Этот всем непонятный язык! Или понятный , но не всем?

3
2
Материал опубликован 3 January

t1735887916aa.gif







Цель:

Исследовать особенности тайных языков и языка Интернета.


Задачи:

1. Выявить причины появления тайных, особенных языков;

2. Рассмотреть виды таких слов, их образование;

3. Сделать выводы об отношении обучающихся к Интернет - сленгу.



 


1.  Вступительное слово учителя



Ребята, тема нашего события "Этот всем непонятный язык!

Или понятный, но не всем!" 1 слайд

Ваши мысли , о чем сегодня будем разговаривать? ( ответы учеников)

Предлагаю вам посмотреть один эпизод ( демонстрируется видеоролик из журнала "Ералаш" " Почему мы так говорим?" , ролик взят из видеохостинга YouTube, 12 +, https://www.youtube.com. ( с 00.22. минуты) t1735887916ab.gif

Идёт обсуждение ролика.

Учитель: почему взрослый человек не понял мальчика? Ведь он говорил на русском языке. Обсуждение.

Учитель: получается, что есть особый вид языка, который понятен лишь определённой группе людей?! Обучающиеся рассуждают над вопросом, выдвигают предположения.

Учитель: как думаете : почему возникает этот ( назовём его так) ТАЙНЫЙ ЯЗЫК .

Ответы обучающихся.


2. Учитель демонстрирует диалог на офенском языке. Приложение № 1

- Масу зетил еный ховряк, в хлябом костре Ботусе мастырится клевая оклюга, на мастырку эбетой биряют скень юс - поерчим на масовском остряке и повершаем, да пулим шивару.

- Мас скудается, устрекою шуры не прикосали и не отюхтили шивару.

Учитель: Все ли вы поняли? Язык - то русский! Ответы учеников.

Учитель: это тайный язык уличных торговцев ( офеней, отсюда офенский язык) Владимирской губернии, только они знали и понимали этот язык. слайд 2

Перевод слайд 3

Мне говорил один господин, что в столичном городе Москве строится чудесная церковь ( клевая оклюга), на строительство делаются щедрые пожертвования - так поедем туда на моей лошади и посмотрим , а после купим товар.

- Я боюсь, как бы нас дорогой не прибили воры и не отняли товар.

Обучающиеся: исследуют диалог на офенском языке, пытаются уловить суть разговора.

Учитель: Как думаете, почему был создан этот таинственный язык? Ответ вы можете найти в переводе.

3. Ссылка на произведения русских писателей 19 -20 веков.

Заранее подготовленные ученики (2 человека) представляют произведения русской литературы.

1 ученик: Офеням посвящена поэма Н. А. Некрасова «Коробейники» (19 век)

Произведение посвящено очень опасному ремеслу. И ремесло это - торговля. Во все времена были люди нечистые на руку.Основа ремесла торговцев – обман. Целью занятий коробейников является стяжательство, вечная гонка за прибылью. Торговцы зарабатывают деньги. С полными карманами монет, коробейники возвращаются домой. Монеты заставляют героев бояться людей, избегать прямых дорог, выбирать удаленные от селений тропы. Негодный характер такого труда вызывает стыд у героев. Торгашеский промысел – не то занятие, которым можно хвалиться. Герои понимают, что делают не угодное Богу дело, обманывают людей, занимаются надувательством. Однако даже муки совести и моральное самоосуждение не заставляет торговцев отказаться от этого дела. Жадность, в результате, становится причиной смерти героев.

Торговцы очень боялись лишиться своих монет, ещё больше они боялись разбойников, которых было очень много на дорогах, они ходили и прислушивались к разговорам коробейников, запоминали дорогу, которой они будут возвращаться домой, и грабили их. Вот и придумали люди свой тайный язык, который был понятен лишь немногим, а то и вовсе каждая семья торговцев имела свой тайный язык.

2 ученик: В рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Книжка с картинками». ( 19 начало 20 века) В повествовании о том, когда герой мечтал об атласе для самообучения рисованию, который принёс офеня. Т.е. в литературе мы можем встретить упоминание о народе офеней и их условном языке.

Обучающиеся делают выводы о причинах появления особенных языков, о том, как и зачем появлялись тайные языки.

4. Слово учителя.

Ребята, а я хочу познакомить вас с ещё одним писателем и его произведением, где мы встречаемся с самими офенями и можем в произведении читать офенский язык. Это рассказ В.Ф.Одоевского "Живой мертвец" ( 1844г., 19 век). Демонстрируются книги .

t1735887916ac.jpg

5. Работа в группе.

Ученикам раздаётся фрагмент из произведения. Приложение № 2.

t1735887916ad.jpgt1735887916ae.jpg



Обучающиеся выписывают слова, которые им знакомы, но значения их они не знают. ( фламастеры, лист А 4) Задание для обучающихся: выпишите слова, которые непонятны вам, попробуйте найти соответствие им в современном русском языке.

6. Спикеры от каждой группы представляют итог работы своей команды.

7. Делаем выводы.

Русский язык - живой язык!!!

Учитель: Значит, тайные языки - это не фейк.

Да, не всем понятные слова уже активно входят и в мой словарь!

8. Слово учителя

Одоевский называл подобные слова "странными", но писатель признавал, что они прочно вошли в обыкновенный язык и будут там жить.



Ни первый текст, ни диалог из произведения В.Ф.Одоевского изначально вы не поняли.

Учитель: ребята, прошу посмотреть на экран.

Слайд 4, значки известных социальных сетей. ( Тик ток, Инстаграм, Ватсап).

Учитель: Ребята, глядя на слайд, чему будет посвящена 2 часть нашей беседы? Ответы учеников. Мы побывали с вами в 19 веке, заглянули в начало 20 века! Узнали о тайных (для кого-то языках). Так как же могут быть связаны особенные языки, на которых говорили почти 200 лет назад и современный мир? Отвечают на поставленный вопрос, рассуждают.

Учитель: есть сегодня в классе активные пользователи Интернета? Поднимите руки.

Учитель: Действительно, сегодня уже нельзя представить нашу жизнь без Мировой сети.



Обращаю внимание ребят на ещё один диалог. Слайд 5.

Приложение № 3.

- Хай, бро!

- Прв.

- Как вписка?

- Полный зашквар! Кек!

- Пчм?

-Антон был хедлайнер вечера! Отжигал норм.

Чё?

-Хайпил на перфомансе.

-Гоу в ВК.

-Ок, как раз чекну личку.

Учитель задаёт вопрос: вам понятно, о чем идет разговор между друзьями? Переведите диалог на нормированный русский язык. Группы получают фломастеры, лист А4, начинают работать. Представляют классу результат своей деятельности.





t1735887916af.jpg



Учитель: Итак, язык Интернет - сообщества быстро набирает лексику, слова этого языка, созданного активными пользователями Интернета, для некоторых людей давно уже перестали быть тайными, непонятными и активно входят в разговорный язык. Как думаете, может ли язык Интернета, который практически превратился в диалект вытеснить литературный язык?

Ответы, рассуждения учеников.

Работа в группах (6, 7 слайд)

Приложение № 4.



Перед вами слова нового, так называемого третьего языка, переведите их на нормированный русский язык.

1 группа

Зачотный - очень хороший

Изи - легко

2 группа

Ту фэйл - крах

Лук - образ стиль

3 группа

Мем - идея

Оинч - отпишись и не читай

Давайте сделаем вывод: как же образуются слова из языка Интернета? Для чего создаётся этот новый язык сегодня? Подводим итог.



8 слайд. В.И.Даль: " Мы уверены, что русской речи предстоит одно из двух: либо испошлить донельзя, либо, образумясь, свернуть на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы".



9. Рефлексия.

Ребята, как вы оцениваете сегодняшнюю встречу:

Ту фэйл или норм?

Остались вы довольны, или же наша встреча - полный провал?

Каждый ученик в самом начале внеурочного мероприятия получил смайлы.

9 слайд. Приложение № 5.















Оцените нашу беседу.

t1735887916ag.jpg

t1735887916ah.jpg

Учитель: ребята, а какой язык вы использовали для того , чтобы выразить свои эмоции относительно нашей встречи? Правильно, это язык смайликов. Может быть, зарождается ещё один язык, четвёртый?

10. ПРЕДЛАГАЮ ПОДУМАТЬ ДОМА ( МИНИ - ПРОЕКТ) ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕЙ НАШЕЙ ВСТРЕЧИ.

Заключительное слово учителя.



















Приложения





















Приложение № 1

- Масу зетил еный ховряк, в хлябом костре Ботусе мастырится клевая оклюга, на мастырку эбетой биряют скень юс - поерчим на масовском остряке и повершаем, да пулим шивару.

- Мас скудается, устрекою шуры не прикосали и не отюхтили шивару.



Приложение № 2

Товарищ Фильки:

- Ну, да где ж ты научился по музыке ходить, что, ты из жульков , что ли?

Филька:- Нет! Куда! Совсем бы мне не тем быть, чем я теперь. Отец у меня был человек строгий и честный... Да попался в услужение к Василию Кузьмичу, вот для которого скоро большая уборка будет...

- Да что? Неужели он мазурил?..

- Клёвый маз был покойник...только, знаешь, большой руки. Знаешь, к нему хаживали просители с стуканцами...

- Постой-ка, никак, стрема.

Одоевский называл подобные слова "странными", но писатель признавал, что они прочно вошли в обыкновенный язык и будут там жить.

По музыке ходить - жить как вор, стрема - опасность, стуканцы - деньги, мазурить - воровать.



По музыке ходить - жить как вор, стрема - опасность, стуканцы - деньги, мазурить - воровать.











Приложение № 3



- Хай, бро!

- Прв.

- Как вписка?

- Полный зашквар! Кек!

- Пчм?

-Антон был хедлайнер вечера! Отжигал норм.

Чё?

-Хайпил на перфомансе.

-Гоу в ВК.

-Ок, как раз чекну личку.

Приложение № 4



1 группа

Зачотный - очень хороший

Изи - легко

2 группа

Ту фэйл - крах

Лук - образ стиль

3 группа

Мем - идея

Оинч - отпишись и не читай





Приложение № 5



t1735887916ai.jpg











t1735887916aj.png












Ресурсы:


Видеохостинг YouTube








2024

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за идею!

3 January

Спасибо, интересно!

5 January