«Особенности школьной мотивации и профессиональной идентичности старшеклассников»
Психолого-педагогическое сопровождение
Статья на тему: «Особенности школьной мотивации и профессиональной идентичности старшеклассников»
Автор: Трощинина Екатерина Викторовна,
педагог-психолог, первой квалификационной категории
ГБОУ СОШ № 238 г. Санкт-Петербурга
Целью диагностики является:
Исследовать структуру и уровень учебной мотивации и профессионального самоопределения учащихся выпускных классов (9, 11-х классов);
разработать отдельные рекомендации для педагогов по организации индивидуальной работы с учащимися, которые показали сниженный уровень мотивации обучения;
использовать полученные результаты для оказания помощи старшеклассникам при выборе профессионального пути.
Введение
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский
Формирование учебной мотивации у учащихся можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.
Методик, диагностирующих школьную мотивацию, не так уж и много, большая их часть предназначена для учащихся начальной школы. Однако вопрос учебной мотивации среднего школьного возраста, или подросткового (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старшего школьного возраста, или возраста ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов) не теряет своей актуальности.
Выбор профессии и формирование профессиональной идентичности является существенной проблемой старшеклассников, так как данное решение определяет общее качество жизни и становится судьбоносным для каждого человека.
Для изучения школьной мотивации мною была выбрана методика М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой для 9 и 11-х классов.
Эта методика позволяет изучить мотивационную сферу по нескольким компонентам, определить, какой мотив является преобладающим, установить уровень способности учащихся к самостоятельному целеполаганию и степень реализации мотивов в поведении.
Профессиональная идентичность формируется на основе осознания старшеклассниками своих интересов, способностей и ценностей. Она включает в себя следующие компоненты: когнитивный (знания о профессиях, понимание своих способностей и интересов); эмоциональный (отношение к профессиям, оценка своих возможностей); поведенческий (выбор будущей профессии, планирование карьеры).
С целью определения статуса профессиональной идентичности была выбрана методика: «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов). Методика позволяет выделить четыре так называемых статуса профессиональной идентичности – четыре «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального самоопределения:
- неопределенная профессиональная идентичность: выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую проблему;
- навязанная профессиональная идентичность: человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора;
- мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен;
- сформированная профессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.
Результаты исследования профессиональной идентичности.
Подрастающее поколение неизбежно сталкивается с необходимостью решать такие задачи как достижение некоторой автономии и независимости от родителей и формирование собственной идентичности, самоопределения, т.е. создание целостного образа своего собственного Я, гармонично сочетающего в себе различные элементы личности.
Выбор тех или иных альтернатив в ситуации профессионального самоопределения обусловлен как внешними обстоятельствами, так и внутри личностными факторами.
Таблица 1.
Процентное соотношение уровней выраженности статусов профессиональной идентичности в выборке учащихся 9-х классов
Уровень выраженности статусов профессиональной идентичности | Статус идентичности | |||
Неопределен ный % | Навязанный % | Мораторий % | Сформированный % | |
Не выражен | 10,4% | 25,9% | 22,1% | 24,7% |
Ниже среднего | 31,2% | 29,8% | 25,9% | 27,3% |
Средний | 38,9% | 35,1% | 23,3% | 20,7% |
Выше среднего | 12,9% | 9,1% | 28,6% | 0,0% |
Ярко выражен | 6,5% | 0,0% | 0,0% | 27,3% |
Из приведенных данных в таблице 1 видно, что у 52% (40 человек) учащихся 9-х классов в качестве доминирующего типа идентичности отмечается «мораторий» или кризис, что означает, что данные учащиеся еще не готовы принять окончательное решение относительно своей будущей профессии, но они стремятся к этому и находятся в поиске своего места.
У 27,3% учащихся выявлен сформировавшийся образ нужной профессии, профессиональные планы определены.
Вместе с тем в параллели выявлен высокий процент учащихся с неопределенным статусом. Таким образом можно говорить о том, что большинство учащихся (45 человек) не сделали еще выбор жизненного пути, у них нет еще четких представлении о карьере, возможно, что некоторые из них даже и не ставили перед собой такую задачу (15 учащихся).
Примерно у 40% учащихся выявлена навязанная профессиональная идентичность, т.е. подросток имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора.
Таблица 2.
Процентное соотношение уровней выраженности статусов профессиональной идентичности учащихся 11-х классов
Уровень выраженности статусов профессиональной идентичности | Статус идентичности | |||
Неопределенный % | Навязанный % | Мораторий % | Сформированный % | |
Не выражен | 61,2% | 41,8% | 43,3% | 0,0% |
Ниже среднего | 20,8% | 34,3% | 34,3% | 7,4% |
Средний | 16,5% | 19,4% | 11,9% | 14,9% |
Выше среднего | 1,5% | 4,5% | 10,4% | 16,5% |
Ярко выражен | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 61,2% |
Из таблицы 2 видно, что у учащихся 11-х классов (52 учащихся) выявлена высокая степень выраженности сформированного статуса профессиональной идентичности, что указывает на то, что данные учащиеся сделали свой выбор относительно будущей профессии, они уверены в правильности данного выбора, а также имеют намеченные пути достижения целей.
Для данной выборки практически не характерен неопределенный, навязанный статус и кризис выбора. Тем, не менее у 15 учащихся диагностируется статус моратория.
Таким образом структура процесса профессионального самоопределения учащихся 9-х классов носит более сложный характер и нередко складывается под влиянием внешнего давления, у подростков не в полной мере сформирована система знаний о себе, о профессиональных ценностях и жизненных убеждениях.
У девятиклассников более выражен кризис выбора возможно, что уровень личностной зрелости, не позволяет еще принять сколько-нибудь осознанное решение и сделать некий профессиональный выбор. Также мораторий можно рассматривать и как своего рода «активную паузу» - время, чтобы исследовать окружающий мир, себя, свои склонности и способности, примерить на себя различные профессиональные роли, в связи с этим не менее 2/3 учащихся 9-х классов продолжают обучение в школе.
У 27% учащихся выявлен ярко выраженный сформированный статус профессиональной идентичности, это как правило, присуще тем учащимся которые оканчивая 9-й класс поступают в колледжи, техникумы или училища.
Большинство учащихся 11-х классов характеризуются тем, что совершают осознанный выбор своего дальнейшего профессионального развития. Их профессиональное самоопределение в этом возрасте становится более осознанным по сравнению с подростковым, большее число учащихся находит свое место в мире профессий, и этот выбор является более самостоятельным и осмысленным.
Результаты изучения школьной мотивации.
Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с учеником становится эффективным только с учетом особенностей его мотивации.
Личностный смысл учения – это внутреннее отношение школьника к учению. На рисунке 3 представлен график, на котором видно, что большая часть учащихся имеет высокий уровень мотивации как в 9-х, так и 11-х классах, связанный с личным смыслом обучения.
Рисунок 3. Уровни личностной значимости обучения
Также стоит отметить, что в 9-х классах выявлены учащиеся, имеющие низкий уровень личностной значимости обучения 10 человек, в 11-х – 2.
Способность к целеполаганию.
Умение ставить цель-это показатель зрелости мотивационной сферы школьника. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им поведения придает человеку определенную нравственную устойчивость.
Уровни мотивации по данному блоку свидетельствуют о том, что способность к целеполаганию примерно одинакова в обеих параллелях и большая часть учащихся имеет высокий уровень способности к целеполаганию.
Рисунок 4. Уровни способности к целеполаганию.
Методика позволяет выявить преобладание внутренней и внешней мотивации по трем показателям: преобладание внешних, равно выраженные мотивы, преобладание внутренних. У большинства обследованных учащихся внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени. У 1/3 всех опрошенных выявлено преобладание внешних мотивов, у 9% одиннадцатиклассников преобладают внутренние мотивы учения.
Мотивация стремления к успеху или избеганию неудачи. В делении мотивов по преобладающему типу стремления к успеху или избеганию неудач более 50% учащихся имеют равную степень преобладания каждого вида мотива.
Рисунок 5. Стремление к успеху или избегание неудач
33% учащихся 11-х классов мотивированны на достижение успеха. Эти учащиеся в большей степени ориентированы на позитивные цели и стремятся к активной их реализации; при этом они склонны выбирать адекватные средства, для достижения поставленных целей, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.
Иначе ведут себя учащиеся 9-х классов (21%), мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе, бояться критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Они, как правило, объясняют неуспех отсутствием способностей, невезением, а успех - везением или легкостью задания.
Методика позволяет выявить преобладающий вид мотива. Все мотивы разделены на учебный, социальный, позиционный, оценочный, игровой и внешний мотивы.
Рисунок 6. Распределение мотивов по видам
На рисунке 6 видно, что структура мотивов у 9-ти и 11-тиклассников не отличается, при этом основная доля мотивов сосредоточена в области позиционных. Позиционный мотив является положительным, но внешним мотивом. Чувство ответственности и долга, желание заслужить похвалу от учителя или родителей, стремление завоевать авторитет у сверстников могут внезапно перестать быть для учащегося значимым моментом и тогда ему может наскучить учиться; позиционный мотив со временем может привести к снижению мотивации.
Для 28% всех опрощенных учащихся характерен оценочный мотив – движущей силой это мотива является стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение, похвалу и т.п.
Среди опрошенных учащихся не выявлен социальный мотив. Данный мотив, как правило, лежит за пределами процесса обучения, но связан с его результатами, он выражается в стремлении учащихся занять свое место в обществе, получить профессию, поступить в вуз.
Исследование реализации учебных мотивов в поведении показало, что все учащиеся 11-х классов в той или иной степени реализуют учебные мотивы в поведении, тогда как около 20% девятиклассников не реализуют учебные мотивы.
Рисунок 7. Реализации мотивов в поведении
Таблица 3.
Итоговый уровень мотивации учения
| 9-е классы кол-во | % | 11-е классы кол-во | % |
Очень высокий уровень | 1 | 1,3% | 1 | 1,5% |
Высокий уровень | 46 | 59,7% | 48 | 71,6 % |
Нормальный (средний) уровень | 22 | 28,6% | 15 | 22,4% |
Сниженный уровень | 3 | 3,9% | 2 | 3% |
Низкий уровень | 5 | 6,5% | 1 | 1,5% |
Высокий уровень мотивации учения выявлен у большинства учащихся в обеих параллелях. У таких учащихся преобладает познавательный мотив, они успешно справляются с учебной деятельностью, стараются наиболее успешно выполнять предъявляемые школой требования, как правило, добросовестны и ответственны.
Особенности школьной мотивации и профессиональной идентичности учащихся 9 и 11 классов.
Анализ школьной мотивации и профессиональной идентичности среди учащихся 9-х и 11-х классов выявил следующие особенности:
Более 50% 9-тиклассников находятся на стадии «кризиса выбора», данные учащиеся еще не готовы принять окончательное решение относительно своей будущей профессии, но стремятся к этому и находятся в поиске своего места.
Более 80% 11-тиклассников прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе, о профессиональных ценностях и жизненных убеждениях;
у учащихся 11-х классов уровень сформированности профессиональной идентичности выше, чем у учащихся 9-х классов, так как они ближе к моменту выбора высшего учебного заведения, будущей профессии и более осознанно подходят к этому вопросу;
у учащихся 9-х классов более выражена внешняя мотивация, связанная с желанием получить признание и одобрение со стороны окружающих, в то время как у учащихся 11-х классов преобладает внутренняя мотивация, обусловленная стремлением к саморазвитию и подготовкой к будущей профессии;
выявлено сходство в структуре школьной мотивации учащихся 9-х и 11-х классов;
уровень школьной мотивации в целом у учащихся 11-х классов выше, так как они понимают важность полученных знаний для будущей карьеры.
Заключение
Школьная мотивация и профессиональная идентичность являются важными аспектами развития личности старшеклассников. Их формирование способствует успешному обучению и адаптации в обществе.
Результаты исследования могут использоваться:
- в индивидуальном и групповом психологическом консультировании как самих учащихся, так и их родителей и педагогов;
- при разработке коррекционно-развивающих программ;
- при разработке программы психологического сопровождения в рамках профориентационной работы.
Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2004. EDN: NIABTD.
Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. -М.: 1979.
Егоренко Т. А., Зорина Е. С. Особенности профессиональной идентичности современных старшеклассников//Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 3 (43).
Захаров, Н. Н., Симоненко, В. Д. Профессиональная ориентация школьников [Текст] Н. Н. Захаров, В. Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1989.
Зеличенко, А. И., Шмелев, А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора [Текст] / А. И. Зеличенко, А. Г. Шмелев // Вестник МГУ. – 1987. № 4.
Лукьянова, М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы : критерии и диагностика [Текст] / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. – Москва: Сфера, 2004.
Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983.
Программы профилактики трудностей в учебе / авт.- сост. Е. М. Меттус, А. В. Литвина. – Волгоград: Учитель, 2007.