12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Климова Ирина Викторовна33
2

Возможности использования культуроведческого подхода на уроках русского языка и литературы

Климова И.В. учитель русского языка, литературы, Мировой художественной культуры

Цель: повысить эффективность преподавания русского языка и литературы посредством использования на уроках иллюстраций произведений искусства (живописи, графики, скульптуры; архитектуры); расширение знаний по истории мирового искусства и культуры.

Задачи: наряду с усвоением навыков грамотного письма посредством текстов, связанных с искусством, обогащать   духовный   мир   учащихся,      воспитывать художественный вкус, развивать образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности.

Искусство-одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности, прежде всего жизни общественного человека, всей совокупности человеческих отношений, характеров, переживаний и пр. При этом художественное отражение действительности может совершаться в зрительных образах (изобразительное искусство), звуковых (музыка), в слове (художественная литература), а также синтеза отдельных видов искусства (театр, кино).

Наглядность и визуализация на уроках русского языка и литературы давно стали неотъемлемой частью учебного процесса. Всеми признано, что обучающиеся лучше воспринимают предмет, если на уроках не только «слышат», но и «видят» объясняемый материал в наглядных кластерах, таблицах-алгоритмах, иллюстрациях, репродукциях и т.д.

Поскольку я являюсь не только учителем-словесником , но и учителем Мировой художественной культуры, мне захотелось расширить познания школьников и в области искусства. Но как это сделать на уроках русского языка и литературы, когда время и без того ограничено, а познания детей в области искусства и культуры ничтожны?!.. Постепенно я стала внедрять на уроках информацию о том или ином художественном произведении искусства (живописи, скульптуре), исходя из того учебного материала, который диктует программа по литературе и русскому языку, расширяя ее дополнительными сведениями.

На уроках литературы в 5 классе предлагается раздел «Мифы Древнего Египта, Древней Греции. Славянская мифология». Во все времена художники пытались воспроизвести не только облик богов , а также целые сюжеты из их жизни. На уроке я рассказываю о быте древних египтян, особенностях их верования, многобожии. Миф Древнего Египта «Великое путешествие солнечной ладьи» упоминает о богах: Тоте, Ра, Осирисе, Анубисе. Они же представляются и на слайдах. При этом я касаюсь содержания и других мифов ,рассказывающих об этих богах. Изучая Мифы Древней Греции: «Олимп»,«Аполлон и Музы», «Пигмалион», «Орфей и Эвридика», я знакомлю учащихся с изображениями великихтитанов,пантеоном олимпийских богов, демонстрируя статуи Зевса, Аида, Посейдона, Геры и пр. Проецируя репродукцию «Орфей и Эвредика», статую Пигмалиона, вызываю учеников на диалог: какой эпизод представлен, какими кажутся герои, такими ли вы их себе представляли, когда прочли миф и т.д. Не забываем и о полюбившихся с детства древнегреческих героях, таких как Геракл, Прометей, представленных во всем сюжетном многообразии как в живописи, так и в скульптуре. Это помогает школьникам представить этих героев более наглядно (например, схватка Геракла со львом с оригинала скульптора Лисиппа, «Геракл после победы над Ахелоем» Н.К. Муйарта, «Геркулес и стимфаллийские птицы»А.Дюрера и мн.др.) Знакомство с героями и языческими богами Славянской мифологии также сопровождается видеорядом современных репродукций, представляющих образы Велеса, Леля, Лады. Здесь демонстрируются картины В.Васнецова, И.Врубеля «Снегурочка», «Царь Берендей»; рассуждаем с учащимися о том, что легло в основу данного сюжета, какой эпизод хотел изобразить художник.

В 6 классе, знакомясь с произведениями русских классиков, например, романом А.С.Пушкина «Дубровский», урок сопровождается иллюстрациями из сцен романа художников: Д. А. Шмаринова, Б. М. Кустодиева, Е. Е. Лансере, А. Ф. Пахомова («Сцена на охоте», «Сцена в суде», «Встреча Маши и Владимира»).Прочтение некоторых фрагментов сопровождается увертюрой из оперы «Дубровский» композитора С.Направника. Это помогает шестиклассникам прочувствовать тревожность моментов, погрузиться во внутренние переживания героев. Также демонстрируются и видеоэпизоды из х/ф «Дубровский».

Как используются произведения искусства на уроках литературы всем более или менее понятно. А как внедрить культурологические образы, понятия, определения на русском языке?!Для многих этот вопрос оставался до сих пор открытым. В связи с этим я разработала комплекс следующих видов работ:

-сопровождение репродукцией упражнения ,в текстах которых упоминается герой той или иной картины (например, упражнение № 125«Портрет А. П.Струйской» художника Ф.С.Рокотова; учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М.Разумовской). Ученики выполняют необходимое задание: расставляют знаки препинания, графически выделяют встреченные орфограммы. Вместе с тем им предлагается рассмотреть на экране «Портрет графини А. Струйской», сопоставляя описание автора учебника со своими собственными. К тому же я кратко дополняю интересные сведения об этой героине. Показ портрета сопровождается строчками Н.Заболоцкого, написанными поэтом под впечатлением от увиденного : «Ее глаза,как два тумана…»

-демонстрация предметов искусства, о которых упоминалось в текстах упражнений.(Например, тема:«Описание предмета». Параграф №39 рассказывает о селе Жостово, в котором изготавливаются лаковые подносы. Целую серию оригинальных жостовских подносов, изготовленных в различной технике, я показываю на экране,рассказываю об особенностях каждого;Упражнение № 498 содержит информацию о Московском Кремле. Задание: Подчеркнуть имена собственные в тексте,объясняя написание заглавной буквы. На экране демонстрируется архитектурный ансамбль Кремля. Я добавляю сведения о храме Василия Блаженного, рассказываю о его судьбе.(учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской и М.Т.Баранова)

-работа с различными видами словарей (например,толкование фразеологизмов, основанных на древнегреческих мифах:«Сизифов труд», «Ариаднова нить». «Авгиевы конюшни» и проч. На уроке я разъясняю значение и других фразеологических оборотов, взятых из мифов Древней Греции, демонстрирую этих героев в произведениях живописи и скульптуры; во время прохождения темы «Заимствованные слова» в упражнении №122 дается задание: выписать из толкового словаря на тему «Искусство» заимствованные слова. Я разъясняю понятия, указываю на сферу их употребления; знакомясь с темой «Несклоняемые существительные», я даю учащимся в ряду общепринятых слов и перечень понятий, связанных с тем или иным видом искусства: например, Панно, паспарту, папье-маше, попурри, сопрано, аллегро, фортепиано, танго, фламинго. Предлагаю определить род данных существительных. Довольно часто в числе словарных слов ученикам даются слова-термины, употребляющиеся в сфере того или иного вида искусства. Я же этот список расширяю, знакомлю с новыми искусствоведческими понятиями.(например, фарфор, статуэтка, рельеф, пленэр, оркестр, муляж, капелла, арабеска)

-упражнения, требующие вставки недостающих понятий, слов. (Изучая имя прилагательное в 6 классе, учащиеся знакомятся с разрядами и степенью сравнения этой части речи). Наряду с прочими стандартными заданиями дается текст, например, посвященный описанию «Портрета Екатерины II, законодательницы в храме правосудия» художника Д.Г.Левицкого, где на месте прилагательных стоят пробелы. На экране высвечивается репродукция, глядя на которуюнужно подобрать эпитеты.Таким образом, ученики подыскивают требуемые качественные и относительные прилагательные).

-составление словосочетаний, предложений, текстов по представленной репродукции. (При изучении восклицательных предложений в 5 классе представляется на экране любой живописный пейзаж : А.Куинджи, И.Левитана,И.Шишкина, и предлагается,глядя на картину,придумать свои примеры восклицательных предложений. Аналогичное задание дается и во время прохождения темы «Однородные члены предложения», где требуется перечисление увиденных предметов,например, различные натюрморты: И. Хруцкого, П.Сезанна, П.Кончаловского, В.Гога и т.д. Изучая тему «Словосочетание. Типы словосочетаний» из раздела «Синтаксис», предлагается сюжетная композиция какого-либо живописного полотна. Необходимо на основе увиденного составить именные и отглагольные словосочетания. Демонстрация памятника архитектуры, скульптуры предполагает самостоятельное составление связного текста.

-упражнения на определение типа и стиля речи,средств связи в предложении(на уроках по развитию речи). Например, в упражнении №16 (учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской и М.Т.Баранова) дается текст под названием «Шапка Мономаха».От учеников требуют определить стиль данного текста. Во время прочтения демонстрируется экспонат шапки Мономаха, хранящийся в музее «Оружейная палата». Изучая тему «Текст» предлагается учащимся текст, содержащий сведения о каком – нибудь памятнике архитектуры, отрывок из биографий композитора, скульптора, художника и т.д. Таким образом, обучающиеся расширяют свои познания о деятелях культуры и искусства, о мировых шедеврах, и в то же время работают с текстом, определяя тип, стиль повествования, иногда требующего и исправления ошибок.

Зачастую подбираю или самостоятельно составляю текст изложения, содержащий сведения о том или ином произведении искусства или его авторе.

Такой вид деятельности,разумеется, предлагается не на каждом уроке (да это было бы и невозможно!), но используется на уроках русского языка, литературы часто. Лично мне это помогает сделать урок более познавательным, содержательным, эстетически наполненным. Учащиеся устают от однообразной деятельности (доски, схем, учебников), а демонстрация любого произведения искусства-это всегда завораживающее зрелище! Ученики переключают свое внимание на нечто другое, мгновенно «оживают», становятся более восприимчивыми, охотно комментируют и обсуждают увиденное, задают вопросы. Но и самое главное для меня как для учителя - это развитие красивой связной устной и письменной речи, духовное и эстетическое обогащение школьников, вместе с тем приобщение к миру искусства, расширение их культурологического кругозора.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.