Р.Ф. Майрамяна, 24,5% обследованных семей с умственно отсталым ребенком распались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребенка.

В работах M. Bristol, M. Gill [3] обнаруживается четкая связь между восприятием семьей ребенка и возможностью семьи адаптироваться. M. Bristol отмечает, что стресс в большей степени проявляется у матерей, которые не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы и времени, но и демонстрирует очень низкую самооценку, в связи с тем, что недостаточно хорошо, по их мнению, исполняют свою материальную роль. Воздействие хронического стресса вызывает депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность у матери (M. De Myers, Z. Wolf [4] ). Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, проводя больше времени на работе, тем не менее и они переживают чувство вины, утраты, хотя и не говорят об этом так явно как матери. Они обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены; на них ложатся особые материальные тяготы, связанные с воспитанием «особого» ребенка, которые ощущаются еще острее в связи с тем, что обещают быть долговременными, практически пожизненными (Zamb [4]).

Семья посвящает себя больному ребенку, родители склонны отрицать собственные проблемы делая акцент на проблемы ребенка. Эти детские проблемы могут помочь родителям объединиться для преодоления кризисных периодов и отодвинуть собственные разногласия на задний план. Ребенок остается в центре внимания и это помогает родителям избежать обсуждения собственных проблем и супружеских взаимоотношений.

Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния аномального ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей.

Вследствие тех же причин матери больных детей оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности, чтобы ухаживать за ребенком, или переходят чаще всего на надомную работу. Переживания, выпавшие на долю матери «особого» ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

Психотравмирующая ситуация обусловленная рождением в семье больного ребенка, рассматривается Р.Ф. Майрамяном [2] как затрагивающая «значимые для матери ценности» и фрустрирующая ее личность. Клиническая картина психопатологических нарушений и их выраженность у матерей характеризуется преобладанием аффективных расстройств. Но, не смотря на это, от родителей требуется полная самоотдача в работе с детьми-инвалидами.

Особенности внутрисемейных отношений и личности матерей, имеющих детей с нарушением интеллекта, фактически не изучены.

Между тем, связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно эти отношения - один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоциональной адаптации умственно отсталых детей, подростков, взрослых.

Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер, который является источником неадекватного поведения таких детей. И именно поэтому им постоянно нужен родительский контроль.

Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, на протяжении жизни переживает серию, «взлетов» и «падений», обусловленных субъективными и объективными причинами. Чем лучше психологическая и социальная поддержка, тем семья легче преодолевает эти состояния. При тяжелых нарушениях интеллекта особенно сильно переживается родителями наступление совершеннолетия ребенка. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть этого семейного кризиса по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению. (Б. В. Брехт [1] )

В повседневной жизни матери всех проблемных детей испытывают огромные трудности воспитательного характера. Воспитание, как социализирующий процесс, прежде всего решает проблему адаптации ребёнка к самостоятельной жизни, обучения правилам и нормам социально принятого поведения, доброму отношению любви к матери и другим близким людям.

Родители детей с тяжёлыми нарушениями развития, порой не знают, как научить ребёнка слушать себя, выполнять инструкцию или поручение. Они не знают, как сформировать у ребёнка навыки санитарной гигиены и самообслуживания, а также как адекватно использовать «рычаги управления» ребёнком, такие, как поощрение и порицание.

Родители должны знать, что неадекватные воспитательные подходы с их стороны (гипоопека, физические наказания, гиперопека) формируют личностную неустойчивость ребёнка, наносят колоссальный вред его психическому здоровью. Ребёнок должен быть включен в повседневную жизнь семьи. Правильное распределение обязанностей будет способствовать сглаживанию у ребёнка ощущения ущербности и развитию положительных сторон его личности. Адаптация ребёнка в семье является базовым условием его дальнейшей социально-трудовой адаптации в жизни.

Таким образом, семья должна приспосабливаться к растущей независимости подростков по мере того, как они готовят себя к самостоятельной жизни. Насколько благополучно происходит это взаимоприспособление родителей и взрослеющих детей, в большей степени зависит от стиля родительского поведения и динамики семьи. Большинство семей успешно справляются с этим переходным периодом, пересматривая роли и сохраняя при этом сплочённость, гибкость и открытое, прямое общение. Центральное место в детско-родительских отношениях в семьях, как с нормальными детьми, так и с детьми-инвалидами - занимает сфера эмоциональных отношений – принятие и эмоциональная близость. Именно процессы эмоционального взаимодействия определяют авторитетность родителя в семье и удовлетворённость детско-родительскими отношениями, а также особенностями делового сотрудничества. Характер эмоционального принятия подростка родителем выступает как исходный пункт и основа развития детско-родительских отношений.


Список используемой литературы:

Варга А. Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей. – Москва – М.; Просвещение, - 2000. – 321 с.

Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. – Москва – М.; Генезис, - 2001. – 160 с.

Кон И. С. Психология ранней юности – Москва – М.; Просвещение, - 1999. – 255 с.

Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / под ред. О. А. Карабанова. – Москва – М.;

Хохлова Л.А.. Изучение особенности детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих глухих детей // Дефектология. - №3. – 2007. – С. 45-46



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.