12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена172
Россия, Тверская обл., д. Толокново

Особо охраняемые природные территории

Цели: познакомить обучающихся с формами охраны природы; формировать представления о формах охраны природы; совершенствовать умение определять расположение охраняемых объектов на картах

Планируемые результаты обучения:

предметные: формирование представлений и теоретических знаний об особо охраняемых территориях: заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы

метапредметные: формирование умения самостоятельной работы с источниками географической информации – текстом, картами; находить информацию в учебнике, литературе, Интернете и интерпретировать её; осуществлять сравнение и сопоставление карт «Природные зоны» и «Природные святыни России. Памятники Всемирного наследия»; владеть устной и письменной речью

личностные: формирование творческой деятельности; познавательного интереса к изучению деятельности особо охраняемых территорий; развитие эстетического сознание через изучение объектов Всемирного природного наследия; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование основ и экологической культуры и ценностных установок по отношению к живой природе; формирование осознанного бережного отношения к природе

Содержание: природные особо охраняемые территории, охрана растительного и животного мира, Красная книга России, Красная книга Тверской области, заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы, объекты Всемирного природного наследия, условие сохранения и устойчивого развития природы, описание и деятельность Центрально-Лесного природного государственного биосферного заповедника

Деятельность обучающихся: оценивать природное богатство страны; подготавливать сообщения об ООПТ по плану; находить информацию в источниках Интернета; участвовать в дискуссии «Заповедники и охрана природы»; характеризовать объект ООПТ на основе дополнительных источников; работать с картами атласа; наносить на контурную карту объекты; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Ценностный компонент урока: бережное отношение к природе; сохранение природных ресурсов – задача каждого гражданина; социальная значимость природоохранной деятельности

Оборудование: карты атласа: «Физическая», «Растительность», «Животный мир», «Природные святыни России», иллюстрации, изображения объектов охраны природы, компьютер

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

1. Организационный момент

Не правда ли, сегодня на планете,

Куда ни кинь свой взгляд, куда ни посмотри,

Живое гибнет. Кто ж за то в ответе?

Что ждёт людей через столетья три?

Что будет с теми, кто совсем не в силах

Оружие прижать к своей груди,

Кричать и бить в набат, что мочи было,

Одно и то же слово: «Помоги!»

Увы, цветы безмолвны и деревья,

Увы, молчат и горы, и поля.

И лишь по плачу чёрных рек мы понимаем:

Льёт слёзы горя Матушка-земля.

Мы – люди, мы – природы дети.

Мы – часть её. И что же мы творим?

Ей объявив войну, забыв про всё на свете,

В конце концов, себя мы истребим.

И нам теперь одно лишь остаётся:

Беречь, что есть, хранить как дивный сад,

Свой дом, свой край родной, свой заповедник,

Свою природу, свой бесценный клад!

(Галиева Е.В. «Заповедник»)

2. Актуализация знаний

Как вы считаете, влияет ли человек на животный и растительный мир? В чём это проявляется? Может ли человек изменить ситуацию в лучшую сторону?

"С одной стороны использует растения и животных как ресурсы (лесные, лекарственные растения, пища, одежда и т.д.). С другой стороны, ухудшает их (охота, распашка земель, лесозаготовка, изменение природных ландшафтов на антропогенные и т.д.). Разные виды виды деятельности человека приводят к оскудению видового состава растений и животных. Но человек может и спасти богатства планеты, охраняя их, восстанавливая, например, на особых территориях. В настоящее время очень важно сохранить природную среду для будущих поколений"

3. Изучение нового материала

Беседа по вопросам

Что такое особо охраняемые природные территории?

Какие категории ООПТ вам известны?

Приведите примеры охраняемых территорий, относящихся к разным категориям.

В чём отличие охраняемых территорий? Дать характеристику

Заслушивание сообщения «История заповедного дела в России»

Задание 1.

На основе анализа карт атласа и учебника определить, в каких природных зонах расположено наибольшее число ООПТ России. Привести примеры

Заслушивание сообщений о заповедниках

«Вода, вода, кругом вода…» (Астраханский заповедник);

«Подлеморье» (Баргузинский заповедник);

«Первый морской» (Дальневосточный морской заповедник)

Беседа об охраняемых территориях и объектах Тверской области

"Для нормального функционирования природы и ландшафтов любого региона требуется, чтобы часть территории оставалась в естественном состоянии, то есть была взята под охрану. В настоящее время в Тверской области образованы: 991 особо охраняемая природная территория (далее – ООПТ) регионального значения (572 государственных природных заказника,418 памятников природы,1 ботанический сад) и 3 ООПТ местного значения. Также на территории Тверской области расположены 2 ООПТ федерального значения, из которых 1 государственный природный биосферный заповедник (Центрально-Лесной ГПБЗ),1 государственный комплекс со статусом национального парка «Завидово». Площадь ООПТ составляет более 1 млн. га, что составляет около 14 % от площади области"

Задание 2.

Составить характеристику Центрально-Лесного государственного природного биосферного заповедника, расположенной в Тверской области, используя дополнительную литературу, материал источников Интернете, по плану:

  • географическое положение;
  • площадь;
  • дата основания;
  • какие территории входят в состав;
  • цель создания;
  • виды деятельности;
  • растительность;
  • животный мир;
  • виды растений и животных, занесённых в Красную книгу или подлежащие охране;
  • памятники природного и культурного наследия (если есть)

Дискуссия «Заповедники и охрана природы»

Как вы считаете, можно ли решить проблему охраны природы только созданием охраняемых территорий? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Закрепление

Беседа по вопросам:

При каких условиях возможно сохранение природы и обеспечение её устойчивого развития?

С какой целью создаются особо охраняемые территории? Приведите примеры известных вам заповедников, биосферных заповедников, заказников, национальных парков и памятников природы.

5. Рефлексия

Выбрать 1-2 фразы и закончить их (устно):

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

было интересно узнать, что…

         6. Домашнее задание: создать иллюстрированные буклеты (в электронном виде) о ЦЛГПБЗ по материалам Интернет-источников (темы на выбор: «Флора заповедника», «Фауна заповедника», «Медвежий угол», «История создания заповедника» и др.)


 

Источники:

География России. В 2 кн. Кн. 1.: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе; под ред. В.П.Дронова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

География России: Природа, население, хозяйство. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику под ред. В.П. «География России. Природа, население, хозяйство. 8 кл» / И.И. Баринова, В.П.Дронов. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

География. 8 кл.: атлас. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.

Литкенс Е.С. Центрально-лесной государственный заповедник: к 50-летию образования, 1931-1981 ; Мин-во сел. хоз-ва СССР. Гл. упр. по охране природы, заповедникам, лесн. и охотничьему хоз-вам; Сост. Е.С.Литкенс и др.; фото И.В.Бавыкина / Литкенс Е.С.; сост.: Волков В.А., Шапошников Е.С. ; фот. Бовыкин И.Б. ; Мин-во сел. хоз-ва СССР. Гл. упр. по охране природы, заповедникам, лесн. и охотничьему хоз-вам; Сост. Е.С.Литкенс и др.; Фото И.В.Бавыкина. - М. : Б. и., 1981.

Под пологом русского леса: Очерки о растительном и животном мире Калининской области/ Сост.: В.И.Зиновьев. – М.: Московский рабочий. Калинин. отд-ние, 1990.

Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс/ Е.А.Жижина. – М.: «ВАКО», 2004.

Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. К учебнику под редакцией В.П.Дронова «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс»/ М.С.Смирнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

Щербаков Ю.А., Зиновьев В.И., Сорокин А.С., Шевчук К.А. Береги природу своего края. Использование и охрана природы Тверской области. Тверь, 1991.

Сайт Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области. URL: http://mpr-tver.ru/deyatelnost-iogv/osobo-okhranyaemye-prirodnye-territorii/

Сайт Центрально-Лесного государственного природного биосферного заповедника. URL: http://www.clgz.ru/

Информационно-справочная система ООПТ России. URL: http://oopt.info/index.php?oopt=1109

Сайт Заповедники мира. URL: http://www.zapovedniki-mira.com/zapovedniki_rossii/252-centralno-lesnoy-prirodnyy-gosudarstvennyy-biosfernyy-zapovednik.html

Сайт информационно-аналитической системы «Особо охраняемые природные территории России». URL: http://oopt.aari.ru/oopt/Центрально-Лесной

Портал Особо охраняемые природные территории Российской Федерации.URL: http://www.zapoved.ru/catalog/97 Центрально-Лесной-государственный-природный-биосферный-заповедник

Сайт ООО «Издательство Вокруг света» URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/791/

Сайт общественной областной организации «Тверской экологический клуб». URL: http://tvecoclub.narod.ru/OOPT_TO.htm

Литературный портал Facultet. URL: http://www.facultetbook.ru/?page=project&project_id=14317

 

Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник

1. Географическое положение

Центрально-Лесной заповедник расположен на западе Европейской части России, на главном Каспийско-Балтийском водоразделе Русской равнины (непосредственно на водоразделе верховьев р. Волга и р. Западная Двина), в юго-западной оконечности Валдайской возвышенности. В пределах заповедной территории и в непосредственной близости от нее берут начало реки Тюдьма, Жукопа и Тудовка притоки Волги, и р. Межа, впадающая в Западную Двину. Территория заповедника находится на стыке двух административных районов Тверской области – Нелидовского и Андреапольского. Центральная усадьба (пос. Заповедный) находится в 42 км к северу от административного центра – г. Нелидово. 

2. Площадь

         Общая площадь составляет 24415 га.

3. Дата основания

Центрально-Лесной заповедник создан 31 декабря в 1931 году по инициативе группы ученых под руководством доцента Смоленского пединститута Григория Леонидовича Граве, который и был первым директором заповедника.

4. Какие территории входят в состав

Территория заповедника представляет собой слабо всхолмленную равнину. Абсолютные отметки высот колеблются от 220 до 280 м над уровнем моря. Наиболее возвышенная гряда моренных холмов проходит в южной части территории заповедника и является водоразделом притоков Волги и Западной Двины.

Для обеспечения функций биосферного резервата по рекомендациям Севильской стратегии, принятой в Испании в 1995 г., произведено зонирование территории заповедника. Это сделано для улучшения территориальной организации и обеспечения необходимого баланса между сохранением и рациональным использованием природных ресурсов. Функционирование заповедного ядра - территории государственного природного заповедника регламентируется Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и Положением о Центрально-Лесном государственном природном заповеднике. По всему периметру заповедного ядра имеется охранная зона – зона рационального природопользования и хозяйствования. В ней выделены две функциональные зоны - буферная зона и зона рационального природопользования. В свою очередь эти две территории поделены на соответствующие участки

5. Цель создания

Цель создания: сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных (в частности бурого медведя), типичных и уникальных экологических систем.

6. Виды деятельности заповедника:

выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов (противопожарные мероприятия, биотехнические мероприятия, мероприятия по охране и защите лесов, тушение лесных и иных природных пожаров, в том числе с привлечением специализированных организаций, мероприятия по выделению в натуре внешних границ территории заповедника, оснащение аншлагами, информационными щитами и знаками);

выявление и пресечение нарушений установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов;

выполнение эколого-просветительской работы (музейная и выставочная деятельность, работа со СМИ, рекламно-издательская деятельность, работа со школьниками, проведение эколого-просветительских мероприятий, приуроченных к экологическим праздникам и акциям, организация познавательного туризма);

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

выполнение работ в области экологического мониторинга.

7. Растительность

Растительный мир Центрально-Лесного заповедника представлен 546 видами высших сосудистых растений. В целом природный комплекс является типичным для южно-таежной подзоны и представляет собой эталон первичного биогеоценотического покрова области моренного рельефа центральной части Русской равнины.

В заповеднике сохранился единственный на территории всей Европы комплекс южнотаежных ельников, которые не были затронуты рубками. Ему принадлежит доминирующее положение в структуре растительного покрова. Во втором ярусе произрастают дуб, ясень, ильм, липа. Наибольшие площади заняты ельниками зеленомощными.

Приблизительно 40% лесного массива принадлежит осинникам и березнякам, которые образовались в результате пожаров и вывалов. Сосняки представлены заболоченными сообществами, древостои которых низкопродуктивны. Они произрастают на 10 % площади Центрально-Лесного природного заповедника.

Белокрыльник болотный

Росянка круглолистная

Лобария лёгочная

 

8. Животный мир

В заповеднике обитает 240 видов птиц, 56 – млекопитающих, 6 – земноводных, 5 –рептилий, 18 – рыб, 6 – амфибий. Типичные представители млекопитающих являются следующие виды: мышь-малютка, крот, полевая и желтогорлая мыши, полевки (лесные рыжие и серые), землеройки. Из более крупных грызунов стоит отметить белку-летягу и обыкновенную белку.

В местных водоемах водится водяная крыса, а также два интродуцированных вида: бобр и ондатра. Распространен заяц-беляк. Многочисленны хищники, в частности лисица, горностай, ласка, выдра, темный хорь, лесная куница. Копытные представлены лосем, также на территорию заповедника заходит кабан, реже мелькает косуля.

Среди птиц многочисленны тетерев, рябчик и глухарь. Болота, расположенные на заповедных землях, стали местом обитания для белой куропатки. Также в Центрально-Лесном заповеднике водится серый журавль, лесные птицы отряда воробьиных и дневные хищники, в частности кречет, сапсан, беркут, разные виды сов.

Лось

Доломедес бахромчатый

Гадюка обыкновенная

 

9. Виды растений и животных, занесённых в Красную книгу, подлежащие охране

Здесь бережно охраняются виды, включенные в Красную Книгу Российской Федерации и Тверской области: представители флоры 47 видов (венерин башмачок настоящий, лунник оживающий, гроздовник простой, надбородник безлистный и др.), представители фауны – 73 вида (мнемозина, минога европейская ручьевая, кумжа, европейский хариус, черный аист, среднерусская белая куропатка, филин, беркут, сокол-сапсан, скопа, большой кроншнеп, золотистая ржанка и др.).

Ежёвик коралловидный

Венерин башмачок настоящий

Мнемозина

Обыкновенный подкаменщик

Орлан-белохвост

Чёрный аист

 

 

10. Памятники природного и культурного наследия

В буферную зону площадью более 13 тыс. га, предназначенную для снижения антропогенного пресса на заповедное ядро, входят заказники и памятник природы:

  • государственный ландшафтный заказник "Урочище Проваленное", площадью 504 га;
  • государственный заказник "Старосельский мох", площадью 988,4 га;
  • государственный заказник "Болото Демиховский мох", площадью 348,1 га;
  • государственный ботанический заказник "Федоровский", площадью 802,4 га;
  • памятник природы "Сосняк у д. Устинка", площадью 11,4 га.

Наличие крупного ненарушенного массива еловых лесов и верховых болот дает широкие возможности для фундаментальных исследований принципов функционирования коренных экосистем, получения гидрологической, гидрогеологической и метеорологической информации. Территория заповедника служит эталоном, поскольку находится на удалении от крупных источников загрязнения природной среды.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.