Разработка урока по экологии «Особо охраняемые природные территории Салаватского района Республики Башкортостан»
Пояснительная записка к презентации
Филиал ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж с. Малояз
Разработка урока по экологии
Особо охраняемые природные территории Салаватского района Республики Башкортостан
Преподаватель ООД: Хайретдинова Рамиля Наиловна
Аннотация к уроку
Урок экологии в группе №11 по профессии «тракторист-машинист» с использованием регионального компонента
Автор: Хайретдинова Рамиля Наиловна
Тема урока: Особо охраняемые природные территории Салаватского района Республики Башкортостан
Тип урока: комбинированный.
Формы учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: исследовательский объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.
Предметные связи: экология, биология, география.
Методическое оснащение: презентация к уроку "Особо охраняемые природные территории" (приложение №1), буклет «Особо охраняемые природные территории Салаватского района» (приложение №2), мультимедийный проектор, экран
Урок по теме « особо охраняемые природные территории проводится по предмету экология во время изучения раздела « Охрана природы»
Данная методическая разработка может быть использована на уроках экологии, биологии, географии, при проведении внеклассных мероприятий, предметных недель естественнонаучного цикла. В содержание презентации можно вносить необходимые коррективы, изменения и дополнения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение---------------------------------------------------------3 стр.
Основная часть-------------------------------------------------4-8 стр.
Заключительная часть----------------------------------------8 стр.
Литература-------------------------------------------------------10 стр.
ВВЕДЕНИЕ.
Проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды, были и остаются одними из самых острых проблем во всех странах мира. Не зря 2017 год в России объявлен годом Экологии, а в Башкортостане - Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. На сегодняшний день стоит вопрос о создании на территории Салаватского района Геопарка под эгидой ЮНЕСКО, так как территория нашего района благоприятствует созданию такой ресурсной площадки. В Салаватском районе расположен один из самых популярных санаториев России – «Янган-Тау», который обладает необходимой научной и технической базой, множество геологических памятников природы. С приданием международного статуса, который появится благодаря созданию на этой территории геопарка, эти направления получат новый импульс своего развития.
Цель урока: Познакомить обучающихся с особо охраняемыми природными территориями Салаватского района Республики Башкортостан
Задачи:
Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.
Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы.
Определить роль охраняемых территорий.
Развивать навыки самостоятельной работы с источниками информации, способность анализировать, делать выводы, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одногрупников.
Формировать экологическое мировоззрение; воспитать экологически грамотных людей.
Развивать навыки составления мультимедийных презентаций.
Данная тема является актуальной и значимой , так как:
во-первых, в век новых технологий мы перестали ощущать себя частью природы, действуем как её хозяева и преобразователи, что ведёт к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, привело к её загрязнению и уничтожению. Именно поэтому столь важно ознакомиться с природными памятниками родного края и формировать экологическую культуру
во- вторых, тема посвящена Году Экологии и особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан.
Материал темы является благодатным для проектной деятельности. Целью данного проекта является создание условий, при котором обучающиеся самостоятельно получают информацию из различных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями, развивают исследовательские навыки, выдвигать проблему, анализировать собранный материал, отрабатывать навыки работы на компьютере. Для достижения цели и задач урока используется не только метод проектов, но и проблемный. Урок сопровождается с использованием презентации и буклета, которая была выполнена в ходе исследовательской работы. Задание по ООПТ родного района задается за неделю до урока. В ходе урока обучающимися дается характеристика имеющихся ООПТ района. По ходу урока заполняется таблица. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы обучающихся. В конце урока приводятся выводы, которые должны формулироваться самими обучающимися.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Ход урока:
-
Организационный момент ( приветствие обучающихся)
Актуализация знаний.
Каким годом объявлен 2017 год в России и в республике Башкортостан?(слайд1)
(Ответ обучающихся, что 2017 год объявлен Годом Экологии в России и Годом Экологии и особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан)
Как вы думаете, почему этот год назван именно Годом Экологии ( ответы обучающихся)
Да, действительно, проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды, были и остаются одними из самых острых проблем во всех странах мира. Однако только в конце ХХ века, исходя из понимания того факта, что Человек является таким же живым существом, как и другие виды, была осознана зависимость благополучия человеческого общества от устойчивости и сохранности биоразнообразия в природной среде.
Вы уже сказали, что у нас в республике 2017 год объявлен годом не только экологии, но годом особо охраняемых природных территорий.
Как вы думаете, что означает понятие «Особо охраняемые природные территории» и какие объекты к ним относятся? Есть ли у нас в республике такие территории и сколько таких территорий находится в нашем Салаватском районе (выслушиваются варианты ответов обучающихся)
И так, тема сегодняшнего урока « Особо охраняемые природные территории Салаватского района» (слайд 2 -обучающиеся записывают тему урока)
Какова цель нашего урока?(слайд 3) ( обучающиеся предлагают цели и задачи урока)
Цели урока:
Рассмотреть понятие о ООПТ и их классификацию.
Выслушать выступления обучающихся по особо охраняемым природным территориям Салаватского района.
Охрана ООПТ.
Выступление учителя: Одной из форм сохранения биологического и ландшафтного разнообразия является организация системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которых к началу XXI в. на Земле насчитывалось свыше 1400. Большинство их находится в США, Австралии, России, Японии и Канаде. В год Экологии особо охраняемым природным территориям уделяется большое внимание. В марте месяце Министерством природопользования и экологии принято решение создания Геопарка под эгидой ЮНЕСКО на территории Салаватского района, так как в районе расположен один из самых популярных санаториев России – «Янган-Тау», который обладает необходимой научной и технической базой и множество геологических памятников природы. Геопарк – это музей под открытым небом, экспонатами которого являются реликты - свидетели истории нашей планеты: горы, пещеры, ландшафты, минералы. В отличии от природных парков, в которых предусмотрены ограничения на посещения, геопарки ориентированы больше на познавательно –просветительскую деятельность ( приложение №3 газета «На земле салавата» №27 от 04.04.2017)
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, недра, включающие природные комплексы и объекты, имеющие особое экологическое и природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и санитарно -оздоровительное значения, которые, решениями органов государственной власти, изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны.( слайд 4- определение записывается в тетради)
К особо охраняемым природным территориям относятся(слайд 5)
заповедники - полностью и навечно изымаются их хозяйственной деятельности ради сохранения природы (природных комплексов) в нетронутом виде. На ней запрещены охота, ловля рыбы, рубка деревьев, сбор растений, сенокошение, выпас скота и т.д., а так же посещение их людьми. Заповедник - природная лаборатория, в которых ведется только научно-исследовательская работа.
заказники – природный комплекс, на которых сохраняют определённые виды растений, животных, ландшафтов, минералов и т. д. Например, запрещена любая хозяйственная, ведущая к нарушению ландшафта, но разрешена охота. Часто создаются временные охотничьи заказники для сохранения и восстановления численности каких-либо животных.
памятники природы - отдельные природные объекты естественного и искусственного произведения (пещеры, болота, ключи, озёра, сосновые боры, колки, вековые деревья, редкие экземпляры флоры) имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение.
национальные парки, природные парки – это обширные участки, выделяемые для сохранения нетронутой природы в интересах науки.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение (слайд6)
На территории Башкортостана (слайд7) существуют более 229 ООПТ следующих категорий: государственные природные заповедники - 3 (заповедник Шульганташ или Капова пещера, Южно-Уральский заповедник, Башкирский государственный природный заповедник), национальный парк- 1 («Башкирия»), природные парки (4), природный парк местного значения (1), государственные природные заказники (29), памятники природы (183), ботанический сад (1), лечебно-оздоровительные местности и курорты (7).
Основная цель создания ООПТ - охрана природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов (слайд8)
(слайд 9) Сколько ООПТ находятся в нашем районе? Какой категории они относятся? Почему эти территории относятся к особо охраняемым? (слайд 10)
Выступления обучающихся по ООПТ родного Салаватского района
( домашнее задание по ООПТ района задается заранее) ( слайды 11-19)
По ходу урока заполняется таблица
« ООПТ Салаватского района» (Приложение№4)
№ |
Название ООПТ |
категория |
Где находится |
Год основания |
Особенности |
Значение |
Итак, мы рассмотрели памятники природы родного района и пришли к следующим выводам ( обучающиеся предлагают выводы по составленной таблице: региональное значение этих памятников, произрастание редких видов растений и другие)
Какие основные режимы охраны особо охраняемых территорий вы можете назвать?(называют некоторые режимы)
Затем учителем предлагается основные моменты из Федерального закона от 14 марта 1995 г.
№ 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях» слайд20
На территории ООПТ запрещено (слайд21):
1. Всякое строительство, за исключением объектов, предусмотренных проектом обустройства и проведения природоохранных мероприятий
2. Геолого-разведывательные работы, приводящие к нарушению почвенного и растительного покрова, среды обитания животных
3. Рубки леса, за исключением санитарной рубки.
4. Заготовка живицы и древесных соков
5. Размещение, хранение и утилизация промышленных и бытовых отходов
6. Проезд вне дорог, определенных материалами лесоустройства, и стоянка вне специальных отведенных мест, за исключением случаев, связанных с охраной леса и осуществлением предусмотренных природоохранных мероприятий
7. Разведение костров вне специально оборудованных для этих целей мест
8. Распашка целинных земель
9. Всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы
На территории ООПТ разрешено (слайд22)
1. Эксплуатация и реконструкция существующих объектов
2. Геолого-разведочные работы, не приводящие к нарушению почвенного и растительного покрова, среды обитания животных
3. Санитарные рубки
4. Посещение территорий в рекреационных, учебных и иных целях
5. Всякая деятельность, не влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Закрепление нового материала проводится в форме фронтального опроса по следующим вопросам:
1. Дайте определение заказника?
2. В чем отличие заповедника от заказника?
3. Чем отличаются заповедники от национальных парков?
4. Назовите, что может быть памятником природы?
Заключение: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели ООПТ своего района и пришли к выводу, что они имеют региональное значение, выявили необходимость создания таких территорий, так как природные охраняемые объекты необходимы для сохранения уникальных ландшафтов, редких и исчезающих видов растений и животных, для обеспечения возможности их воспроизводства и поддержания на Земле биологического разнообразия организмов.
Задание на дом (творческое): 1. В начале урока было сказано, что у нас в республике 3 заповедника ( Башкирский государственный заповедник, заповедник Шульганташ, Южноуральский заповедник)- подготовить сообщение по одному из указанных ООПТ (презентация приветствуется) Или
Какие особо охраняемые природные территории Республики Башкортостан вы посетили ( подготовить краткое сообщение с презентацией) (слайд23)
Заключение
Особо охраняемые природные территории – наше богатство, гарантия выживания в условиях экологического кризиса. Данный урок посвящен Году Экологии и ООПТ, проводится в рамках 100-летия заповедной системы России.
Литература
https://ru.wikipedia.org/wiki/Список особо охраняемых природных территорий Башкортостана
http://башкирская-энциклопедия.рф
http://www.moyabashkiriya.narod.ru
http://base.garant.ru/ Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях
Приложение №4
№ |
Название оопт |
категория |
Где находится |
Год основа-ния |
Особенности оопт |
Значение |
1 |
Лаклинская пещера |
Памятник природы |
Пещера находится в склоне горы Лаклы-тау, в 1,6 км от села Лаклы. Пещера простирается параллельно речке Лаклы |
1965 |
Карстовая пещера. Имеются небольшие сталактиты( отложения в карстовой пещере, свешивающиеся сосульки). |
региональное |
2 |
Аркауловское болото |
Памятник природы |
Расположена в 0,7 км к С-З от с. Аркаулово |
2005 |
Произрастают редкие виды растений, включённые в Красную книгу Башкортостана: багульник болотный, бровник одноклубневый, водяника гермафродитная, дремлик болотный, клюква мелкоплодная, липарис Лёзеля, пальчатокоренник |
региональное |
3 |
Геологический разрез «Мечетлино» |
Геологичекий памятник природы |
Правый берег р. Юрюзань Села Мечетлино |
2007 |
Длина геологических выходов – 750 м, высота – до 100 м. Породы верхнепалеозойского возраста в разрезе залегают горизонтально с углом наклона на северо-запад не более 50м |
Международное научное, региональное |
4 |
Каменные ворота «Капкаташ» |
Геоморфологический памятник природы |
Находятся в урочище Ласынташ, в правом скалистом берегу долины р.Ай, в 1,5 км от с.Лаклы Салаватского р-на |
1965 |
Произрастают редкие виды растений: в Красную книгу РБ включены дремлик тёмно-красный, гвоздика иглолистная, пырей отогнутоостый, шиверекия северная и др., в Красную книгу РСФСР — минуарция Гельма и пыльцеголовник красный. |
Региональное |
5 |
Лагеревское болото |
Комплексный памятник природы |
Расположен в 1 км к северо-западу от с. Лагерево |
2005 |
сильная нарушенность болота, произрастают редкие виды растений: схенус ржавый, дремлик болотный, кокушник ароматнейший, багульник болотный, мытник скипетровидный; На болоте водятся серые журавли, в последние годы осушительные коллекторы заселили бобры |
Региональное, научное, водоохранное и природоохранное значение ое, |
6 |
Кургазак |
Гидрологический памятник природы |
в 3 км к югу от курорта «Янгантау», возле села Комсомол |
1965 |
Вода гидрокарбонатного кальциево-магниевого источника близка к знаменитым кавказским минеральным водам. В ее составе более 20 микроэлементов |
региональное |
7 |
Куселяровские сернистые источники |
Гидрологический памятник природы |
1,3 км к западу от д. Куселярово |
1965 |
Вокруг источников стоит сильный сероводородный запах, наблюдается осаждение самородной серы на галечниках. Целебные свойства воды и грязи применяются для лечения некоторых заболеваний |
региональное |
8 |
Гора Янгантау |
Комплексный памятник природы |
Участок правого высокого берега р. Юрюзань в 12,5 км к северу от с. Малояз |
1965 |
На склонах горы выходит горячий воздух, насыщенный водяными парами. Температура воздуха от +37 до +150 градусов |
региональное |
9 |
Гора Кызлар тауы |
Ботанический памятник природы |
в 3 км к северо-востоку от с. Аркаулово. |
2005 |
Произрастают астра альпийская, лук косой, володушка многожилковая и другие редкие растения. |
региональный |