Особо охраняемые природные территории Архангельской области

4
0
Материал опубликован 17 April 2016

Пояснительная записка к презентации

Урока по теме «Соянский заказник – добро пожаловать!».

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Краеведение: география, экология и биология

Класс

8

Тип урока

Урок получения новых знаний

Технология построения урока

Игровая (урок – ролевая игра с участием 4 групп учёных). Самостоятельное изучение нового материала через выполнение карточек – заданий с последующим выступлением учёных во время заочного путешествия.

Методы

Интерактивный, частично-поисковый, проблемное обучение.

Тема

«Особо охраняемые природные территории Архангельской области. Соянский биологический заказник».

Цель:

Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на получение новых знаний через использование различных источников информации. Углубить и расширить знания по теме «Особо охраняемые природные территории». Закрепить навыки работы с дидактическими материалами.

Основное содержание

Понятия заказник, урочище, плато, редкий вид,

Информация о причинах создания заказника, его уникальных ландшафтах, их происхождении, о редких видах растений, о животных, обитающих на охраняемой территории.

Образовательные ресурсы

Раздаточный материал: карточки-задания каждой группе, фотографии, дополнительная литература: журналы «Юный натуралист», буклеты, книги, газетные заметки, горные породы, кусочки шерсти животного, мультимедийная презентация к уроку.

ФОПД

Групповая, фронтальная.

Планируемые результаты

Предметные: повторить и расширить понятие заказник. Уметь характеризовать природные компоненты окружающей среды. Уметь владеть мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение.

Личностные УУД: формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению уникальной природной территории своего края, использования различных источников информации, в том числе, натурных объектов, и выполнения ролей учёных, развитие памяти, мышления, внимания у обучающихся, осознание важности и значимости изучаемого материала (в частности, осознание роли ООПТ в деле сохранения родной природы).

Регулятивные УУД: определять цели и задачи, работать с карточками – заданиями, оценивать степень достижения цели урока, оценивать качество и уровень выполнения заданий.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы в различных источниках информации, проводить анализ и синтез учебного материала, формулирование выводов.

Коммуникативные УУД: умение интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать друг с другом, умение публично выступать перед слушателями, умение слушать и слышать речь одноклассников и учителя, излагать своё мнение.


 

Урок по теме «Со́янский заказник – добро пожаловать!»

в контексте системно – деятельностного подхода.

Заочное путешествие с элементами ролевой игры.

Краеведение 8 класс.

Цель урока: Способствовать познанию географии охраняемых территорий Архангельской области на примере биологического заказника.

Задачи: С помощью инструктивных карточек вовлечь учащихся в активный процесс обучения; познакомить учащихся с уникальными природными ландшафтами и органическим миром Соянского заказника; показать роль особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) в сохранении природы Архангельской области; воспитывать любовь к Малой Родине.

Оборудование: инструктивные карточки – задания, фотографии, иллюстрации, дополнительная литература, коллекция горных пород, мультимедиапроектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация (далее ММП) «Соянский заказник – добро пожаловать!».

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Вступительное слово учителя, определение темы урока, целеполагание, постановка основных задач: Здравствуйте, дорогие дети!!! Здравствуйте, уважаемые гости!!! Меня зовут Татьяна Александровна. Я работаю в одной из сельских школ Мезенского района Архангельской области и уже много лет руковожу эколого-краеведческим кружком, главной целью которого является изучение и сохранение родной природы. Сегодня я хочу пригласить вас в заочное путешествие по моим родным местам. А куда конкретно мы отправимся, вы сейчас определите сами. На слайде даны слова и словосочетания (слайд 1): охраняемая, редкие растения, редкие животные, участки ландшафта, геологические объекты, территория, сохранение природы, частичная хозяйственная деятельность, поддержание экологического баланса. Как вы думаете, какое понятие можно сложить из этих слов и словосочетаний? Попробуйте его сформулировать. Предполагаемые ответы: - охраняемая территория, заказник. (Слайд 1)Заказник – это охраняемая природная территория, имеющая значение для сохранения природы и поддержания экологического баланса, где охраняются редкие растения, редкие животные, участки ландшафта, геологические объекты. Разрешена частичная хозяйственная деятельность. Итак, куда мы отправляемся, и что будем изучать? Предполагаемый ответ: Мы отправляемся в путешествие по заказнику. Вы, наверное, не раз слышали и читали, а может, и были в заповедниках, в национальных парках. А часто ли вам приходилось читать о заказниках и бывать в них? Есть в Мезенском районе рядом с д. Сояна, где я живу и работаю, Соянский биологический заказник, который мои кружковцы активно изучают, и я сегодня приглашаю вас всех в заочное путешествие по заказнику (слайд 2). Для проведения путешествия мне нужны помощники: учёные – специалисты из разных областей знаний. Попробуйте определить по тем материалам, которые приготовлены для ваших групп, что вы будете изучать перед путешествием и о чём, потом нам расскажите в пути? Предполагаемые ответы: зоологи - животных, ботаники - растения, геологи – горные породы и экологи – заказник, как пример ООПТ. В ходе путешествия вы поближе познакомитесь с удивительной северной таёжной природой Архангельской области и поймёте, почему эта территория имеет статус особо охраняемой.

Инструктаж:

1.Внимательно прочитайте, выданные вам карточки – задания.

2. Распределитесь в группе, кто за какое задание будет отвечать.

3. На выполнение предложенных заданий даётся 10 минут.

4. Если у вас возникнут вопросы, обращайтесь за помощью к учителю.

5. Выполнив предложенные вашей группе задания, подготовьтесь выступить перед одноклассниками, так вы сможете помочь мне в путешествие. В помощь к выступлению подготовлена мультимедийная презентация с иллюстрациями, которые каждая группа использовала при подготовке заданий.

Подготовка к путешествию (этап приобретения знаний). Работа в группах: экологи изучают и представляют общую характеристику заказника и объясняют, почему эта территория носит статус охраняемой, геологи изучают и представляют один из уникальных ландшафтов заказника, ботаники изучают и представляют редкий вид растений, зоологи изучают и представляют животный мир заказника. Учитель в роли консультанта.

Заочное путешествие (этап применения приобретённых знаний и получения новых).

Учитель: На некоторое время представьте, что мы с вами летим на самолёте над бескрайней северной тайгой. Где – то внизу вьётся тонкой ниточкой речка Сояна. Наш самолёт АН – 2 (слайд 3,4)совершает посадку в деревню Со́яна Мезенского района Архангельской области. Посмотрите, пожалуйста, за окно (слайд 5): Что напоминает расположение деревни на правом берегу реки? д.Сояна раскинулась на берегу одноимённой реки в виде подковы на счастье. Отсюда собственно и начнётся наше путешествие. Заполнив рюкзаки всем необходимым, мы садимся на длинную деревянную лодку (соянку) и поднимаемся вверх по реке Сояна (слайд 5). В 20 км от деревни (слайд 6) начинаются границы заказника. Здесь мы сделаем первую остановку, и экологи представят нам охраняемую территорию – Соянский биологический заказник регионального значения.

Карточка с заданиями для группы ЭКОЛОГОВ.

Цель работы: Используя различные источники информации, подготовить представление Соянского заказника, как одного из примеров ООПТ Архангельской области.

Литература: Буклет «Особо охраняемые природные территории регионального значения Архангельской области», постановление администрации Архангельской области от 17 марта 2009 г N73-па/10, статья Григорьева М. «Адрес заказника – Сояна» из районной газеты «Север».

Задание 1. Составьте визитку Соянского заказника

Источник

Задание

Ответ

Буклет «Дирекция ООПТ…»

Соянский заказник образован в…….

 

Буклет «Дирекция ООПТ…»

Соянский заказник находится в районах …………….

 

Постановление администрации Архангельской области стр. 1

Соянский заказник имеет статус………..

 

Постановление администрации Архангельской области стр. 2

Соянский заказник образован с целью………..

 

Задание 2. Используя статью Григорьева М. «Адрес заказника – Сояна» из газеты «Север», ответьте на вопрос, какие природные условия позволяют сёмужье – нерестовой реке Сояна выполнять эту роль? Какие виды рыб можно встретить в Сояне?

Задание 3. Определите, кто от вашей группы будет представлять Соянский заказник. Помните, ваше выступление будет сопровождаться готовой ММП (мультимедийной презентацией). Ваша самооценка:


 

Выступая перед одноклассниками, ребята опираются на слайды ММП, заранее подготовленные учителем к уроку (слайды 7,8,9,10).

Предполагаемые ответы: Соянский заказник образован в 1983 г. Он находится в Мезенском и Приморском районах Архангельской области. Имеет статус – Соянский государственный природный биологический заказник регионального значения. Образован с целью сохранения озёрно-речной системы реки Сояна, воспроизводства и восстановления численности диких животных, редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов. Зеркально-чистая холодная вода в реке Сояна и её притоках, наличие порогов, песчано-галечных перекатов, отстойных ям дают право принять этот водоём за эталон сёмужье – нерестовой реки Европейского Севера. Здесь обитают сёмга, сиги, хариус. Важное значение имеет этот бассейн в воспроизводстве сёмги.

Дополнение учителя: Соянский заказник поменял свой статус в марте 2009 г. Согласно новому положению в заказнике проведено зонирование: зона хозяйственного использования и зона ограниченного использования. В зоне хозяйственного использования Соянского заказника разрешена разработка месторождений полезных ископаемых. С 2014 г идёт добыча алмазов на месторождении им.В.Гриба.

Учитель: А сейчас на нашем пути самый примечательный природный ландшафт заказника. Мы у подножия урочища Ива – гора. С этим объектом нас познакомят геологи.

Карточка с заданиями для группы ГЕОЛОГОВ.

Цель работы: Используя различные источники информации, коллекцию горных пород, фотоиллюстрации, подготовить представление одного из уникальных природных объектов Соянского заказника – Ива-горы.

Литература: Книга «Ископаемая флора реки Сояны: окно в пермский период» (авторы Наугольных С.В., Кулешов В.Н), буклет «Соянский государственный природный биологический заказник».

Задание 1. Составьте описание Ива - горы

Источник

Задание

Ответ

«Ископаемая флора реки Сояны: окно в пермский период»

стр. 9, 4 сверху абзац

Ива – гора – это…………..

 

«Ископаемая флора реки Сояны: окно в пермский период»

стр. 9, 4 сверху абзац

Ива – гора сложена песчаниками, ………………………

 

Буклет «Соянский заказник…»

Ива – гора имеет высоту…..

 

«Ископаемая флора реки Сояны: окно в пермский период»

стр. 9, 4 сверху абзац, стр. 13.

Ива – гора ценна для науки ……………

 


 

Задание 2. Рассмотрите выданные вам горные породы. Пролистайте выданную вам книгу (стр. 42, 18, 22) и попробуйте определить, отпечатки каких органов растений сохранились на этих «каменных страницах».

Задание 3. Определите, кто от вашей группы будет представлять уникальный объект во время путешествия. Помните, ваше выступление будет сопровождаться готовой ММП (мультимедийной презентацией

Ваша самооценка:

Выступая перед одноклассниками, ребята опираются на слайды ММП, заранее подготовленные учителем к уроку (слайды 11,12,13,14,15).

Предполагаемые ответы: Ива-гора – огромный скалистый обрыв, вздымающийся над правым берегом реки Сояна в 50 км выше по течению от деревни Сояна. Ива-гора сложена песчаниками, аргиллитами и мергелями. Ива – горский разрез представляет собой особую ценность для науки, поскольку здесь, в отложениях уфимского и казанского ярусов пермской системы (Слайд 14), встречаются ископаемые остатки различных древних организмов, обитавших 250 млн лет назад. Слои пород в отвесном склоне Ива – горы представляют собой страницы каменной книги о пермском периоде палеозойской эры. (Слайд 15) На «каменных страницах» сохранились: остатки корневых систем и листовые мутовки членистостебельных высших растений (хвощей).

Дополнение учителя (слайд 16): В пермский период палеозойской эры на востоке Европейской России простиралось мелководное Казанское море, на севере соединявшееся с Бореальным океаном. Морской залив – лагуна, располагался на месте нынешнего Мезенского полуострова. Он оставил после себя мощные толщи отложений казанского яруса возрастом 270 млн лет. Они прорезаны рекой Сояна и её притоками Большая и Малая Летопала. Среди месторождений казанского века Сояна – бесспорное окно в прошлое. «Огромное количество хорошо сохранившихся отпечатков насекомых … выдвинули соянские местонахождения на одно из первых мест в мире» (Зеккель, 1940 г).

Учитель: А сейчас мы на минуточку представим, что стоим на вершине Ива – горы (слайд 17). Посмотрите, какая красотища вверх по реке!!! Здесь, кажется, облака можно потрогать руками. Соянский заказник расположен на Беломорско – Кулойском плато. Плато́ представляет собой плоскую возвышенность со средней отметкой 150 – 170 м над уровнем моря. Поверхность плато пересечена густой сетью речных долин. Переход от низменностей к плато на местности имеет отчётливо выраженный характер в виде уступов высотой 50 – 100 м.

Учитель продолжает путешествие и вовлекает учащихся в беседу: Продолжаем свой путь дальше. В Мезенском секторе Соянского заказника, особенно, в среднем течении реки несколько урочищ или гор, как их ещё у нас называют (слайды 18,19,20): Дивись – гора, Верхнекучемская гора, Сярдуй – гора. Посмотрите на них и скажите, чем они похожи? (Все горы красного цвета). Красный цвет придают особые осадочные горные породы – красноцветы или пёстроцветы, содержащие много железа). Это настоящие горы? (Нет, у них недостаточная высота. Это холмы, урочища). Как они образовались? (Образовались в эпоху оледенения).

Учитель: Знамениты наши горы не только великолепными панорамами, наклоните голову вниз и поищите среди травы «жёлтые фонарики». Вот один из них. С ними нас познакомят специалисты – ботаники.

Карточка с заданиями для группы БОТАНИКОВ.

Цель работы: Используя различные источники информации, фотоиллюстрации, ранее полученные знания, подготовить представление одного из уникальных растений Соянского заказника.

Литература: Сборник «Редкие виды растений, животных и грибов» (авторы Баталов А.Е., Корепанов В.И и др), журнал «Юный натуралист» (№6 1996, стр.36, №5 2004, стр.18) .

Задание 1. Составьте описание вида Венерин – башмачок.

Источник

Задание

Ответ

Статья из журнала «Юный натуралист» №6 1996, стр.36

К какому классу, и к какому семейству принадлежит это растение

 

Сборник «Редкие виды растений…», стр. 10. Фотография.

Стебель и листья (количество,

простые или сложные, жилкование, попробуйте определить, используя имеющиеся знания).

 

Статья из журнала «Юный натуралист» №6 1996, стр.

Строение цветка (лепестки, их количество и окраска). Количество пестиков и тычинок. Попробуйте составить формулу.

Ч Л Т П

Задание 2. С помощью текста статьи из журнала «Юный натуралист» №5 2004, стр. 18, разберитесь, в чём заключается «коварство» Венерина башмачка.

Задание 3. Определите, кто от вашей группы будет представлять уникальное растение во время путешествия. Помните, ваше выступление будет сопровождаться готовой ММП (мультимедийной презентацией).

Ваша самооценка:

Выступая перед одноклассниками, ребята опираются на слайды ММП, заранее подготовленные учителем к уроку (слайды 21, 22, 23).

Предполагаемые ответы: Венерин башмачок принадлежит к классу однодольных, семейству – орхидных. Стебель тонкий, облиственный. Листьев бывает от 3 до 5. Листья простые, сидячие, с дуговидным жилкованием. На башмак похож не весь цветок, а только один лепесток, нижний, ярко-жёлтый. Четыре других – лентовидные, карминно-коричневые. Лепестки крепятся к какому–то странному стерженьку, оканчивающемуся на верхушке маленьким листиком. Стерженёк – это завязь, а «листик» - рыльце, повёрнуто вниз воспринимающей пыльцу поверхностью. Сбоку от рыльца помещаются две тычинки, как бы впаянные в верхушку «стерженька» - столбика. Это свойственно только орхидным. Удивительные цветки – коварные ловушки. Края жёлтой губы загнуты внутрь. Сверху вход в губу прикрыт беловатым выростом, который закрывает путь насекомому обратно. Привлечённое запахом и яркой окраской насекомое соскальзывает внутрь губы и оказывается в ловушке. В поисках выхода жертва начинает двигаться к особым полупрозрачным участкам на дне губы – «окошкам» и лишь тогда замечает выходы. А проходят пути мимо рыльца пестика и после них – мимо тычинок. Протискиваясь наружу, насекомое трётся о пестик, затем о тычинку. Крупная порция пыльцы накрепко приклеивается к спинке узника. Так происходит перекрёстное опыление у Венерина башмачка.

Дополнение учителя: На территории Соянского заказника Венерин башмачок (Башмачок настоящий) произрастает большими куртинами на склонах и вершинах ледниковых холмов в сухих местах с выходом или близким залеганием известняков в местах с умеренным затенением. Рядом с венериным башмачком можно встретить и другие редкие виды растений из семейства орхидные.

Учитель: Я думаю, что по пути нашего следования вы заметили на песке множество следов. Разгадать их нам помогут наши зоологи.

Карточка с заданиями для группы ЗООЛОГОВ.

Цель работы: Используя фотоиллюстрации, определительные карточки из книги Формозова А.Н. «Спутник следопыта», личный опыт, подготовить представление о животном мире Соянского заказника.

Задание 1. Используя фотографии и карточки, определите, каким животным принадлежат отпечатки следов и экскременты.

Ф 1………………………………………….

Ф 2………………………………………….

Ф 3…………………………………………

Ф 4………………………………………..

Задание 2. Рассмотрите кусочек шерсти, оставленный на траве неким животным. Попробуйте определить, кому он принадлежит.

…………………………………………

Задание 3. Рассмотрите фотографии и попробуйте определить, кто живёт на этой территории и оставил эти «следы» на земле и деревьях?

Ф 5………………………………………………………..

Задание 4. Определите, кто от вашей группы будет представлять животный мир заказника во время путешествия. Помните, ваше выступление будет сопровождаться готовой ММП (мультимедийной презентацией). Ваша самооценка:

Выступая перед одноклассниками, ребята опираются на слайды ММП, заранее подготовленные учителем к уроку (слайды 24,25,26,27,28,29).

Предполагаемые ответы: Учащиеся определяют на фотографиях следы волка, лося, медведя. По загрызам на деревьях узнают местообитание бобров. Пытаются определить, кому принадлежит кусочек шерсти.

Дополнение учителя: Вот такие животные свободно и смело перемещаются по охраняемой территории Соянского заказника. А сколько видов редких птиц мы встретим, когда тихо поплывём вниз по течению!!!

Заключительное слово учителя, формулирование выводов: Вот и заканчивается наше путешествие. Чем оно вам запомнилось? Как вы думаете, почему в Архангельской области в Мезенском районе на речке Сояна в 1983 г был организован заказник? Какую роль он выполняет в сохранении природы? (Выводы на слайде 30). Я думаю, что ваш географический кругозор Архангельской области стал сегодня шире, вы сегодня открыли для себя новую, уникальную во всех отношениях, ранее не известную вам территорию и, очень надеюсь, что путешествие по Соянскому заказнику вам понравилось, и вы будете его вспоминать. Также думаю, что вы сегодня смогли убедиться, насколько важна роль заказника в сохранении родной природы. Спасибо за помощь в проведении заочного путешествия.


Здесь будет файл: /data/edu/files/i1460912478.pptx (Презентация к уроку "Соянский заказник - добро пожаловать!")

Предварительный просмотр презентации

охраняемая, редкие растения, редкие животные, участки ландшафта, геологические объекты, территория, сохранение природы, частичная хозяйственная деятельность, поддержание экологического баланса ? Заказник - это охраняемая природная территория, имеющая особое значение для сохранения и поддержания экологического баланса.

Заочное путешествие «Соянский заказник – Добро пожаловать!» Архангельская область Мезенский район

Ан – 2

АН - 2

д. Сояна Мезенский район Река Сояна

20 км от д.Сояна

S заказника – 315 910 га. МЕЗЕНСКИЙ РАЙОН ПРИМОРСКИЙ РАЙОН СОЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКАЗНИК Образован 13 октября 1983 года

27 ПОРОГОВ Сояна – сёмужье – нерестовая река

Сёмга Сиг Хариус

Урочище Ива – гора 50 км вверх от д.Сояна Урочище в широком смысле - любая часть местности, отличная от окружающих (напр., моренный холм,  заболоченная котловина и др.) http://dic.academic.ru

Ива – гора правый берег р. Сояна

Ива-гора 90-100 м 1 км

Окно в пермский период палеозойской эры 270 млн. лет Остатки корней Мутовки листьев Крыло насекомого

Сояна Морской мелководный залив - лагуна

Беломорско – Кулойское плато́  Плато́ - возвышенная плоская или слабоволнистая равнина, ограниченная со всех сторон или частично крутыми  склонами и уступами, отделяющими её от  окружающих пониженных пространств. http://dic.academic.ru

Дивись - гора

Верхнекучемская гора

Сярдуй-гора Панорама с Сярдуй - горы

Венерин башмачок

Венерин башмачок Ч 0 Л 4+2Т2 П1

Пчела Род Андрена

Следы волка

Следы лося

Лось

Следы медведя

Шерсть медведя, оставленная на месте лёжки на лугу.

Следы жизнедеятельности бобра

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации