12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ксения17

Формированию семейных ценностей у младших школьников  средствами искусства: возможно ли?

Козлова Ксения Алексеевна

Студент 4 курса факультета Социальной и коррекционной педагогики Волгоградского Государственного Социально-Педагогического университета города Волгоград

xeniako21@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия для формирования семейных ценностей младших школьников средствами искусства.

Текст статьи

Проблема формирования семейных ценностей у школьников,  на наш взгляд, всегда являлась актуальной. Взаимоотношения отцов и детей всегда волновали умы педагогов и психологов, но в первую очередь, конечно же, самих детей и родителей. Однако за последние годы связь поколений утратилась еще больше, нравственные представления о семье продолжают разрушаться, и дальше эта пропасть будет лишь расти, если не принимать никаких мер. Сейчас даже школы сосредоточены на воспитании в ребенке новых качеств, которые продиктованы современной жизнью, например, предприимчивости, расчетливости и практичности. Все потому, то многие факторы, такие, как социально-экономический кризис современного общества, низкий уровень жизни большинства населения, ухудшение экологической ситуации, дороговизна проживания в стране, недостаток детских учреждений, плохое качество медицины негативно влияют на семью и на жизнь в обществе в целом.

Практика образования свидетельствует о том, что семья и школа являются главными социальными институтами в жизни человека. Семья испокон века всегда была самой главной ценностью. К сожалению, за последние годы можно констатировать тот факт, что семья в современном обществе стала неполной, асоциальной, проблемной, поэтому для социального педагога формирование семейных ценностей у детей представляется зачастую сложно решаемой задачей, так как ситуация в семье оказывает непосредственное на это влияние. Такое положение дел заставляет социального педагога искать новые формы и методы работы с детьми, направленные на решение подобных проблем.

В современной педагогике формирование семейных ценностей у учащихся начальной школы средствами искусства как самостоятельное направление не выделяется.

Младшие школьники имеют свои возрастные особенности, которые делятся на физические и психофизиологические. В физическом развитии у детей совершенствуется работа головного мозга, происходит усиленный рост мышечной массы, за счёт которых ребята постоянно остаются активными, но при этом у них также проявляется быстрая утомляемость. Если говорить о психофизиологическом развитии, то дети начинают приобретать характер, у них развивается мышление, восприятие становится анализирующим. Детей привлекает всё самое яркое, неожиданное и новое, поэтому ведущим становится непроизвольное внимание.

Искусство в этом вопросе как нельзя лучше решает проблему заинтересованности школьников касательно важных вопросов в усвоении семейных ценностей. Грамотно организованная социальным педагогом творческая деятельность способна серьезно увлечь ребенка, даже если в процессе на обсуждение будут выноситься не самые интересные темы для младшего школьника.

Процесс восприятия произведений искусства осуществляется младшими школьниками в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.

При осуществлении задач формирования представлений о семье могут применяться такие формы и методы, как беседа на подобные темы, анкеты, чтение и анализ подобранной литературы, музыкальные композиции, тематически занятия, ролевые игры, знакомство с национальными и семейными традициями, идеями народной педагогики, составление родословной, мини-этюды, игровые тренинги и т. п.

Полученные результаты констатирующего этапа нашей исследовательской работы позволили выявить причины недостаточного формирования у младших школьников семейных ценностей. У школьников обнаружены эмоциональные проблемы, выражающиеся повышенной тревожностью, конфликтными отношениями  в семье, неполноценным развитием семейных отношений. Также выявлен недостаток общения родителей с детьми, неблагополучная обстановка в семье, общение с ребёнком на повышенных тонах. При анализе результатов в процессе использования выбранных методик стало также понятно, что родители уделяют недостаточно внимания семейному воспитанию. Родители нуждаются в повышении родительской компетентности и проведении совместных мероприятий с детьми.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента появилась необходимость разработки программы по формированию у учащихся начальной школы ценностного отношения к семье и семейных ценностей, формирования положительного образа семьи. На наш взгляд, данная программа занятий поможет им справиться с существующими проблемами

Реализация социально-педагогической программы показала, что ее использование значительно повышает уровень сформированности у учащихся начальной школы ценностного отношения к семье и семейных ценностей во внеурочной деятельности, а также оказывает позитивное воздействие на родителей во взаимодействии с детьми и педагогическим коллективом.

После реализации программы по формированию у учащихся начальной школы семейных ценностей средствами искусства во внеурочной деятельности была проведена повторная диагностика в экспериментальной и контрольных группах по методикам, рассмотренным нами в первом параграфе второй главы.

         На этапе формирующего эксперимента изучалась динамика формирования у детей младшего школьного возраста семейных ценностей  на основе организации специально созданных нравственно-ориентированных ситуаций, конструктивного взаимодействия с семьей младших школьников в рамках программы «Семья как главная ценность».

Вторичное диагностирование показало улучшение результатов по всем параметрам методик в экспериментальной группе в сравнении с контрольной. После проведения программы «Семья как главная ценность», атмосфера в семьях визуально улучшилась, что несомненно поспособствует успешному формированию семейных ценностей у учащихся начальной школы.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что процесс формирования семейных ценностей и ценностного отношения к семье у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если использовать разработанную программу.

 

 

Список литературы

1.                Акутина,С.П. Методы поддержки воспитательной семейной системы:  педагогический дискурс/ С.П. Акутина // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы.- 2014. - № 2. - С.16-21

2.                Акутина,С.П. Проектирование успешного взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС/ С.П.Акутина// Социосфера, - 2014.- №1.- С. 203-207.

3.                Акутина, С. П. Теоретико-методологические основы  воспитания семейных духовно-нравственных ценностей школьников: Монография/ С.П. Акутина; АГПИ им. А.П. Гайдара.- Саров: ИП А.Е.Кораблев. - 2008. - 130 с.

4.                Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили.-М.: Просвещение, 1983. - 208с.

5.                Андропова, Н.П. Воспитание культуры взаимоотношений младших школьников (гендерный аспект): автореф.дис.канд.пед.наук: 130001/Н.П. Андропова. – Волгоград, 2007. - 27с.

6.                Борисова, Г.Д. Родительское собрание - форма сотрудничества семьи и школы/Г.Д. Борисова / /Начальная школа. - 2012. - №6. – 14 с.

7.                В интересах семьи и детей г. Н.Новгорода: [науч.-метод.сб.] /[науч.ред. Т.В.Свадьбина].- Н. Новгород, 2008. - 150с.

8.                Глуздова, О.В. Психологические условия развития ценностных ориентаций у детей России/ О.В. Глуздова// Российская система ценностей:XIV Рождественские православно-философские чтения. – Н. Новгород.: НГПУ,  2005. – 171 с.

9.                Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ А.Я. Данилюк, А.А. Логинова.- М.: Просвещение, 2012.- 32 с.

10.           Зайцева, И.А. Семья – ценностная основа социальной адаптации/ И.А. Зайцева// Начальная школа. – 2014. - №1 – С. 29-34.

11.           Зыкова, М.Н. Род, семья, очаг как фамильные ценности/ М.Н. Зыкова, Л.Б. Шнейдер// Психология зрелости и старения.- 2008.- №2.- С. 1017.

12.           Казимирская, Т.А. Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей: дис…канд.пед.наук: 130001/ Т.А. Казимирская.- Москва, 2002. - 184с.

13.           Карасева, Е.О. Исследование отношения учащихся начальной школы к семейным ценностям/ Е.О. Карасева// Воспитание школьников. – 2011. - №8. – С. 52-58.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.