Развитие самостоятельности школьников

9
1
Материал опубликован 12 February 2016 в группе

В последнее время стали много говорить о самостоятельности детей.

Часто мы слышим справедливые упрёки  в адрес современных молодых людей: не хотят трудиться, пассивны, ничего не хотят делать без помощи взрослых. Это происходит из – за того, что дети не приучены к самостоятельности. Ведь многие учителя и родители, говоря о самостоятельности и активности ребёнка, мало поручают ему конкретных трудовых дел. Тогда как же можно говорить о том, чтобы дети были самостоятельны?

Взрослые часто просто не доверяют детям, считая свою работу надёжнее. Мы порой навязываем ребятам свои мысли и взгляды на проблемы: пишем за них доклады и рефераты, выбираем экскурсии и темы сочинений, забывая про воспитательное воздействие.

Надо развивать активность и самостоятельность детей, предоставляя им возможность всё делать самим: анализировать свои ответы и ответ товарища, характеризовать одноклассника и его действия, учёбу и участие в общественно полезном труде, отношение к учёбе и качество выполненной работы. Нужно учить детей высказывать мнение, обосновав его. Тогда будет воспитываться и авторитет каждого и ответственность за слова перед товарищами. Дети поймут, что за поступки надо отвечать самому и совершать дела, за которые будет не стыдно в жизни.

Школьники не всегда могут выбрать самый лучший путь для становления в жизни; никто не застрахован от ошибок, тем более люди обладающие небольшим опытом. Вот тут – то взрослые обязаны предостеречь от ошибок, высказать своё суждение по вопросу, показать ошибку, доказав правоту. Любая деятельность невозможна без поиска и ошибок. Не надо бояться, что дети сделают не так. Каждый, кто ищет, имеет право на ошибку. Ещё Л. Н. Толстой сказал: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться…»

Убеждения только тогда истинны, когда выстраданы, добыты самостоятельно, преодолевая заблуждения. За молодёжью должно признаваться право на ошибку и право критики этих ошибок. Нельзя забывать это.

Предлагать детям надо конкретные дела, которые полезны и интересны. Формальная работа сразу видна, и дети не видят необходимости таких дел. Отсюда идёт пассивность в желание быть в стороне от дел. Потом такое отношение к жизни становится привычным и никакой самостоятельности уже не будет.

В школе мы привыкли к тому, что общественную работу ведут не все ученики. Отношение к учёбе тоже разное. Это несправедливо: одни трудятся с перегрузкой, другие ничего не делают. Надо ломать привычку делить класс на «актив»  и «пассив». Каждый должен участвовать в коллективном деле.

Расскажу это на примере праздника «Мама всех дороже!» в честь Дня Матери. Мы готовили праздничный концерт придуманный самими детьми, учитывали мнение каждого. Не все согласились принять в нём участие, многие стеснялись, говоря о неумении петь, выразительно читать или танцевать. Тогда им предложили украсить зал и придумать интересные поздравления, найти полезные советы девочкам.

Сначала особой активности не было. Потом появилось желание помочь подготовить праздник у детей, которые никогда не являлись активистами, ведь их мамы будут на концерте. Постепенно в подготовку вовлекли всех. Поступило предложение сделать подарки своими руками и вручить их публично каждой маме. Никто не хотел оставить свою маму без самоделки. Готовились все и получили отличный праздник. Мамы радовались и благодарили детей. Некоторые были растроганы до слёз от радости и внимания, ведь активность и самодеятельность ребят удивила их.

К празднику в честь 8 Марта дети уже проявляли некоторую самостоятельность и активность в предложениях по оформлению помещения и подготовке праздника, пробовали силы в изготовлении музыкального поздравления в виде презентации. Сколько задумок и энергии проявили дети! У самых неактивных ребят фантазия била ключом. Это был настоящий концерт по заявкам для мам с прекрасным музыкальным оформлением, которое нашли дети. Подарки дети вручали сопровождая уже каждый своим поздравлением. Вот и получилась самостоятельность и активность. Конечно, поощрили всех детей. Добрые слова и поддержка очень нужны для воспитания самостоятельности. Ведь добиться от школьников добросовестного отношения к учёбе и поручениям сложно. Хвалить надо за малейшее проявление активности, и успех придёт. В каждом ребёнке есть познавательная активность и желание действовать самостоятельно. Надо только постоянно искать способ реализовать эти возможности.

Для ребёнка важно, как он выглядит в глазах окружающих, что думают о нём. Положительное мнение формирует у детей самостоятельность и чувство ответственности за свои действия, самоконтроль.

Классный руководитель и родители – главные люди в воспитательном процессе. Они должны и могут уделять большое внимание таким качествам человека, как активность и самостоятельность, привлекая к работе всех учителей и родных. Пусть наши дети не боятся трудностей, а стараются искать пути их преодоления.

 

Литература:

  1. Адабашев И.И. Сотворение гармонии Москва «Мысль» 2011
  2. Спутник классного руководителя, сост. Олиференко Москва «Просвещение» 1984
  3. Воспитание школьников №2 1988 Москва «Педагогика»
Комментарии

Актуальная тема!

27 January 2019

Похожие публикации