12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексеева Марина Филипповна60
Россия, Амурская обл., Свободный

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Желтояровская средняя общеобразовательная школа.

Класс: 4

Учитель: Алексеева Марина Филипповна

Тема классного часа: «Освоение Приамурья»

Цель: познакомиться с первооткрывателями Приамурья.

Задачи:

1. Ознакомиться с бытом племен, населявших Приамурье до прихода русских первопроходцев.

2. Узнать причины, время, результаты экспедиций В.Д. Пояркова и Е.П. Хабарова на Амур.

Воспитательные задачи:

1. Воспитать патриотические и гражданские чувства к своей Родине, родному краю.

2. Развить познавательные интересы, потребности в изучении истории родного края.

3. Развить навыки совместной работы, высказывания своей точки зрения.

Ожидаемые результаты:

1. Сформировать интерес и уважение к историческому наследию малой Родины, первооткрывателям Приамурья, событиям прошлого.

2. Воспитать умение строить позитивные отношения со сверстниками путем совместной работы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Девизом нашего урока будет выражение «Плох тот народ, который не помнит и не ценит, не любит своей истории».

Как вы понимаете это выражение?

2. Ввод в тему.

Посмотрите на экран. (Слайд 2) Какое слово может объединять эти картинки?

t1654772239aa.jpgt1654772239ab.jpg



t1654772239ac.jpgt1654772239ad.gif



Кто такие первопроходцы? Какие испытания им пришлось пережить? Вы хотели бы стать первопроходцами?

Выразительное чтение стихотворения, заранее подготовленного ученика.

Не богат наш край преданиями

Эпопеи вековой;

Переполнен он страданиями,

Тьмой глубокой и нуждой.

Нелегка была с природою

Первых выходцев борьба:

Сразу встретила невзгодою

Их жестокая судьба!

Бой вести пришлося с холодом,

С бездорожием тайги,

Неизвестностью и голодом

Замедлялись их шаги;

Но в стремлениях упорные,

Шли вперед они везде,

На хребты взбирались горные,

Вниз спускались по воде,

Шли, тревожась опасениями,

Что задавит их Китай…

Да! Тяжелыми лишеньями

Покорен Амурский край!

Под трудами невозможными

Надломилось много сил;

Под деревьями таежными

Много вырыто могил…

(Леонид Волков, амурский поэт)

О чем шла речь в стихотворении? Где происходили события? Подумайте и скажите, о чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему занятия. Что мы должны узнать на уроке? Где нам пригодятся эти знания?

Рассказ учителя.

Остановимся на некоторых исторических фактах и событиях, связанных с историей Приамурья.

Первые люди пришли на амурскую землю около 300 тыс. лет назад. Их называли «людьми умелыми». Они бродили по 30-40 человек, объяснялись отдельным звуками и простыми словами, занимались охотой и собирательством, изготавливали примитивные орудия из камня. В то время в здешних местах обитали мамонты, бизоны и зубры. Обнаружены древнейшие стоянки этих людей. (Слайд 3)

40-10 тыс. лет назад «людей умелых» сменили «люди разумные», которые умели мыслить и владели речью. На местах их стоянок находят разнообразные орудия труда, луки, стрелы, глиняную посуду и даже пещеры с остатками живописи. (Слайд 4)



3. Основная часть

Впервые о крупнейшей реке на Дальнем Востоке – Амуре узнали в начале 17 века. В это время на территории области проживали малочисленные племена эвенков, в северных таёжных районах. Они занимались оленеводством и охотой, жили в чумах. Чумы легко разбирались и перевозились с места на место.

Племена дауров и дючуров вели оседлый образ жизни, основным занятием было земледелие. Также выращивали скот, ловили рыбу, жили в бревенчатых домах, на случай опасности окруженных земляным валом.

Практическая часть. Работа в группах.

1 группа. Строители.

Теперь представьте, что вы жили в то время, вам необходимо построить жилище – чум. Как он мог выглядеть?

Задание. Обсудите, изготовьте из подручного материала или нарисуйте жилище эвенков (чум).

Сравните.

Жилищем эвенков-оленеводов и охотников являлся конический чум из

20 -25 шестов, покрытых ровдугой (замша из оленьей кожи) или из шкур. t1654772239ae.jpg
t1654772239af.jpg

2 группа. Земледельцы.

Задание. Из предложенных культур выберете те, которые по вашему предположению, могли выращивать на амурской земле дауры и дючуры. Аргументируйте ваш выбор. (Рожь, пшеница, ячмень, овес, просо, гречиха, конопля, репа, картофель, виноград, банан).

Сравните.

Русские землепроходцы XVII века сообщают, что на Амуре выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху, полевой горох и коноплю. Урожаи были богатые. Так, воевода Д. Францбеков в 1651 году писал царю, что после взятия Е.П. Хабаровым даурского города Албазин «запасного хлеба» там оказалось «хоть на пять лет».

3 группа. Охотники и рыболовы.

Задание.

Из предложенных орудий для охоты и рыбалки, выберете те, которые могли использовать племена, населявшие Приамурье до прихода русских первопроходцев. (Копья, капканы, ружья, сети, самострелы, ловушки, луки).

t1654772239ag.jpgt1654772239ah.jpgt1654772239ai.jpg

Лук-ловушка Копья Ловушка



t1654772239aj.jpgt1654772239ak.jpg

Клинковое оружие Ружьё

Сравните.

Соболей стреляли из луков, иногда применяли сети, загораживая выход из логова и выкуривая зверька дымом. У них были дрессированные собаки, которые подстерегали соболя у норы. Кроме луков на охоте применяли копья с широкими наконечниками, специальные самострелы и ловушки.

Когда же пришли русские на амурскую землю? Кто положил начало освоению приамурских земель? Можете ли вы назвать фамилии первопроходцев?

Посмотрите на экран. Знакомы ли вам эти люди? Предположите когда они могли жить? (Слайд 5)

Поярков Василий Данилович

Хабаров Ерофей Павлович

В 1643-1649 году они с отрядами вышли на Амур.

t1654772239al.pngt1654772239am.jpg

Их еще называли «землепроходцами». Дайте определение этому слову.

Работа со словарем.

У нас на занятии находится «Искатель истины», который прочитает определение понятия «землепроходец». Сравните свое представление о нем.

В Русском государстве XVI—XVII вв.

Землепроходцы «служилые» и «промышленные» люди, организаторы и участники походов в Сибирь и на Дальний Восток. (Большой Энциклопедический словарь)

Русские землепроходцы прокладывали пути там, где раньше не ступала нога человека. Они часто рисковали своей жизнью, добывая новые знания о Земле, ее богатствах.

Физминутка.

По родному краю

Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)

Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)

Слева находится лес. (Поворот.)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (Махи руками.)

Рассказ учителя.

Природа нашей области величественна и сурова. Непроходимая тайга, горные хребты, болота, реки – все это не испугало русских землепроходцев, жаждавших открыть новые земли. Эти люди обладали сильной волей, мужеством, отвагой, беззаветным служением Отчизне.

Сегодня на занятии нам предстоит познакомиться с этими удивительными людьми.

Заранее подготовленные ученики кратко знакомят с фактами биографий В.Д. Пояркова и Е.П. Хабарова

Ученик 1.

В.Д. Поярков

Будущий путешественник (годы жизни Василия Пояркова 1610 — 1667) был родом из города Кашина и родился в семье служилых людей. О его детстве мало что известно. В 1630 году стал служить в Сибири и дослужился до звания письменного головы. Он входил в штат воеводы П.П. Головина.

По тем временам Василий Данилович считался человеком весьма образованным, но нрав имел довольно крутой. Россия, закрепившись на реке Лене, присматривалась к южным и восточным территориям. Уже было известно, что Приамурье богато пахотными землями, на которых родится много хлеба.

Поэтому, когда было принято решение отправить на разведку в район Амура отряд казаков, начальником над ними был поставлен Василий Поярков. Он подходил по всем параметрам – надо было не только разузнать как можно больше о сказочных странах, но по возможности максимально точно все записать и составить карты. Свой отчет об экспедиции Василий Данилович Поярков так и назвал «Скаска». Она содержала важнейшие сведения о природных условиях Приамурья, о быте проживавших там народов и их отношениях с маньчжурами.

В честь Пояркова впоследствии был назван один из районных центров Амурской области. В 2001 году Банком России была выпущена монета достоинством 50 рублей «Экспедиция В. Пояркова».

Ученик 2.

Е.П. Хабаров

Ерофей Павлович Хабаров – знаменитый русский землепроходец. Биография Хабарова очень интересна, он прожил сложную жизнь, полную взлетов и падений, много путешествовал и многое видел.

Ерофей Хабаров родился под Великим Устюгом, предположительно в 1603 году. Вместе со своими братьями занимался пушным промыслом и солеварением. В 1632 году Ерофей Хабаров бросает семью и отправляется на реку Лена. В окрестностях бассейна этой реки, стал заниматься хозяйством, засеял землю и стал выращивать хлеб, торговать им.

Через два года (в 1641 году) Хабаров отправился в устье реки Киренги, где освоил большую площадь земли, и соорудил мельницу. Жил в достатке. Однако местному воеводе не нравилось богатство Ерофея.

Воеводу звали Петр Головин. Сначала Головин все увеличивал и увеличивал размер «налога», который уплачивал ему Хабаров. В итоге же Головин просто отнял у него мельницу и все хозяйство и посадил его в тюрьму. Из острога он освободился только в 1645 году.

В 1648, узнав о богатствах в даугурских землях, он попросил нового воеводу помочь ему с формированием отряда для похода.

Почти четыре года (с 1649 по 1653) отряд Хабарова «путешествовал» по Амуру. За это время было одержано множество побед.

Царь Алексей Михайлович Романов признал его заслуги, за что Хабаров был возведен в чин «сына боярского». Дальше следы Ерофея Павловича Хабарова в русской истории теряются.

Когда и где умер Хабаров точно не известно. Так же неизвестно, где находится его могила. Хабаров оставил большой след в русской истории. Его заслуги в открытие и освоение новых земель, еще долго будут в памяти русского народа. В честь него во многих городах России названы улицы, есть даже город Хабаровск, названный в его честь.

Практическая часть. Работа в группах.

Каждая группа получает карточки с заданиями.

1 группа. Посмотреть видео и определить причины и время появления первопроходцев на Амуре. Приложение 1. Видеофрагменты 3 мин.

Причины: расширения территории государства, богатой полезными ископаемыми.

2 группа.

1t1654772239an.jpg
t1654772239ao.jpg . При помощи иллюстративного материала определить, какими средствами передвижения могли пользоваться первопроходцы.

t1654772239ap.jpgt1654772239aq.jpg

2.Обозначить на карте цветными карандашами территории, которые исследовали экспедиции.

t1654772239ar.png

t1654772239as.png



3 группа. Прочитайте текст и определите, какое значение для России имели походы русских первопроходцев в 1643-1649 годах?

Амурская земля показалась казакам сказочно богатой. Рыбы в реке было еще больше, чем в Зее. А на земле «…родится 6 хлебов: ячмень, овес, просо, греча, горох и конопля… родится овощ: огурцы, мак, бобы, чеснок, яблоки, груши, орехи грецкие, орехи русские», – писал Василий Поярков. Далее он сообщал: «…те землицы людны и хлебны, и соболины, и всякого зверя много, а те реки рыбны, и государевым ратным людям в той землице хлебной скудости ни в чем не будет».

Сделанные отрядом Пояркова открытия велики. Он первым побывал на берегах Амура, открыл неведомые реки и земли, привез описание виденного им края. Впервые совершив плавание по Амуру, он разработал и подал якутскому воеводе проект освоения Приамурья.

Поярков выяснил также, что из устья Амура можно попасть в южные моря.

Хабаров был поражен открывшимися перед ним несметными богатствами. В одном из донесений якутскому воеводе он писал: « и по тем рекам живет многое множество тунгусов, а вниз по славной великой реке Амур живут Даурские люди, пахотные и скотные луга, и в той великой реке Амуре рыба – калужка, осетра, и всякой рыбы много против Волги а в горах и улусах луга великие и пашни есть, а леса по той великой реке Амур темные, большие, соболя и всякого зверя много... А в земле золото и серебро виднеется». 

4. Итог работы групп.

На листе ватмана с изображенной картой учитель закрепляет портреты Хабарова Е.П. и Пояркова В.Д.

1 группа.

Подписывает имена первопроходцев и время их появления на Амуре.

2 группа.

Вырезает и закрепляет средства передвижения и отмечает флажками открытые земли.

3 группа

Прикрепляет к ватману с картой значки – символы:

земледелие – колос, лесные угодья – сосна, охота – соболь, рыболовство – рыба, полезные ископаемые – слиток золота, выход в море – штурвал.

5. Рефлексия.

Каждая группа высказывает свое мнение о проделанной работе, дает отзывы о работе других групп, отмечает достоинства и недостатки работы, делится впечатлениями о занятии в целом.

6. Итог урока.

Итак, мы сегодня познакомились с первооткрывателями Приамурья. В.Д. Поярков и Е.П. Хабаров внесли неоценимый вклад в освоение и присоединение новых земель к территории Российского государства. Присоединенные земли были несметно богаты, а крепости, остроги превращались в города и поселки.

Вернемся к началу урока и вспомним девиз: «Плох тот народ, который не помнит и не ценит, не любит своей истории». Для каждого человека самая близкая история – это история семьи. Но она немыслима без истории края, народа. Давайте же бережно относиться к прошлому, к урокам истории, к людям, которые ее создавали.

В память о первопроходцах Приамурья и совершенных ими открытий я вручаю вам значки с изображением подзорной трубы и с напутствием: «Изучая прошлое, смотри в будущее». Хочу пожелать, чтобы вы помнили историю своего края и сами стремились совершать новые открытия.

t1654772239at.png

Сегодня мы познакомились лишь с небольшой частицей истории освоения Приамурья. Для того чтобы ближе познакомиться с историей края, я советую вам посетить областной краеведческий музей.































Список литературы


1. Амурская область. Опыт энциклопедического словаря. Хабаровское книжное издательство,1989 г.

2. История Амурской области с древнейших времен до начала 20 века. Под ред. А.П. Деревянко, Благовещенск 2008 г.

3. История Амурской области. С.В.Бердник, АМГУ, Благовещенск 2005г.

4. Образовательные технологии как средство эффективности процесса обучения. Методические рекомендации. Амурский областной ИРО, 2011 г.

5. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина 17 века). Хабаровское книжное издательство,1984 г.

6. Хрестоматия по истории Амурской области. Хабаровское книжное издательство,1980 г.

7. Амурские версты. Документальный фильм. URL: https://www.youtube.com/watch?v=nQAAMRnNQJ8&t=745s.

8. Аргументы Времени. Освоение дальневосточных земель. URL: http://svgbdvr.ru/istoriya/osvoenie-dalnevostochnykh-zemel .

9. Большой информационный архив. URL: http://big-archive.ru/geography/domestic_physical_geographers/5.php.

10. История Государства Российского. Историческая реконструкция. URL: https://www.youtube.com/watch?v=CDH-OqEjcDk.

Портреты Хабарова и Пояркова URL: https://go.mail.ru/search_images ?sbmt=1515652188199&fm=1&q=.

11. Русский исследователь Василий Поярков: биография, деятельность и интересные факты. URL: https://www.syl.ru/article/303713/russkiy-issledovatel-vasiliy-poyarkov-biografiya-deyatelnost-i-interesnyie-faktyi .

12. Шаблон презентации «Географические открытия». URL: http://pedsovet.su/load/396-1-0-45898.

Опубликовано в группе «Классный час для учащихся начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.