Разработка урока по экологии «Особо охраняемые природные территории Салаватского района Республики Башкортостан»
Тема урока: Особо охраняемые природные территории моей малой родины Хайретдинова Р.Н Преподаватель химии, биологии, экологии
Цель: изучить особо охраняемые природные территории Салаватского района Задачи урока: Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы. Определить роль охраняемых территорий. Развивать навыки самостоятельной работы с источниками информации, способность анализировать, делать выводы, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одногрупников. Формировать экологическое мировоззрение; воспитать экологически грамотных людей. Развивать навыки составления мультимедийных презентаций.
Заповедники - полностью и навечно изымаются их хозяйственной деятельности ради сохранения природы в нетронутом виде. Заповедник - природная лаборатория, в которых ведется только научно-исследовательская работа. Заказники – природный комплекс, на которых сохраняют определённые виды растений, животных, ландшафтов, минералов и т. д. Памятники природы - отдельные природные объекты естественного и искусственного произведения (пещеры, болота, ключи, озёра, сосновые боры, колки, вековые деревья, редкие экземпляры флоры) имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение Национальные парки, природные парки – это обширные участки, выделяемые для сохранения нетронутой природы в интересах науки.
Основная цель создания ООПТ: охрана природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов
Особо охраняемые природные территории – памятники природы 1)Лаклинская пещера 2)Каменные ворота «Капкаташ» 3)Геологический разрез «Мечетлино» 4)Аркауловское болото 5)Лагеревское болото 6)Гора «Кызлар Тауы» 7)Куселяровские сернистые источники 8)Источник «Кургазак» 9)Гора «Янгантау»
Лаклинская пещера (1965 г.)
Каменные ворота «Капкаташ» Дремлик тёмно-красный (Красная книга РБ) Минуарция Гельма (Красная книга РФ) Гвоздика иглолистная 1965 г.
Геологический разрез « Мечетлино» 2007 г. Памятник имеет международное научное значение, а также научно-просветительское, образовательное и природоохранное значение.
Аркауловское болото (2005 г.) Клюква мелкоплодная Важно знать, багульник хоть и лекарственное (противокашлевое) растение, но оно ядовитое.
Гора «Кызлар Тауы» 2005 г. Володушка многожилковая Астра альпийская
Лагеревское болото 2005 г. Мытник скипетровидный Серый журавль бобер
Куселяровские сернистые источники 1965 г. Нам необходимо обратить внимание на состояние этих уникальных источников! Важно относиться к ним по хозяйски и пользоваться этим даром в целях улучшения здоровья людей!
Источник «Кургазак» Вода гидрокарбонатная, магниево-кальциевая, радоновая, с постоянной температурой 16-16,50С. Содержит радон, благодаря чему в качестве лечебно-питьевой воды используется в санатории «Янган-Тау»
На территории ООПТ запрещено: 1. Строительство, за исключением объектов, предусмотренных проектом обустройства и проведения природоохранных мероприятий 2. Геолого-разведывательные работы, приводящие к нарушению почвенного и растительного покрова, среды обитания животных 3. Рубки леса. 4. Заготовка живицы и древесных соков 5. Размещение, хранение и утилизация промышленных и бытовых отходов 6. Проезд вне дорог, определенных материалами лесоустройства, и стоянка вне специальных отведенных мест, за исключением случаев, связанных с охраной леса и осуществлением предусмотренных природоохранных мероприятий 7. Разведение костров вне специально оборудованных для этих целей мест 8. Распашка целинных земель 9. Всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы
На территории ООПТ разрешено: 1. Эксплуатация и реконструкция существующих объектов 2. Геолого-разведочные работы, не приводящие к нарушению почвенного и растительного покрова, среды обитания животных 3. Санитарные рубки 4. Посещение территорий в рекреационных, учебных и иных целях 5. Всякая деятельность, не влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы
Домашнее задание 1. Подготовить сообщение о заповедниках Башкортостана 2. Подготовить сообщение о ООПТ РБ, которое вы посетили