Особый ресурс для особенных детей
Организация библиотечного обслуживания в школе – интернате для обучающихся с ОВЗ по зрению
Практика показывает, что организовать библиотечное обслуживание детей с патологией зрения – задача непростая, но решаемая.
Чтение с ранних лет жизни – один из наиболее важных аспектов, определяющий успешность обучения и личностного развития. Поэтому роль библиотеки в школе – интернате, где большая часть воспитанников учится самостоятельной жизни вдали от дома, огромная.
В нашем образовательном учреждении обучаются дети с глазными патологиями различной степени тяжести, в том числе и тотально слепые. Кроме зрительных проблем, у ребят имеются и другие сопутствующие заболевания, в том числе связанные с задержкой умственного развития. Поэтому, подход к каждому из ребят индивидуальный.
Для достижения максимального результата, на библиотечных уроках и мероприятиях используется специальное оборудование и особые формы печатных изданий.
К традиционным формам печатных изданий относится художественная литература и учебные пособия шрифтом Брайля для незрячих детей и книги, напечатанные укрупненным шрифтом для слабовидящих ребят.
Настоящим помощником учителей и воспитателей служит принтер с Брайлевской печатью. С его помощью создаются необходимые карточки и картинки к мероприятиям и урокам, печатаются отрывки произведений, справочная литература.
Кроме того, в фонде библиотеки имеются дидактические пособия для незрячих и слабовидящих детей. Начиная от самых простых – например, альбом с формами предметов, до более сложных – географических карт и периодической таблицы Менделеева.
Большой популярностью среди незрячих детей пользуются 3Д изображения с разной тематикой – архитектура, спорт, космонавтика, животный и растительный мир.
Нужную книгу незрячий и слабовидящий ребенок может не только прочесть, но и прослушать. Специальные «говорящие книги» представляют собой набор дисков или более современный вариант – флэшкарт. Их можно воспроизвести на тифлофлэшплеерах- стационарных и портативных.
Для ребят младшего возраста в библиотеке представлены книги с озвучкой «волшебный карандаш». Слепой ребенок водит по страницам специальным устройством в виде карандаша и книга в его руках оживает – озвучиваются герои сказки и звуки природы.
Для работы незрячего ребенка на компьютере в библиотеке есть различные модели клавиатур для незрячих. Для слабовидящих детей имеются лупы и видеоувеличители.
Всеми этими гаджетами наши ученики пользуются не только в библиотеке, но и берут с собой для самостоятельного пользования в течение учебного года.
Что касается библиотечных мероприятий, то здесь творчество педагога и детей обширно. Традиционными являются литературные викторины и беседы, сопровождающие открытие новых книжных выставок. В основном они приурочены к праздничным датам, особым событиям в стране и в мире, юбилеям поэтов и писателей. Такие встречи в библиотеке обычно носят завершающий и обобщающий характер. То есть до посещения мероприятия в библиотеке, ребята получают информацию на классных часах и на уроках, а затем полную картину события узнают в библиотеке. Так, ребята чувствуют себя более уверенно - смело отвечают на вопросы, читают стихи, активно участвуют в викторинах. Библиотека тесно участвует в учебном процессе, дополняя его творческими и воспитательными составляющими.
Библиотечные уроки посещают группы ребят, куда входят как слепые, так и слабовидящие дети. Весь необходимый реквизит готовится заранее – для незрячих – это карточки с заданиями шрифтом Брайля, 3Д-изображения и другие методические разработки. Слабовидящие обучающиеся используют лупы или карточки с укрупненным шрифтом. В процессе игры и выполнения заданий незрячие дети быстро адаптируются к новым условиям и включаются в работу.
Сейчас для библиотеки стало актуально готовить не только мероприятия и выставки, но и тематические фотозоны. Ребята после завершения мероприятия фотографируются, и затем выкладывают фотографии в школьную группу.
В конце учебного года, а именно в рамках недели детской книги, библиотека подводит итог читательской активности – награждается самый читающий ребенок и самый читающий класс. Это состязание идет на протяжении учебного года – успехи читателей постоянно обновляются в специальной таблице. Каждую неделю подсчитывается количество страниц, которые прочитал ребенок, записывается результат. Таким образом, ребята стремятся прочесть как можно больше книг, обогнать конкурентов.
Информационные и коммуникационные технологии не только оживляют библиотечные занятия, но и повышают мотивацию чтения. В работе библиотеки довольно часто используется буктрейлер – короткие видеоролики по новинкам книг и о предстоящих мероприятиях в библиотеке. Видеоредактор Windows Live позволяет трансформировать изображения, музыку и короткие ролики в полноценное видео, без проблем воспроизводится на большинстве компьютеров.
Считаю, что для работы с детьми с патологиями зрения необходимы не только креативность решений и информативность, но и достаточное оснащение библиотечного пространства специальным оборудованием и особыми формами печатных изданий.