Урок на тему «Особо охраняемые природные территории»
Уважаемые коллеги!
Представляю Вашему вниманию урок- экскурсия по дисциплине «Экология»
Тема урока: «Особо охраняемые природные территории (ООПТ)»
Цель урока:Сформировать представление обучающихся о Горненском заказнике Красносулинского района
Задачи:
Образовательные
1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.
2. Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятниках природы.
3. Определить роль охраняемых территорий.
4. Формировать экологическое мировоззрение.
Развивающие.
1. Способствовать повышению интереса к экологии.
2. Стимулировать желание расширить свой кругозор.
3. Способствовать развитию коммуникативных навыков: умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.
4. Развитие познавательного интереса, речи, памяти, мышления.
5. Развивать навыки самостоятельной работы с источниками информации, способность анализировать, делать выводы, выступать перед одногруппниками и слушать выступления.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство коллективизма, деликатность, умение выслушать мнения других.
2. Чувство любви к истории родного края, своей стране.
3. Формировать активную гражданскую позицию.
4. Формировать умение видеть существующую проблему и предлагать пути её решения.
5. Воспитывать экологически грамотных людей.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: урок- экскурсия
Форма организации: фронтальная, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, демонстрация, самостоятельная работа.
Внутрипредметные связи: урок строится на знаниях, полученных на темах:
«История охраны природы России», «Типы организаций, способствующих охране природы».
Межпредметные связи: урок строится на знаниях, полученных при изучении дисциплин:
история, биология, география, русский язык.
Организационный момент. Здравствуйте! Меня зовут Ольга Владимировна.Я рада видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.
Я надеюсь, что всем сегодня будет комфортно и каждый унесет с собой частичку знаний, которые потом ему пригодятся в повседневной жизни.
Тема урока : Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
Преподаватель.
Смотрю на глобус- шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
- Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на тропках как слеза!
И тихо просят родники:
-Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки: -
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
- Будь человеком, человек!
В тебя мы верим- не солги.
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус- шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы – несолгу
«Я сберегу вас, сберегу!»
Слайд
Ребята, зная тему урока попробуйте сформулировать цели и задачи урока самостоятельно, ответив на вопросы.
КАКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ ВЫ ЗНАЕТЕ? (Ответы учащихся) (приготовить карточки с ответами)
Загрязнение атмосферы
Загрязнение гидросферы
Загрязнение литосферы
Истребление животных
Исчезновение растений и т.д.
сокращение видов организмов
- Как вы думаете, какие глобальные государственные меры предпринимаются по охране биологического разнообразия? (Создание Красной книги, закон о сохранении биологического разнообразия, создаются заповедники, заказники, парки, питомники.)
-Какие заповедники вы знаете?
1. Байкальский заповедник
2. Баргузинский заповедник 3.Кузнецкий Алатау 4. Алтайский заповедник 5.Кавказский заповедник 6. Большой Арктический заповедник 7. Саяно-Шушенский заповедник 8. Дальневосточный морской заповедник 9. Ильменский заповедник (Челябинская область) 10. Курильский заповедник- С какой целью создаются заповедные острова?
изучать, охранять, просвещать.
Слайд
Цель урока: Расширить представления о особо охраняемых природных территориях, их флоре и фауне.
Задачи:
1. Обобщить материал о ООПТ.
2. Сделать вывод о правилах поведения на природе.
Актуализация
Чтобы сохранить животных и растения от влияния и деятельности человека, стали создавать особо охраняемые природные территории.
Слайд
Особо охраняемые природные территории
где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны к ним относятся
воздушное пространство
водная поверхность
участки земли
Слайд
ОППТ предназначены
Сохранять
биологическое разнообразие
генофонд растений
генофонд животных
Запрещено любая деятельность человека
Разрешается проводить научные исследования
Слайд
Ребята, Что называется заповедником?
Заповедник – это… Особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами;
А что называется заказником?
-Заказник– это… охраняемая природная территория, на которой под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части:
Только растения, только животные, либо их отдельные виды,
либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.
А теперь ответьте в чем отличие между заповедником и заказником?
Ответ : Заповедник- полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов.
А Заказник - некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты
Дайте определение национальному парку.
- Национальные парки – территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. На территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.
Что называется памятником природы?
- Памятники природы – охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении. Допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.
А в чем сходство между национальным парком и памятниками природы?
Ответ: Допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность
Слайд
Ребята неотъемлемой частью ООПТ является флора и фауна. Кто мне скажет, что называется флорой? Что фауной?
Ответ: Флора – это совокупность всех видов растений, распространенных на определенной местности или на всей планете.
Фауна- это совокупность всех видов животных, обитающих на определенной местности или на всей планете
Задание
Предлагаю вспомнить представителей флоры и фауны, для этого мы разгадаем кроссворд ( 2 мин)
Слайд
Основной этап урока (объяснение нового материала)
К началу 1998 года в России существовало 97 заповедников.
На сегодняшний день в Ростовской области насчитывается 81 ООПТ.
Слайд
На территории Ростовской области расположены следующие ООПТ:
Ростовский государственный природный биосферный заповедник
Цимлянский заказник федерального значения
70 памятников природы областного значения
7 особо охраняемых природных территорий местного значения
На территории нашего Красносулинского района так же находится особо охраняемая территория.
И мы ребята с вами отправляемся в особо охраняемую природную территорию Красносулинского района Ростовской области в Горненский заказник. Чтобы наше путешествие было успешным, путеводной нитью станет презентация.
Cлайд
Горненский заказник создан в 1974 г. в пойме р. Кундрючей в центре Красносулинского района.
Общая площадь 9,5 тыс. га, из которых:
лесные угодья занимают 2,6 тыс. га
пастбища - 2,4, пашня - 4,0 тыс. га
протяженность реки - 5 км.
Слайд
Территория имеет сложный ландшафт:
Здесь серебристые ковыльные склоны, обрамляя старинные леса и глубокие балки, скалистыми уступами спускаются к извилистой красавице Кундрючьей, питающей своими водами сочные пойменные луга
Растительное многообразие заказника
Слайд
На территории природного заказника имеется дендрофлорий и он очень богат травянистой растительностью (155 видов высших цветковых растений, принадлежащих к 30 семействам),
Слайд
встречаются и растения, включённые в книгу "Редкие и исчезающие виды растений, грибов и лишайников Ростовской области»
Например: василёк русский, тюльпан Биберштейна, ковыль красивейший и т.д.
можно встретить огромное разнообразие
Слайд
Беспозвоночные
Например: сколопендра кольчатая; жук-олень; шмель армянский и т.д.
Слайд
Земноводные
озёрной лягушкой; краснобрюхой жерлянкой; зелёной жабой
Слайд
Птицы
ушастая сова; кобчик; седой и большой пёстрый дятлы и т.д.
Слайд
Млекопитающие
Заяц русак, лось, ёж, лиса, волк и.тд.
Слайд
Грызуны
Ондатра; обычный слепыш; обыкновенная полевка и др.
Слайд
Особенностью Горненского заказника является то, что в нём присутствуют представители Красной книги РФ и редкие в Ростовской области виды
Большой и малый подорлик; змееяд; европейский тювик; балобан; перевязка; дрофа; филин и сапсан.
Закрепление учебного материала
Слайд
Мы ознакомились с представителями фауны Горненского заказника, и я предлагаю вам Задание:
Соотнести следы животных с их представителями ( Время выполнения задания – 2 минуты)
Входя в любой заказник и заповедник, путеводной нитью являются экологические знаки. Они нас предупреждают, остерегают и сейчас ребята мы, проверим, знаете ли вы экологические знаки.
Задание
Не разоряй птичьи гнезда.
Не разоряй муравейники.
Не руби деревья
Не разжигай костры
Не рви много цветов
Осторожно лягушки
Осторожно лось.
Ходи только тропками.
Мы с Вами ознакомились с заповедными территориями. Нам необходимо знать, как мы должны поступать, чтобы не навредить нашей природе, вспомним правила поведения.
(слайд)
Для выполнения этого задания у вас на столах лежат заготовки, по которым необходимо составить памятку о правилах поведения
правила поведения в заповедной зоне
1)охрана почвы
2)охрана фауны
3)охрана флоры
4)охрана водоемов
Запрещено:
1.охотится на животных
2. рвать охапками цветы
3. ломать деревья и кустарники
4. брать маленьких животных домой
5. бросать мусор в реку
6. оставлять мусор после себя
7. Разводить костры
Разрешено:
Любоваться величием и щедрой красотой неповторимой природы
Очищать от мусора ручьи и берега
Мероприятия по охране территории
Проведение научных исследований
Охранять птиц
Кормить животных
Ходить только по тропкам
Вывод:
- Всегда считалось, что человек должен охранять и оберегать природу, а не убивать ее. Скажите, всегда ли мы, люди, выполняем это правило?
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Следы человека не должны быть одиноки
Ребята я надеюсь, что Вам урок понравился. Просигнализируйте мне, если урок понравился, поднимите зеленую карточку, если нет- красную