Статья «Дидактические игры для особенных детей с использованием интерактивного оборудования на занятиях»
Дидактические игры для особенных детей с использованием интерактивного оборудования на занятиях
Ребенок с некоторыми отклонениями в становлении требует создания специальных условий для жизни и развития. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» N 273 от 29 декабря 2012 г., – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Условно выделяются следующие этапы становления игровой деятельности. Так, вначале у ребенка появляются специфические манипуляции с предметами, затем предметные и предметно-игровые действия с игрушками, потом наступает этап действий с предметами-заместителями в сюжетной игре, затем — действия с мнимыми объектами и переход к условным действиям-жестам, и только потом происходит этап становления сюжетно-ролевой игры, где действие или предмет замещается движением и словом.
8 принципов занятий с особыми детьми:
1. Давайте ребенку больше времени для ответа, чем вам кажется достаточным
2. Настойчиво повторяйте свои слова и действия
3. Привлекайте внимание ребенка
4. Задействуйте все его органы чувств
5. Будьте последовательны и предсказуемы в своих действиях
6. Обобщайте приобретенные навыки
7. Не «застревайте» на одном навыке
8. Всегда доводите дело до конца
Интерактивная доска для детей с особыми образовательными потребностями – это наглядное пособие, сопровождаемое звуковыми и видеоэффектами.
Использование в коррекционной работе ДОУ интерактивного оборудования открывает следующие возможности:
- возможность создания игровой среды с учетом выполнения конкретных коррекционных задач
- разнообразие в подаче дидактического материала
- регулирование оптимального темпа прохождения ребенком заданий и их сложности
- обеспечение необходимого эмоционального психологического настроя ребенка
- возможность включать занятия в индивидуальные реабилитационные маршруты.
Грамотное использование инструментов ИД ("волшебного" пера, указки) может помочь в развитии логики, творческого мышления, моторики и координации ребенка, позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
Использование интерактивного оборудования возможно на различных заданиях:
- по изобразительной деятельности
- по математике
- по окружающему миру
- по развитию речи
Грамотное использование возможностей ИД может способствовать развитию зрительного восприятия, помочь использовать сохранные анализаторы: кроме изображения можно вносить звук (сделать сопровождение изображения голосом, вставить музыкальные фрагменты классической или современной музыки, внести в запись звуков природы - шум воды, щебет птиц, шелест листьев, произношение звуков, слов и тому подобное).
Источники
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021)
2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
3. Кузьмина В.А. - КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по учебной дисциплине «Теория и методика игры в условиях специального и инклюзивного образования» / © Донецкий педагогический институт, 2017