Роль педагога в становлении нравственно-ценностного отношения младших школьников к окружающему миру
Роль педагога в становлении нравственно-ценностного отношения
младших школьников к окружающему миру
Аннотация.
Статья посвящена роли учителя в развитии личности учащихся начальных классов. Особое внимание уделено экологическому воспитанию детей в ходе исследовательской и проектной деятельности.
Ключевые слова: развитие личности ребёнка, личностный потенциал учителя, исследовательская и проектная деятельность, экологическое образование младших школьников, экологическая культура личности.
«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
дай мне действовать - и я научусь».
Конфуций
Учитель – это самая важная и незаменимая профессия в жизни любого человека. В начальных классах закладывается фундамент личности ребёнка, дети не только получают знания, но и учатся добывать знания самостоятельно. Можно сказать, что учитель начальных классов определяет судьбу ребёнка на будущее. От того, насколько позитивным будет процесс обучения, зависит его дальнейшее успешное продвижение в школьной жизни.
С поступлением в школу изменяется привычный уклад жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем и сверстниками. Младшие школьники доверяют своему учителю, подражают ему в поведении, в манере рассуждать, в интонациях, и, тем более, в поступках. Именно в этот период времени очень важно помочь ученику выработать такие качества как сотрудничество, сочувствие, сопереживание, доброту, трудолюбие, организованность и целеустремленность. И это возможно, если учитель как личность, будет обладать этими качествами.
Учителю необходимо поддерживать стремление детей к самосовершенствованию, правильной оценке своего поведения. Для этого важно использовать все педагогические ситуации, в которых ребёнок будет иметь возможность позитивного выбора. Это отношения между сверстниками, в которых учитель должен тонко чувствовать грань между справедливостью и несправедливостью. Это неуверенность ребёнка, когда учитель должен приободрить и поддержать его, помочь преодолеть детские страхи, создать ситуацию успеха. Это затруднения в учёбе, которые в начальной школе могут зависеть от того, посещал ли ребёнок детский сад, занимались ли родители его развитием, был ли он здоров в дошкольном возрасте. Это взаимоотношения между ребёнком и родителями, которые учитель может скорректировать в положительную сторону. Таких ситуаций в школьной жизни множество, поэтому так важна личностная культура самого педагога, его нравственно-ценностные жизненные ориентиры. Младшие школьники воспринимают учителя как пример для подражания.
В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание экологическому воспитанию обучающихся. Убеждена в том, что каждый ребёнок в детстве должен получить основы экологической грамотности, поэтому стремлюсь воспитывать у детей навыки экологически целесообразного поведения в окружающем мире, поддерживать стремление детей заботиться о «братьях наших меньших», сохранять природу родного края. В число важных показателей экологической культуры человека входит нравственно - ценностное отношение к природе и социально-значимая деятельность, направленная на улучшение окружающей среды.
В.А.Сухомлинский отмечал: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».
Ребёнок живёт в социуме и часто получает в качестве модели поведения не самые лучшие примеры. Очень много агрессии, негатива, равнодушия к личности, ухода в виртуальный мир. Не хватает реальных примеров хороших дел, которые бы увлекли детей. Задача педагога – найти привлекательные, доступные и понятные детям формы экологического воспитания. На экологических уроках в 1-2 классе дети знакомятся с важными правилами поведения в природе, расширяют свой кругозор о животных и растениях. Участвуя в различных экологических конкурсах, развивают свои творческие способности.
Ценностное отношение к природе должно подтверждаться активной деятельностью, поэтому для решения задач экологического воспитания важно использовать проектную технологию, сочетать её с исследовательской работой, участием в природоохранных акциях «Зелёная весна», «От чистого двора – к чистой планете», «Макулатура – не мусор, а срубленный лес» и др.
При обсуждении тематики проектов дети выдвинули идею о выращивании лесных культур на школьном подоконнике. Каждый ребёнок вырастил в классе из семечка свою ёлочку, кедр или дубок из желудя и в течение двух лет ухаживал за растущим деревцем, проводил наблюдения. Моё сердце наполнялось радостью, когда по утрам дети бежали к своим зелёным питомцам, разговаривали с ними, отмечали происходящие изменения. Полученные сеянцы были высажены на пришкольном участке для дальнейшего роста и продолжения исследования. В такой социально-значимой деятельности ребёнок становится хранителем природы родного края, исследователем и творцом. Опыт работы по проекту ребята представили на краевой конференции по экологическому образованию.
Второй проект был посвящён изготовлению экокормушек. В трудный для птиц зимний период дети изготавливали безотходные кормушки в виде зернового печенья, замораживали их и развешивали в школьном саду. Десятки мелких птичек выжили благодаря заботе моих учеников. Забота о пернатых друзьях продолжилась в изготовлении гнездовых домиков для птиц. Данные виды деятельности формируют у школьников устойчивый стереотип позитивного поведения в окружающей среде. Ценностью становится всё многообразие природы, привлекающее не материальной выгодой, а радующее душу своей красотой и уникальностью.
Таким образом, в сотрудничестве с детьми реализуется основное предназначение учителя – максимально полное развитие потенциальных способностей каждого ребенка. Природоохранная деятельность включает учащихся в общественно полезные дела, обогащает их социальный опыт. При этом полезные дела сочетаются с развитием эмоциональной сферы детей, стимулированием познавательной деятельности и становлением ответственного отношения школьников к окружающей среде. Уроки нравственно-ценностного отношения к природе дают крепкие ростки в душах моих воспитанников.
Приложение
Образовательные фотографии по исследованиям и проектам
Источники информации
Пашнина С., Ширинкина Е. Выращивание елей и сосны сибирской на школьном подоконнике //Материалы краевой конференции по экологическому образованию. 5-13 апреля 2020 года/ Сост.Е.Н.Устюгова. - Пермь, 2020
Конфуций [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/bestquotes/post333968844/
Сухомлинский В.А. о детстве. [Электронный ресурс] режим доступа: https://burido.ru/796-tsitaty-sukhomlinskogo
Журавлева Татьяна Анатольевна
Людмила Викторовна
Аладышева Татьяна Петровна
Виктория Александровна
Людмила Викторовна
Аладышева Татьяна Петровна
Людмила Викторовна
Трефилова Раиса Поликарповна
Людмила Викторовна
Селиванова Галина Геннадьевна
Людмила Викторовна
Селиванова Галина Геннадьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Фоминова Елена Владимировна
Людмила Викторовна
Трефилова Раиса Поликарповна
Людмила Викторовна
Сорокина Светлана Валерьевна
Людмила Викторовна
Людмила Викторовна