Особенности воспитания ценностного отношения к Родине у младших школьников средствами музыкального искусства.

0
0
Материал опубликован 18 June в группе

Особенности воспитания ценностного отношения к РодинеPPTX / 1.35 Мб

/data/files/p1750272235.pptx (Особенности воспитания ценностного отношения к Родине) Особенности воспитания ценностного отношения к Родине у младших школьников средствами музыкального искусства.

Пояснительная записка

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Патриотическое воспитание детей - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

В связи с этим, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.


Теоретико-методологическую основу исследования составили труды и положения Ю.К. Бабанского, Д.И. Водзинского, Б.З. Вульфова, Т.А. Ильиной, которые рассматривали аспекты воспитания; весомый вклад в развитие проблемы патриотического воспитания средствами музыки внесли такие ученые как   Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Г.С. Ригина, Б.М. Теплов. Исследования по музыкальной педагогике О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, Н.Л. Гродзенской. Изучением проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения занимались И.А. Агапова, M.JI.Афанасьева, М.П. Бузский, В.А. Датский, В.В. Дьяченко, Т.А. Коновалов, С.В. Кривых, В.Ф. Фролов и др.

Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программы по формированию патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности средствами музыки.

Объект исследования: процесс формирования патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности.

Предмет исследования: музыка как средство формирования патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс формирования  патриотизма у детей будет эффективным, если разработать и реализовать программу по формированию патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности средствами музыки.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработана и реализована программа по формированию патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности средствами музыки. Данный материал может быть использован учителями начальных классов, студентами педагогического факультета при прохождении профессиональной практики.


Слайды: 3.

«Родина для человека –самое дорогое и священное,

без него человек перестает быть личностью». Василий Александрович Сухомлинский


«Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери»

Юрий Яковлевич Яковлев


4. Актуальность

Воспитание ценностного отношения к Родине у младших школьников, а именно, гражданственности и патриотизма, сегодня – важнейшее направление деятельности современного общества и нашего государства.

Духовное возрождение России – одна из основных задач современности, которая обеспечивает сохранность и защиту культурного и исторического наследия страны, поэтому, патриотическое воспитание выделено в ФГОС как приоритетное направление духовно – нравственного развития личности школьников.


5.

Гражданско-патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Наша деятельность в этом направлении должна активизироваться, так как сегодня наблюдаются значительные негативные изменения в духовной жизни общества, влияющие на нравственное здоровье нации в целом . Мы видим резкое падение уровня воспитанности, развитие бездуховности, массовое вовлечение молодого поколения в зону социального риска.

6.

Роль музыки невозможно переоценить  в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений.

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.


7. Цель

Воспитание чувства патриотизма у воспитанников через музыкальную культуру;

Воспитание любви к родному краю и родной стране;

Формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и людям других национальностей.


8. Патриотизм-

сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, гордость за свой народ. И всё это воспето в русских народных песнях и в музыке русских композиторов. Стремимся формировать у своих воспитанников патриотическое сознание, через знакомство с героическим наследием нашей страны средствами музыки.


9. Критерии патриотического воспитания

воспитывают гражданственность, любовь к родному краю и России;

способствуют росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных отношениях


10. Роль уроков музыки в патриотическом и гражданском воспитании

Россия! Россия! Твой
праздник сегодня:
И взрослый, и детский, праздник народный!


11.

Патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности в школе осуществляются через:

постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков;

знакомство с историей народа, его традициями и обычаями;

знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;

изучение основных жанров фольклорных сочинений и т. д.

12. Содержание уроков музыки по программе Е.Д. Критской

Раздел: «Россия – Родина моя!»

Раздел: «День, полный событий»

Раздел: «О России петь, что стремиться в храм»

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Раскрывают наиболее важные для формирования личности «вечные темы» – добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, защиты Отечества и др.


13.

Говоря о культурном наследии России, мы знакомим детей с Российскими композиторами и их произведениями, являющимися шедеврами классической музыки и передающими красоту родной природы. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам родной природы.

14.

На своих уроках музыки широко использую все виды фольклора: игры, сказки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, так как работа с таким содержанием способствует формированию нравственных ценностей, представлений о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Игровая форма на уроке способствует сохранению в памяти конкретных событий лучше , чем описания и определения.

Так в 1 четверти мы знакомились с хороводами, характерными особенностями песен и танцев разных  народов.

Во 2 четверти проходим темы, связанные с фольклором:

« Музыкальные инструменты. Народные инструменты»

«Садко». Из русского былинного сказа»

«Пришло Рождество, начинается торжество»

«Родной обычай старины»

15.Внеурочная деятельность

Внеурочная музыкальная деятельность направлена на самостоятельный поиск информации об истории и культуре своего народа.

Концерты и праздники - важнейшие элементы вокального обучения. Такая деятельность объединяет детей, воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну (выбирается соответствующий репертуар).

Большое внимание уделяется теме Великой Победе. 
В этой теме на музыкальных занятиях я стараюсь раскрыть детям величие подвига советского солдата, знакомлю их с песнями тех времен и о тех временах. Дети получают знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России. Красочно-торжественное оформление зала к празднику играет огромное значение. У детей формируется представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. Это и встречи с ветеранами ВОВ, экскурсия к памятным местам.


16. Работа по развитию и воспитанию патриотических качеств средствами музыки дает хорошие результаты:

она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка;

раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг, верность Отечеству.


17.

«Патриотическое воспитание призвано способствовать национальному возрождению России как великой державы».

В.К. Криворученко















Особенности воспитания ценностного отношения к Родине у младших школьников средствами музыкального искусства.


Актуальность темы исследования.

Современное известно, находится в состоянии глубокого кризиса. Одним из его следствий является обострение проблем во всех сторонах жизни социума. Последние геополитические изменения общественными субъектами, что привело к нарастанию агрессии между различными слоями населения.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни .

Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства.

Период дошкольного и младшего школьного детства является самым важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни.

В этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование свойств и качеств личности, которые сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь .

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы .

Формирование цивилизованной личности, гражданина – патриота своей страны требует новых подходов к патриотическому воспитанию. В настоящее время в целях патриотического воспитания активно используют возможности искусства, в том числе музыкального.

Музыкальное искусство является средством выражения мыслей и чувств людей. Таким образом, восприимчиво слушая музыкальное произведение, человек приобщается к выражаемым в произведении ценностям, переживает схожее эмоциональное состояние.

Музыка, передающая патриотические чувства, представляет собой огромный потенциал в воспитании личности младшего школьника.

Приобщение ребёнка к миру музыки оказывает воздействие на формирование у него ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию.

Объект исследования– процесс патриотического воспитания младших школьников

Предмет исследования – педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства во внеурочной деятельности

Цель работы – теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе цикл классных часов с младшими школьниками с использованием средств музыкального искусства, направленных на их патриотическое воспитание.

Задачи:

1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по выбранной теме;

2 Выявить теоретические основы патриотического воспитания младших школьников;

3 Выявить педагогические условия эффективности классных часов с использованием средств музыкального искусства, направленных на патриотическое воспитание младших школьников;

4 Обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе педагогические условия эффективности патриотического младших школьников во внеурочной работе с использованием средств музыкальной выразительности;

5 Проанализировать результаты опытно-поисковой работы патриотическому воспитанию младших музыкального искусства во внеурочной работе.

Новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что выявлены условия успешности патриотического воспитания младших школьников средствами цикла классных часов, включающих патриотические музыкальные композиции.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный цикл классных часов «Россия – Родина моя» может использоваться в практической работе по патриотическому воспитанию младших школьников.

База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось на базе МБОУ СШ №2 г.о. Кохма Ивановской области. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «Д» класса.

Возможности музыкальной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников

Патриотическое воспитание - многофакторный процесс, включающий в себя обучение, воспитание и развитие.

В процессе поэтапного воспитательного процесса ученик переходит от примитивных представлений 21 о патриотизме к осознанию и принятию высших идеалов, выработке положительных правил поведения, патриотически ориентированной практической деятельности.

Наука выделяет, и это подтверждается сегодняшней практикой, преобладание в данном возрасте эмоционально-чувственного восприятия действительности, наглядно-образного мышления, живость воображения, эмоциональной отзывчивости, склонности к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения с взрослыми, персонажами художественных произведений.

Средства искусства – мощнейшие орудия воздействия на формирующуюся духовную и нравственную сферы личности младшего школьника. В силу преобладания эмоционально-чувственного восприятия в младшем школьном возрасте именно музыкальное искусство представляет собой наиболее доступный ребенку вид искусства.

Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию.

Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры ребенка – актуальная задача сегодняшнего дня.

Музыкальное воспитание как часть общей системы воспитания учащихся общеобразовательных учреждений преследует высокую цель – воспитать человека - гражданина.

Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью подготовки их к предстоящей работе в любых областях жизни.

Испокон веков являющееся сокровищницей духовной культуры музыкальное искусство признается одним из глубочайших источников и средств развития ребенка.

Основным содержанием музыкальных произведений признаются чувства; музыка обладает специфической способностью воспроизводить внутреннюю структуру эмоций во всей сложности и многообразии оттенков и вторгаться в чувственную сферу школьника, стимулируя процессы познания и освоения духовно-нравственных ценностей.

До сих пор в музыковедении содержанием музыкальных произведений считалось богатство чувств (настроений, переживаний). Нас же, кроме этого, в музыке интересует ее ценностное содержание. А. Н. Сохор пишет, что музыка тогда становится мощным орудием воспитания, когда композитор чисто музыкальными или внемузыкальными (ассоциативными) средствами направляет мысль слушателя на определенный объект, превращая тем самым беспредметные настроения в так называемые предметные, или высшие, чувства (любовь, ненависть, гнев, восторг) и целенаправленные волевые устремления (решимость, героизм и т. д.). В этом случае музыка способна не только выразить, но и усилить, развить, активизировать такие нравственные качества, как патриотизм, мужество, стойкость, душевная щедрость, доброта.

Музыка как вид искусства имеет существенную особенность в ярко выраженном эмоциональном характере воздействия. Музыка не учит и тем более не поучает, а предлагает модели эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира. Определяющий фактор в музыкальном искусстве – его гуманистическая направленность, присвоение личностью извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра, достоинства, жизнелюбия.

Музыка

Предмет и источник духовного общения, совершенствования. Огромна ее роль в передаче народных, национальных ценностей и патриотических традиций. И, наконец, весьма важная особенность этого вида искусства

Возможность эмоционально воздействовать на человека в самом раннем возрасте, когда воспринять живопись и книгу он еще не может.

Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, антиколлективизм, антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры.

Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах РФ.

Как быть нынешнему школьнику, будущему самостоятельному члену общества?!

Очень часто ребенок не может соотнести сухие факты истории, о которых сообщается ему в общеобразовательном учреждении, со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в сознании своей личности и своей роли в развитии государства.

В нынешних непростых условиях, во времена антипатриотических настроений, потери нравственных и культурных основ в воспитании младших школьников именно обращение к искусству может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формирует нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.

Нравственно-эстетическое воспитание ребенка – одна из ведущих задач современного начального образования. Обобщая различные взгляды теоретиков педагогики можно выделить три задачи нравственного воспитания. Это:

а) формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка;
б) развитие нравственных качеств таких как: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.;
в) формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро и т.д.).

Представленные задачи можно решить в ходе учебного школьного процесса, особенно при преподавании гуманитарных дисциплин. В начальных классах этими дисциплинами являются изобразительное искусство, литературное чтение, краеведение, ритмика, музыка.

Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание младших школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности на этапе обучения в начальной школе уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

В настоящее время существует множество программ, в основе которых лежит концепция Д.Б.Кабалевского. Данная концепция дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя. Идеи программы – приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.

Урок музыки в данных программах трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим содержанием которого, является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка “вечные темы” искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.

Своеобразие предлагаемых программ предоставляет учителю возможность сделать выбор того варианта программы, который позволит ему реализовать свои возможности и учесть уровень подготовки детей.

Патриотическое воспитание на уроках музыки в начальной школе осуществляется через:

постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, и духовной музыки, произведений композиторов-классиков;

введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры “от родного порога”;

знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;

знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;

изучение основных жанров фольклорных сочинений;

знакомство с культурой малых народов Севера, их традициями, обычаями, музыкой.

Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у младших школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок музыки становится уроком искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея, что позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Очень важно так спланировать урок, чтобы он являл собою некую художественную целостность, а не последовательность видов деятельности.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.

В построении уроков музыки традиционно применяются два подхода.

Первый. Словесные пояснения, беседы с учащимися, направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Сам педагог должен стремиться к нравственности, стараться быть примером для детей.

Второй. Сам процесс восприятия или исполнения произведения, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на любой момент урока. Роль учителя на этом этапе также имеет значение. Дети должны видеть, что педагог любит музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, относится к музыке с волнением.

Только собственным примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.

Основные методические принципы и методы, которыми я руководствуюсь в своей работе, предложены авторами программы “Музыка” для 1-4 классов начальной школы Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С..Шмагиной. Это увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, сходство и контраст, интонационность, а также:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод “забегания и возвращения”

метод сопоставления музыкального материала;

метод обобщения.

Процесс обучения и воспитания строится с использованием нетрадиционных уроков: уроков-путешествий, музыкального творчества, уроки с использованием видео материалов. Особый акцент делается на приобщение к народной музыке, фольклору, народному творчеству вообще, на изучение народных традиций, на знакомство с духовной музыкой.

С первого класса дети входят в многообразный мир музыкальной культуры:

через доступные интонации песен, танцев, маршей, простейших народных

попевок, песен, колыбельных песен – кладезя нравственных ценностей (“колыбель” – это Родина, место происхождения самого народа.);

через первоначальное знакомство с духовной музыкой (молитва, кант), которое дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности;

через творческую деятельность в процессе игры на народных инструментах, вокальную импровизацию, художественно-музыкальное творчество, певческую деятельность.

Особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой коренных народов Севера. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.

На своих уроках я стараюсь пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.

С различными жанрами народной музыки дети начинают знакомиться на уроках уже в первом классе. К четвертому году обучения накапливается определенный багаж знаний и происходит обобщение опыта. Фольклор рассматривается как отдельная, богатая, многообразная область культуры, куда вплетены устное, прикладное, музыкальное народное творчество.

Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни.

Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества. Огромное удовольствие получают дети от просмотра фрагментов из отечественных кинофильмов о войне, о становлении Российского Флота, о подвигах героев, о жизни народа в прошлом, которые, к сожалению не так часто можно увидеть на экранах телевидения.

Богатство и красота родной природы, запечатленные в произведениях искусства, - прекрасное средство воспитания детской души. Уроки музыкально-художественного творчества направлены на творческое саморазвитие детей, независимо от уровня их художественной подготовки и способностей. Это попытка установить живую связь между стихами, музыкой, иллюстрациями, картинами художников и душой ребенка без навязывания ему взрослых мыслей.

Для формирования у школьников “национальной широты” музыкального вкуса, я стараюсь приобщать детей к слушанию музыки других народов, улавливать ее характерные интонации. Особый акцент делается на знакомство с музыкой и культурой коренных народов Севера, обычаями и традициями.

Вся работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты:

дети с интересом воспринимают материал урока;

у учащихся появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям того края, где они родились.

Работа в этом направлении ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа.

Воспитание патриотических качеств школьников на уроках музыки ведется в соответствии с подпрограммой воспитательной программы школы по патриотическому воспитанию.

С огромным успехом в школе проводятся праздники “Славные сыны Отечества”, где дети исполняют песни об армии и флоте, готовят литературно-музыкальные композиции, соответствующие тематике, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками боевых сражений, рассказы о службе в армии и т.д.

В канун праздника великой Победы в школе проводится спортивно-познавательная игра “Салют, Победа!”, где ребята показывают не только свои физические, но и интеллектуальные знания о великих сражениях и битвах, о воинах-героях, о музыкальной жизни страны во время войны, исполняют известные военные песни, рассказывают об авторах и композиторах того времени.

Патриотическое воспитание на уроках музыки несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. Поэтому данный опыт может быть рекомендован любому учителю музыки начальной школы, а также поможет в организации внеклассной работы.

Анализ результатов исследования

Я пришла к выводу, что проведённые уроки и занятия не прошли даром. Дети стали проявлять интерес к образам патриотического содержания, расширился комплекс признаков патриотизма в их понимании.

В результате обработки материалов педагогического эксперимента, мною сделан следующий вывод, что по сравнению с констатирующим этапом, показатели качества знаний произведений патриотического содержания, а так же «имен» известных композиторов (патриотов) повысились, в ответе учащихся стало появляться больше осознанности.

Проведенный контрольный этап эксперимента показал, что предлагаемая система по формированию положительного отношения к образам патриотического содержания, ценностных ориентаций в ходе освоения музыки С. Прокофьева дает определенные положительные результаты. Учащиеся адекватно воспринимают музыку композитора, у них появилась эмоциональная отзывчивость на неё, при слушании возникают в сознании патриотические образы.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

вопрос совершенствования процесса воспитания патриотизма решается не только при помощи хорошо подобранных музыкальных произведений, что, естественно, само по себе очень важно, а главным образом в области целенаправленного творческого использования всех педагогических условий музыкального занятия;

эффективность патриотического воспитания на уроках музыки во многом зависит от психологической подготовки учащихся к восприятию эмоционально-нравственного содержания музыкального искусства;

совершенствованию процесса воспитания патриотизма у младших школьников на уроках музыки способствуют и методические приёмы, направленные на возбуждение интереса к музыкальным средствам выразительности;

при всех благоприятных условиях, созданных для воспитания патриотизма у младших школьников, решающая роль в этом процессе принадлежит учителю, если он своею личностью привносит на урок атмосферу одухотворенности, искренности, эмоциональности, доброжелательности. Без этих компонентов любое музыкальное занятие теряет большую часть своего воспитывающего влияния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности, в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как родители, родство, Родина.

Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа, отраженная в произведениях искусства, всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. В России традиционно, в течение столетий, уроки музыки в школах являлись важнейшим средством воспитания нравственности, патриотизма, высокого эстетического вкуса.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно прояв¬ляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

Результаты проделанной работы позволяют сделать следующие выводы:

Огромное воздействие на эмоциональную сферу младших школьников по патриотическому воспитанию оказывает музыка. Воспитательным средством служит сама музыка. Поэтому подбор музыкального материала имеет огромное значение при проведении уроков музыки по патриотическому воспитанию.

Опытно - педагогическая работа показала, что предлагаемая система по формированию положительного отношения к образам патриотического содержания, ценностных ориентаций в ходе освоения музыки С. Прокофьева дает определенные положительные результаты.

Патриотическое воспитание на уроках музыки несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. Если учитель в повседневной работе будет помнить об этом, то это позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Вся работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты:

дети с интересом воспринимают материал урока;

у обучающихся появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям того края, где они родились.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в младшем школьном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.

Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.

Особенности воспитания патриотизма у младших школьников - это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.

Достижение высокого уровня в воспитании у детей патриотизма становится возможным и наиболее качественным при создании определенных  условий.

Воспитание у младших школьников патриотизма должно быть повседневным делом, естественным образом вплетаться в ткань педагогического процесса.

Ознакомление с родным краем, его достопримечательностями должно происходить в доступных формах (наблюдение, экскурсия, игра, труд и т. д.) с применением различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, сочинительство, игра, конструирование и т.д.), что обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет ребенку осознать свое место в нем.

Внеурочная деятельность является неотъемлемым компонентом всего учебно-воспитательного процесса. Недооценка этого важного вида работы является одним из серьезных недостатков в преподавании музыки в начальных классах общеобразовательных учреждений. 

Посредством музыки можно воспитывать патриотизм у младших школьников. Учитель  должен учитывать, что ребенок младшего школьного возраста по своим психическим возможностям готов к усвоению гражданских и патриотических понятий и ценностей, формированию патриотических чувств: любви к родному краю и Родине, интересу к их истории. Это делает закономерным то, что от качества реализации педагогического процесса напрямую зависит уровень достигаемых результатов.

На современном этапе развития российского общества проблема формирования патриотических чувств граждан является крайне актуальной.

Организовав опытно-экспериментальное исследование, на констатирующем этапе мы выявили низкие результаты сформированности патриотизма. После проведения формирующего эксперимента, была проведена диагностика повторно. Результаты по сравнению с констатирующим этапом значительно улучшились, благодаря выбранным формам и методам патриотического воспитания.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Азаров,  Ю. Искусство воспитывать [Текст] / Ю. Азаров. - М.: Просвещение, 2009. – 218 с.

2. Алиев, Ю. Общие вопросы музыкального воспитания [Текст] / Алиев Ю. Б. // Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж: ВГИ, 2010. – 228 с.  

3. Арановский, М. Мышление, язык, семантика [Текст] // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г.Арановский. - М.: Музыка, 2009. – 73 с.

4. Арчажникова, Л. Профессия учитель музыки [Текст] / Л. Арчажникова. - М.: Просвещение, 2008. – 104 с.

5. Асафьев, Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б. Асафьев. - М.: Музыка, 2010. – 124 с.

6. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В. Асафьев. - Л.: Наука, 2011. – 215 с.  

7. Белобородова, В. К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьника [Текст] / Под ред. М. А. Румер. - М.: Педагогика, 2011. – 285 с.

8. Блонский, П. П. Развитие мышления школьников. // В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст]  / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 316 с.

9. Болдырев, Н. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / Н. И. Болдырев. – Москва: Просвещение, 2008. – 115 с.

10. Возрастные и индивидуальные особенности развития образного мышления учащихся [Текст]  / Под.ред. И. С. Якиманской. - М.: Просвещение, 2009. – 283 с.

11. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2011. - 251 с. 

12. Горюнова, Л. В. На пути к педагогике искусства [Текст] // Музыка в школе. - 2012. - №3. – С. 56-58.

13. Горюхина, Н. В. Обобщение как элемент художественного мышления [Текст] // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Сост. Л.И. Дыс. - Киев: Музычна Украина, 2009. .- 142 с.

14. Данилова, Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов [Текст] / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект Пресс, 2013. – 316 с.

15. Дмитриева,Л. Г. К вопросу об активизации мышления младших школьников в процессе восприятия музыки [Текст] // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. - М.: МГПИ, 2008. – 288 с.

16. Дыс, Л. И. Музыкальное мышление как объект исследования [Текст] // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сб. статей / Сост. Л. И. Дыс. - Киев: Муз. Украина, 2009. – 189 с.

17. Интуиция // БСЭ [Текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Сов. Энц., 2009. - Т. 10. – С. 216-218.

18. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 2012. – 148 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации