12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тарасенко Анна Вячеславовна282
Россия, Вологодская обл., г.Грязовец

Особый ресурс для особенных детей

Организация библиотечного обслуживания в школе – интернате для обучающихся с ОВЗ по зрению

Практика показывает, что организовать библиотечное обслуживание детей с патологией зрения – задача непростая, но решаемая.

Чтение с ранних лет жизни – один из наиболее важных аспектов, определяющий успешность обучения и личностного развития. Поэтому роль библиотеки в школе – интернате, где большая часть воспитанников учится самостоятельной жизни вдали от дома, огромная.

В нашем образовательном учреждении обучаются дети с глазными патологиями различной степени тяжести, в том числе и тотально слепые. Кроме зрительных проблем, у ребят имеются и другие сопутствующие заболевания, в том числе связанные с задержкой умственного развития. Поэтому, подход к каждому из ребят индивидуальный.

Для достижения максимального результата, на библиотечных уроках и мероприятиях используется специальное оборудование и особые формы печатных изданий.

К традиционным формам печатных изданий относится художественная литература и учебные пособия шрифтом Брайля для незрячих детей и книги, напечатанные укрупненным шрифтом для слабовидящих ребят.

Настоящим помощником учителей и воспитателей служит принтер с Брайлевской печатью. С его помощью создаются необходимые карточки и картинки к мероприятиям и урокам, печатаются отрывки произведений, справочная литература.

Кроме того, в фонде библиотеки имеются дидактические пособия для незрячих и слабовидящих детей. Начиная от самых простых – например, альбом с формами предметов, до более сложных – географических карт и периодической таблицы Менделеева.

Большой популярностью среди незрячих детей пользуются 3Д изображения с разной тематикой – архитектура, спорт, космонавтика, животный и растительный мир.

Нужную книгу незрячий и слабовидящий ребенок может не только прочесть, но и прослушать. Специальные «говорящие книги» представляют собой набор дисков или более современный вариант – флэшкарт. Их можно воспроизвести на тифлофлэшплеерах- стационарных и портативных.

Для ребят младшего возраста в библиотеке представлены книги с озвучкой «волшебный карандаш». Слепой ребенок водит по страницам специальным устройством в виде карандаша и книга в его руках оживает – озвучиваются герои сказки и звуки природы.

Для работы незрячего ребенка на компьютере в библиотеке есть различные модели клавиатур для незрячих. Для слабовидящих детей имеются лупы и видеоувеличители.

Всеми этими гаджетами наши ученики пользуются не только в библиотеке, но и берут с собой для самостоятельного пользования в течение учебного года.

Что касается библиотечных мероприятий, то здесь творчество педагога и детей обширно. Традиционными являются литературные викторины и беседы, сопровождающие открытие новых книжных выставок. В основном они приурочены к праздничным датам, особым событиям в стране и в мире, юбилеям поэтов и писателей. Такие встречи в библиотеке обычно носят завершающий и обобщающий характер. То есть до посещения мероприятия в библиотеке, ребята получают информацию на классных часах и на уроках, а затем полную картину события узнают в библиотеке. Так, ребята чувствуют себя более уверенно - смело отвечают на вопросы, читают стихи, активно участвуют в викторинах. Библиотека тесно участвует в учебном процессе, дополняя его творческими и воспитательными составляющими.

Библиотечные уроки посещают группы ребят, куда входят как слепые, так и слабовидящие дети. Весь необходимый реквизит готовится заранее – для незрячих – это карточки с заданиями шрифтом Брайля, 3Д-изображения и другие методические разработки. Слабовидящие обучающиеся используют лупы или карточки с укрупненным шрифтом. В процессе игры и выполнения заданий незрячие дети быстро адаптируются к новым условиям и включаются в работу.

Сейчас для библиотеки стало актуально готовить не только мероприятия и выставки, но и тематические фотозоны. Ребята после завершения мероприятия фотографируются, и затем выкладывают фотографии в школьную группу.

В конце учебного года, а именно в рамках недели детской книги, библиотека подводит итог читательской активности – награждается самый читающий ребенок и самый читающий класс. Это состязание идет на протяжении учебного года – успехи читателей постоянно обновляются в специальной таблице. Каждую неделю подсчитывается количество страниц, которые прочитал ребенок, записывается результат. Таким образом, ребята стремятся прочесть как можно больше книг, обогнать конкурентов.

Информационные и коммуникационные технологии не только оживляют библиотечные занятия, но и повышают мотивацию чтения. В работе библиотеки довольно часто используется буктрейлер – короткие видеоролики по новинкам книг и о предстоящих мероприятиях в библиотеке. Видеоредактор Windows Live позволяет трансформировать изображения, музыку и короткие ролики в полноценное видео, без проблем воспроизводится на большинстве компьютеров.

Считаю, что для работы с детьми с патологиями зрения необходимы не только креативность решений и информативность, но и достаточное оснащение библиотечного пространства специальным оборудованием и особыми формами печатных изданий.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.