Этот всем непонятный язык! Или понятный , но не всем?
Цель:
Исследовать особенности тайных языков и языка Интернета.
Задачи:
1. Выявить причины появления тайных, особенных языков;
2. Рассмотреть виды таких слов, их образование;
3. Сделать выводы об отношении обучающихся к Интернет - сленгу.
1. Вступительное слово учителя
Ребята, тема нашего события "Этот всем непонятный язык!
Или понятный, но не всем!" 1 слайд
Ваши мысли , о чем сегодня будем разговаривать? ( ответы учеников)
Предлагаю вам посмотреть один эпизод ( демонстрируется видеоролик из журнала "Ералаш" " Почему мы так говорим?" , ролик взят из видеохостинга YouTube, 12 +, https://www.youtube.com. ( с 00.22. минуты)
Идёт обсуждение ролика.
Учитель: почему взрослый человек не понял мальчика? Ведь он говорил на русском языке. Обсуждение.
Учитель: получается, что есть особый вид языка, который понятен лишь определённой группе людей?! Обучающиеся рассуждают над вопросом, выдвигают предположения.
Учитель: как думаете : почему возникает этот ( назовём его так) ТАЙНЫЙ ЯЗЫК .
Ответы обучающихся.
2. Учитель демонстрирует диалог на офенском языке. Приложение № 1
- Масу зетил еный ховряк, в хлябом костре Ботусе мастырится клевая оклюга, на мастырку эбетой биряют скень юс - поерчим на масовском остряке и повершаем, да пулим шивару.
- Мас скудается, устрекою шуры не прикосали и не отюхтили шивару.
Учитель: Все ли вы поняли? Язык - то русский! Ответы учеников.
Учитель: это тайный язык уличных торговцев ( офеней, отсюда офенский язык) Владимирской губернии, только они знали и понимали этот язык. слайд 2
Перевод слайд 3
Мне говорил один господин, что в столичном городе Москве строится чудесная церковь ( клевая оклюга), на строительство делаются щедрые пожертвования - так поедем туда на моей лошади и посмотрим , а после купим товар.
- Я боюсь, как бы нас дорогой не прибили воры и не отняли товар.
Обучающиеся: исследуют диалог на офенском языке, пытаются уловить суть разговора.
Учитель: Как думаете, почему был создан этот таинственный язык? Ответ вы можете найти в переводе.
3. Ссылка на произведения русских писателей 19 -20 веков.
Заранее подготовленные ученики (2 человека) представляют произведения русской литературы.
1 ученик: Офеням посвящена поэма Н. А. Некрасова «Коробейники» (19 век)
Произведение посвящено очень опасному ремеслу. И ремесло это - торговля. Во все времена были люди нечистые на руку.Основа ремесла торговцев – обман. Целью занятий коробейников является стяжательство, вечная гонка за прибылью. Торговцы зарабатывают деньги. С полными карманами монет, коробейники возвращаются домой. Монеты заставляют героев бояться людей, избегать прямых дорог, выбирать удаленные от селений тропы. Негодный характер такого труда вызывает стыд у героев. Торгашеский промысел – не то занятие, которым можно хвалиться. Герои понимают, что делают не угодное Богу дело, обманывают людей, занимаются надувательством. Однако даже муки совести и моральное самоосуждение не заставляет торговцев отказаться от этого дела. Жадность, в результате, становится причиной смерти героев.
Торговцы очень боялись лишиться своих монет, ещё больше они боялись разбойников, которых было очень много на дорогах, они ходили и прислушивались к разговорам коробейников, запоминали дорогу, которой они будут возвращаться домой, и грабили их. Вот и придумали люди свой тайный язык, который был понятен лишь немногим, а то и вовсе каждая семья торговцев имела свой тайный язык.
2 ученик: В рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Книжка с картинками». ( 19 начало 20 века) В повествовании о том, когда герой мечтал об атласе для самообучения рисованию, который принёс офеня. Т.е. в литературе мы можем встретить упоминание о народе офеней и их условном языке.
Обучающиеся делают выводы о причинах появления особенных языков, о том, как и зачем появлялись тайные языки.
4. Слово учителя.
Ребята, а я хочу познакомить вас с ещё одним писателем и его произведением, где мы встречаемся с самими офенями и можем в произведении читать офенский язык. Это рассказ В.Ф.Одоевского "Живой мертвец" ( 1844г., 19 век). Демонстрируются книги .
5. Работа в группе.
Ученикам раздаётся фрагмент из произведения. Приложение № 2.
Обучающиеся выписывают слова, которые им знакомы, но значения их они не знают. ( фламастеры, лист А 4) Задание для обучающихся: выпишите слова, которые непонятны вам, попробуйте найти соответствие им в современном русском языке.
6. Спикеры от каждой группы представляют итог работы своей команды.
7. Делаем выводы.
Русский язык - живой язык!!!
Учитель: Значит, тайные языки - это не фейк.
Да, не всем понятные слова уже активно входят и в мой словарь!
8. Слово учителя
Одоевский называл подобные слова "странными", но писатель признавал, что они прочно вошли в обыкновенный язык и будут там жить.
Ни первый текст, ни диалог из произведения В.Ф.Одоевского изначально вы не поняли.
Учитель: ребята, прошу посмотреть на экран.
Слайд 4, значки известных социальных сетей. ( Тик ток, Инстаграм, Ватсап).
Учитель: Ребята, глядя на слайд, чему будет посвящена 2 часть нашей беседы? Ответы учеников. Мы побывали с вами в 19 веке, заглянули в начало 20 века! Узнали о тайных (для кого-то языках). Так как же могут быть связаны особенные языки, на которых говорили почти 200 лет назад и современный мир? Отвечают на поставленный вопрос, рассуждают.
Учитель: есть сегодня в классе активные пользователи Интернета? Поднимите руки.
Учитель: Действительно, сегодня уже нельзя представить нашу жизнь без Мировой сети.
Обращаю внимание ребят на ещё один диалог. Слайд 5.
Приложение № 3.
- Хай, бро!
- Прв.
- Как вписка?
- Полный зашквар! Кек!
- Пчм?
-Антон был хедлайнер вечера! Отжигал норм.
Чё?
-Хайпил на перфомансе.
-Гоу в ВК.
-Ок, как раз чекну личку.
Учитель задаёт вопрос: вам понятно, о чем идет разговор между друзьями? Переведите диалог на нормированный русский язык. Группы получают фломастеры, лист А4, начинают работать. Представляют классу результат своей деятельности.
Учитель: Итак, язык Интернет - сообщества быстро набирает лексику, слова этого языка, созданного активными пользователями Интернета, для некоторых людей давно уже перестали быть тайными, непонятными и активно входят в разговорный язык. Как думаете, может ли язык Интернета, который практически превратился в диалект вытеснить литературный язык?
Ответы, рассуждения учеников.
Работа в группах (6, 7 слайд)
Приложение № 4.
Перед вами слова нового, так называемого третьего языка, переведите их на нормированный русский язык.
1 группа
Зачотный - очень хороший
Изи - легко
2 группа
Ту фэйл - крах
Лук - образ стиль
3 группа
Мем - идея
Оинч - отпишись и не читай
Давайте сделаем вывод: как же образуются слова из языка Интернета? Для чего создаётся этот новый язык сегодня? Подводим итог.
8 слайд. В.И.Даль: " Мы уверены, что русской речи предстоит одно из двух: либо испошлить донельзя, либо, образумясь, свернуть на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы".
9. Рефлексия.
Ребята, как вы оцениваете сегодняшнюю встречу:
Ту фэйл или норм?
Остались вы довольны, или же наша встреча - полный провал?
Каждый ученик в самом начале внеурочного мероприятия получил смайлы.
9 слайд. Приложение № 5.
Оцените нашу беседу.
Учитель: ребята, а какой язык вы использовали для того , чтобы выразить свои эмоции относительно нашей встречи? Правильно, это язык смайликов. Может быть, зарождается ещё один язык, четвёртый?
10. ПРЕДЛАГАЮ ПОДУМАТЬ ДОМА ( МИНИ - ПРОЕКТ) ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕЙ НАШЕЙ ВСТРЕЧИ.
Заключительное слово учителя.
Приложения
Приложение № 1
- Масу зетил еный ховряк, в хлябом костре Ботусе мастырится клевая оклюга, на мастырку эбетой биряют скень юс - поерчим на масовском остряке и повершаем, да пулим шивару.
- Мас скудается, устрекою шуры не прикосали и не отюхтили шивару.
Приложение № 2
Товарищ Фильки:
- Ну, да где ж ты научился по музыке ходить, что, ты из жульков , что ли?
Филька:- Нет! Куда! Совсем бы мне не тем быть, чем я теперь. Отец у меня был человек строгий и честный... Да попался в услужение к Василию Кузьмичу, вот для которого скоро большая уборка будет...
- Да что? Неужели он мазурил?..
- Клёвый маз был покойник...только, знаешь, большой руки. Знаешь, к нему хаживали просители с стуканцами...
- Постой-ка, никак, стрема.
Одоевский называл подобные слова "странными", но писатель признавал, что они прочно вошли в обыкновенный язык и будут там жить.
По музыке ходить - жить как вор, стрема - опасность, стуканцы - деньги, мазурить - воровать.
По музыке ходить - жить как вор, стрема - опасность, стуканцы - деньги, мазурить - воровать.
Приложение № 3
- Хай, бро!
- Прв.
- Как вписка?
- Полный зашквар! Кек!
- Пчм?
-Антон был хедлайнер вечера! Отжигал норм.
Чё?
-Хайпил на перфомансе.
-Гоу в ВК.
-Ок, как раз чекну личку.
Приложение № 4
1 группа
Зачотный - очень хороший
Изи - легко
2 группа
Ту фэйл - крах
Лук - образ стиль
3 группа
Мем - идея
Оинч - отпишись и не читай
Приложение № 5
Ресурсы:
Видеохостинг YouTube
2024
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна