12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила Викторовна2408
Учитель начальных классов
Россия, Пермский край, с.Карагай

Роль педагога в  становлении  нравственно-ценностного отношения

младших школьников к окружающему миру  



Исламова Людмила Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»,
с. Карагай, Пермский край


Аннотация.

Статья посвящена роли учителя в развитии личности учащихся начальных классов. Особое внимание уделено экологическому воспитанию детей в ходе  исследовательской и проектной деятельности.


Ключевые слова: развитие личности ребёнка, личностный потенциал учителя, исследовательская и проектная деятельность, экологическое образование младших школьников, экологическая культура личности.


 «Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

дай мне действовать - и я научусь». 

Конфуций


Учитель – это самая важная и незаменимая профессия в жизни любого человека.  В начальных классах закладывается фундамент  личности ребёнка, дети не только получают знания, но и учатся добывать знания самостоятельно. Можно сказать, что учитель начальных классов определяет судьбу ребёнка на будущее. От того, насколько позитивным будет процесс обучения, зависит его дальнейшее успешное продвижение в школьной жизни.  

С поступлением в школу изменяется привычный уклад жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем и сверстниками.  Младшие школьники доверяют своему учителю, подражают ему в поведении, в манере рассуждать, в интонациях, и, тем более, в поступках. Именно в этот период времени очень важно помочь ученику выработать такие качества как сотрудничество, сочувствие, сопереживание, доброту, трудолюбие, организованность и целеустремленность. И это возможно, если учитель как личность, будет обладать этими качествами.

Учителю необходимо поддерживать стремление детей к самосовершенствованию, правильной оценке своего поведения. Для этого важно  использовать все педагогические ситуации, в которых ребёнок будет иметь возможность позитивного выбора. Это отношения между сверстниками, в которых учитель должен тонко чувствовать грань между справедливостью и несправедливостью. Это неуверенность ребёнка, когда учитель должен приободрить и поддержать его, помочь преодолеть детские страхи, создать ситуацию успеха. Это затруднения в учёбе, которые в начальной школе могут зависеть от того, посещал ли ребёнок детский сад, занимались ли родители его развитием, был ли он здоров в дошкольном возрасте. Это взаимоотношения между ребёнком и родителями, которые учитель может скорректировать в положительную сторону. Таких ситуаций в школьной жизни множество, поэтому так важна личностная культура самого педагога, его нравственно-ценностные  жизненные ориентиры. Младшие школьники воспринимают учителя как пример для подражания.

В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание экологическому воспитанию обучающихся. Убеждена в том, что каждый ребёнок в детстве должен получить основы экологической грамотности, поэтому стремлюсь воспитывать у детей навыки экологически целесообразного поведения в окружающем мире, поддерживать стремление детей заботиться о «братьях наших меньших», сохранять природу родного края.  В число важных показателей экологической культуры человека входит нравственно - ценностное отношение к природе и социально-значимая деятельность, направленная на улучшение окружающей среды.

В.А.Сухомлинский отмечал: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».

Ребёнок живёт в социуме и часто получает в качестве модели поведения не самые лучшие примеры. Очень много агрессии, негатива, равнодушия к личности, ухода в виртуальный мир. Не хватает реальных примеров хороших дел, которые бы увлекли детей. Задача педагога – найти привлекательные, доступные и понятные детям формы экологического воспитания. На экологических уроках в 1-2 классе дети знакомятся с важными правилами поведения в природе, расширяют свой кругозор о животных и растениях. Участвуя в различных экологических конкурсах,  развивают свои творческие способности.

Ценностное отношение к природе должно подтверждаться активной деятельностью, поэтому для решения задач экологического воспитания важно использовать проектную технологию, сочетать её с исследовательской работой, участием в природоохранных акциях «Зелёная весна», «От чистого двора – к чистой планете», «Макулатура – не мусор, а срубленный лес» и др.

При обсуждении тематики проектов дети выдвинули идею  о выращивании лесных культур на школьном подоконнике. Каждый ребёнок вырастил в классе из семечка свою ёлочку, кедр или дубок из желудя и в течение двух лет ухаживал за растущим деревцем, проводил наблюдения. Моё сердце наполнялось радостью, когда по утрам дети бежали к своим зелёным питомцам, разговаривали с ними, отмечали происходящие изменения. Полученные сеянцы были высажены на пришкольном участке для дальнейшего роста и продолжения исследования. В такой социально-значимой деятельности ребёнок становится хранителем природы родного края, исследователем и творцом. Опыт работы по проекту ребята представили на краевой конференции по экологическому образованию.

Второй проект был посвящён изготовлению экокормушек. В трудный для птиц зимний период дети изготавливали безотходные кормушки в виде зернового печенья, замораживали их и развешивали в школьном саду. Десятки мелких птичек выжили благодаря заботе моих учеников. Забота о пернатых друзьях продолжилась в изготовлении гнездовых домиков для птиц. Данные виды деятельности формируют у школьников устойчивый стереотип позитивного поведения в окружающей среде. Ценностью становится всё многообразие природы, привлекающее не материальной выгодой, а радующее душу своей красотой и уникальностью.

Таким образом, в сотрудничестве с детьми реализуется основное предназначение учителя – максимально полное развитие потенциальных способностей каждого ребенка. Природоохранная деятельность включает учащихся в общественно полезные дела, обогащает их социальный опыт. При этом полезные дела сочетаются с развитием эмоциональной сферы детей, стимулированием познавательной деятельности и становлением ответственного отношения школьников к окружающей среде. Уроки нравственно-ценностного отношения к природе дают крепкие ростки в душах моих воспитанников.

Приложение

Образовательные фотографии по исследованиям и проектам

p1628116724.jpg
c1628116795.jpg
l1628116818.jpg
m1628116852.jpg
c1628117084.jpg

Источники информации

Пашнина С., Ширинкина Е. Выращивание елей и сосны сибирской на школьном подоконнике //Материалы краевой конференции по экологическому образованию. 5-13 апреля 2020 года/ Сост.Е.Н.Устюгова. - Пермь, 2020

Конфуций [Электронный ресурс] режим доступа:   https://www.liveinternet.ru/users/bestquotes/post333968844/

Сухомлинский В.А. о детстве.  [Электронный ресурс] режим доступа: https://burido.ru/796-tsitaty-sukhomlinskogo


 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (20)

сменить сортировку
Журавлева Татьяна Анатольевна, 05.08.21 в 08:04 7Ответить Пожаловаться
Заинтересовалась Вашими экокормушками! Спасибо!
Людмила Викторовна, 06.08.21 в 12:07 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв! Мы изготовили для птиц безотходные экокормушки в виде зернового "печенья" из муки, воды, сырых семечек подсолнечника, сушеных яблок, овсянки.

Экокормушка
Аладышева Татьяна Петровна, 06.08.21 в 12:42 5Ответить Пожаловаться
Какая красивая экокормушка! Прекрасно, когда полезность сочетается с эстетичностью.
Виктория Александровна, 05.08.21 в 21:34 6Ответить Пожаловаться
Спасибо за представление опыта работы по воспитанию у детей ответственного отношения к окружающему миру! Если учитель сам обеспокоен проблемами охраны природы, то и детей будут интересовать эти проблемы. Вы наглядно показали, что личностные качества детей развиваются в исследовательской и проектной деятельности.
Людмила Викторовна, 06.08.21 в 12:09 5Ответить Пожаловаться
Благодарю, Виктория Александровна, за оценку моей работы!
Аладышева Татьяна Петровна, 06.08.21 в 12:41 6Ответить Пожаловаться
Вы поставили важную проблему, Людмила Викторовна, и показали как данная проблема может быть решена посредством экологического воспитания. Интересны реализованные Вами вместе с детьми проекты. Спасибо!
Людмила Викторовна, 09.08.21 в 11:53 3Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Татьяна Петровна, за добрые слова!
Трефилова Раиса Поликарповна, 06.08.21 в 13:06 5Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Татьяна Петровна, за отзыв! Дети - молодцы у Людмилы Викторовны, активные и дружные! Это один из самых активных экоотрядов в школе!

Отредактировано 06-08-2021 13:07

Людмила Викторовна, 09.08.21 в 12:17 2Ответить Пожаловаться
Ребята очень стараются, это точно! Им интересно участвовать в исследованиях и проектах!
Селиванова Галина Геннадьевна, 08.08.21 в 10:06 5Ответить Пожаловаться
Мне понравилась Ваша статья, Людмила Викторовна! Я все годы, что работаю, говорю: в начальной школе важно заложить в ребенка как можно больше. Мы видим, как важно прививать детям ответственное отношение к окружающему миру. очень понравились экокормушки! Успехов Вам в становлении нравственно-ценностного отношения младших школьников к миру.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.