Урок в 10 классе «Мы все такие разные – такие непохожие, немного непонятные, но в чём-то очень схожие…»
МБОУ « Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова П.А.»,
Городищенского района, Волгоградской области.
Региональный конкурс педагогического мастерства
«Мой лучший урок»
Тема урока:
« Мы все такие разные – такие непохожие,
немного непонятные, но в чём-то очень схожие… »
(урок - демографический ринг при изучении темы «Население мира» в 10 классе)
Урок разработали
Учителя географии
Красильникова Е.П., .
Волгоград 2017
Пояснительная записка
Учителя географии: Красильникова Елена Павловна
Класс - 10
Предмет: география
Тема урока: «Мы все такие разные – такие непохожие, немного непонятные, но в чём-то очень схожие…». Тип урока: обобщения, демографический ринг
Характеристика класса: В классе обучаются 20 учащихся,
Психологическая обстановка удовлетворительная. Уровень сплоченности коллектива 70%, уровень учебной мотивации средний. При хорошей организации учебного процесса можно увлечь всех ребят в учебный процесс.
Многие из них показали, что неплохо владеют компьютерными технологиями. Привлечь к активной работе всех учащихся помогла исследовательская работа в группах. Во время проведения демографического ринга микроклимат в классе был доброжелательный и комфортный.
Методическая цель урока:
Использовать элементы современных педагогических технологий при проведении урока обобщения, систематизации и практического применения знаний с использованием компьютерных технологий.
Урок подразумевает наличие эмоционально обратной связи, общения с учащимися, совместного поиска решения практических задач.
На уроке выполнялись задания творческого характера: Создание буклета «Россия, вымирающая или ….?, обсуждение защиты мини- проекта: «Демографическая ситуация в России
Урок является заключительным в теме «Население мира», разработан на основе стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень).
По учебной программе на изучение этой темы отводится 1 час. Место урока в теме: обобщающий урок. Раздел I: Общая характеристика мира. Тема 3: География населения мира.
Данная тема является весьма актуальной в современном мире, продиктована сложившейся нестабильной по численности населения обстановкой в странах мира. Необходима обучающимся при изучении тем «Мировое хозяйство»,«Региональный обзор».
Авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс. М., «Просвещение», 2014г. позволяет обобщить и систематизировать изученное ранее.
Урок построен с опорой на имеющиеся знания и умения учащихся. Форма проведения включает в себя комбинирование групповой формы обучения с элементами соревнования и активной деятельности с применением интерактивных средств обучения, что помогает увлечь детей, эффективно решить задачи урока. Задания подобраны таким образом, что с ними могут справиться дети с разным уровнем подготовки.
Он направлен на формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения. Содержание урока призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте населения России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
По содержанию урок сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Применяются разнообразные методы познания: анализ, обобщение, синтез полученных знаний в единое целое, выполнение проблемных и творческих заданий.
Сочетание индивидуальной, самостоятельной, групповой форм работ помогают решить поставленные задачи. Смена видов деятельности способствует поддержанию высокого уровня работоспособности учащихся на протяжении всего урока.
Работа в группах создает педагогическую ситуацию общения, обстановку для свободного самовыражения ученика, формирует учебно- познавательную и коммуникативную компетенции.
При планировании и подготовке к уроку большое внимание было уделено теории решения изобретательских задач, что позволяет в игровой форме повторить материал темы, доступный ребятам с разным уровнем подготовки. Используются задачи разной сложности, требующие краткого односложного ответа, или, наоборот, рассуждений. Также привлекаются знания учащихся по другим учебным предметам и просто их жизненный опыт, хоть пока и небольшой.
Познавательная игра в данной форме позволяет расширить кругозор, способствует развитию интереса к предмету и эрудиции. С целью повышения наглядности и эффективности восприятия учебного материала используются информационно-коммуникативные технологии, которые позволяют сделать урок более интересным, технологичным, учат детей работе с техникой, что немаловажно для современного общества.
Цели урока:
Метапредметные цели урока |
Предметные цели |
Личностные цели |
Совершенствование развития познавательной сферы школьников и мотивации к изучению темы населения Земли; |
формирование осознанного чтения с целью удовлетворения познавательного интереса теме: «Население Земли», приобретения новой информации и дальнейшего её использования;
|
воспитание уважительного отношения к разным культурам разных народов. |
Задачи урока:
1.Образовательные:
проверить понимание учащимися ключевых положений темы, знание основных терминов, об особенностях населения мира (численности, плотности, размещении, миграциях, трудовых ресурсах, о составе и урбанизации); продолжить формирование умения работать самостоятельно с различными источниками информации и средствами обучения, умение работать с картой, возрастно-половыми пирамидами.
2.Развивающие: продолжить обучение интеллектуальным приемам (Демографический ринг), самостоятельной ,познавательной деятельности; развитию интереса к предмету; учению выступать публично.
3.Воспитательные: формировать ответственность, самостоятельность, умение работать в паре; воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к традициям и обычаям других народов; оценивать уровень своих знаний.
Задачи:
Продолжить формировать у учащихся полное представление о населении, составе, структуре.
Назвать определения: учёные-демографы, естественный прирост, плотность населения.
Сформировать представления о факторах, влияющих на численность населения.
Развивать навыки самостоятельной активной деятельности.
Предметные результаты: оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
Личностные результаты: Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие позиции;
Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически, осмысливать их и свое поведение. Вырабатывать уважительно доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на уступки в разных ситуациях.
Познавательные УУД Находить достоверную информацию о населении мира, необходимую для решения учебных и жизненных задач; анализировать таблицы , сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Составить и защитить мини-проекта «Демографическая ситуация в России»
Регулятивные УУД : Определять цель, проблему в деятельности; Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, паре.
Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей
Основные понятия: учёные-демографы, естественный прирост, плотность населения.
Место урока в теме: обобщающий урок. Раздел I: Общая характеристика мира. Тема 3: География населения мира.
Урок 16: по теме «Обобщающий урок по теме «География населения мира» 10 класс
Методы, применяемые на уроке: наглядные (слайды), практические (карточки-задания, тестовые задания, работа с картой), проблемно-поисковый (самостоятельная работа учащихся, познавательная деятельность), метод поощрения (оценка), метод самоконтроля и взаимоконтроля, ролевой метод.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, словесная (беседа), словарная .
Структура урока:
1 этап. Организационный
2 этап. Постановка темы и цели урока
3 этап. Обобщение, закрепление пройденного материала
4 этап. Контроль знаний
5 этап. Взаимопроверка
6 этап. Заключительный: подведение итогов, выставление оценок, рефлексия.
Средства обучения: Карта народов. Дополнительная литература, статистические материалы, таблицы, Интернет Таблицы, компьютер, экспертный лист, учебники, дидактические карточки, словари, учебные тексты с заданиями, мультимедийные пособия, учебные пособия, таблицы, справочники, Интернет-ресурсы и т.д.
Межпредметные связи: история, математика, биология
Технологии: парацентрическая, Системно-деятельностный подход.
Организация пространства: индивидуальная, парная.
«Знания – это только тогда знания, когда они приобретены
усилиями своего мозга, а не твоей памятью» (Слайд 1)
Л.Н.Толстой
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся |
УУД |
Блок 1 Организационный 1) Мотивация к учебной деятельности Организационный момент Цель: создание доброжелательной атмосферы на уроке Согласовать и зафиксировать цель, тему урока; организовать составление совместного плана действия 2) Формулировка темы, постановка задач, планирование работы на уроке Цель: организовать формулировку темы урока детьми и планирование достижения этой цели |
Записывают тему урока, ставят цель, составляют план действия, планируют ее достижение самостоятельно Участвуют в беседе Ответ учащихся – О населении
Включаются в диалог. . Ответы учащихся: Формирование и обобщение знаний по теме Население Ответ учащихся: необходимо знать численность, состав населения, демографические проблемы.
Заполнение Маршрутного Листа (Приложение №6 ) Ученики определяют критерии и сравнивают с временами года. Отвечают на вопросы (Эти критерии – показатели рождаемости, смертности, естественного прироста.) |
Добрый день! Чтение стихотворения: « Мы все такие разные - Такие непохожие. Немного непонятные, И капельку несхожие. Но, всё-таки, прекрасные, И, всё же, интересные. Немножечко занятные, И, где-то в душах светлые. Мы все такие разные - Такие непохожие. Жаль, что непостоянные, И капельку несхожие...» - Как вы думаете, о чем это стихотворение? - Правильно. Тема нашего урока: Обобщение знаний по теме: «Население Земли». Урок проведем в необычный форме – форме демографического -ринга Запишите в тетрадь. Ребята, мы изучили с Вами тему о населении, которая имеет важное значение для любого человека, так как человек – является центральной фигурой в формировании взаимосвязей между хозяйством и природной средой, так как эта тема близка Вам в силу скорого вашего личного активного участия в демографических процессах. А какова цель урока? Правильно. Сегодня мы должны будем закрепить и обобщить главные научные знания по теме. Демографический ринг состоит: I - Интеллектуального раунда II - Информационно-творческого раунда. III Итогового раунда |
Определите, о какой категории в географии идет речь в стихотворении?
I Интеллектуальный раунд 1)«В ДЕБРЯХ КОВАРНЫХ ВОПРОСОВ» (слайд №1) 2) «ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?» прокомментируйте содержание понятий (слайд №3) 3) БЛИЦ-ВОПРОС: 4) ( слайд №6) Демографический портрет Вставьте в текст пропущенные слова: 1) «В целом в мире численность ……….. выше численности ………. 2) «Особенно сильно сказывается на общемировом отношении большой перевес мужчин в …» 3)При…….форме расселения люди в этих населенных пунктах живут очень уединенно. Связь с внешним миром осуществляется преимущественно с помощью телефона и радио. 4) Наука, занимающаяся изучением основных показателей по данной теме, называется …..(демографией) 5) (слайд №7) «Мы все такие разные» Установите соответствие 6) (слайд №8) Какой должна быть современная семья? ( слайд № 9) «Узнай страну». 7) «Времена года» Приложение №1 |
Личностные УУД (самоопределение) Регулятивные УУД (целеполагания). Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества) |
БЛОК 2 Цель: углубить понятие о демографии России, определить, какие факторы на него влияют, заслушивание защиты мини- проекта- исследования «Демографическая ситуация в России» и буклета Россия вымирающая или ….?
|
1. Прослушивают защиту мини-проект-исследование «Демографическая ситуация в России», Задают вопросы 3. Презентуют буклет «Россия, вымирающая или ….?» ( приложение № 9)
|
II Информационно- творческий раунд. Учитель: Изучая население мира не надо забывать, что мы живем в России. Какие проблемы есть у нашей страны?
Предлагает разные источники географической информации
|
1. Выполняют Творческое задание: Создание буклета «Россия, вымирающая или ….?» 2 Задачи исследования: 1.Проанализировать собранный материал и сделать выводы. 2.Предположить прогноз демографической ситуации и направления демографической политики России , делают выводы о необходимости ведения здорового образа жизни Заполнение Маршрутного Листа
|
Регулятивные УУД, Познавательные УУД, коммуникативные УУД |
Релаксация |
Просмотр видео для релаксации https://youtu.be/dVZz5ENFSiE, ANUBYSVIDEO |
Музыкальная пауза. |
Регулятивные УУД |
|
Рефлексия Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности. Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса. 10 мин.
|
Идет аргументированная беседа: отвечают на вопросы учителя О численности и качестве жизни населения.
|
Предлагаем посмотреть, интервью с русским журналистом Владимиром Познером, (видеоролик) Предлагает ответы на вопросы, какие цели мы ставили на уроке, достигли ли цели? Просмотр Видеофрагмента
Разговор идет о населении мира.
|
Задание: О каких признаках населения говорил журналист?
|
Регулятивные УУД (самооценка, саморегуляциия).Коммуникативные УУД. Личностные УУД (смыслообразование). Личностные УУД (смыслообразование) |
Домашнее задание дифференцированно, в зависимости от желания и возможностей учащихся. Реклама следующего урока |
Записывают в дневник. Просушивает информацию, анализируют ее, делают выводы |
Организует запись в дневник Предлагает познавательный вопрос. |
1. Проведите социологическое исследование в своих семьях. Выясните, сколько по сравнению с нынешней семьей было детей у бабушки, ваших родителей. Сколько планируете иметь детей вы? Проанализируйте и сделайте выводы. Выявите причины изменения количества детей в семье. Узнайте, где жили ваши предки (в городе или в селе), какое образование у ваших родителей, бабушки. |
Личностные УУД (смыслообразование). |
Приложение
Приложение№1
Дайте развернутый ответ.
Все получают карточки с вопросами. На обсуждение дается 30 секунд. Затем представители от каждой команды зачитывают вопросы и дают ответы, которые комментирует учитель. Ответ оценивается 5-ю юаллами
1. Древнегреческий математик и философ Пифагор, рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре сезона: весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость), зиму (старость). Руководствуясь какими критериями можно отнести население страны к тому или иному времени года?
(Эти критерии – показатели рождаемости, смертности, естественного прироста.)
2. В Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев, чем в Тель-Авиве, есть своя «Малая Италия», свой «Чайна-Таун». Чем объясните современную многонациональную структуру США?
(Коренное население США было практически истреблено, а современные жители США являются потомками мигрантов из разных регионов мира.)
Приложение №3
Объясните:
1)Нередко случается, что на одном и том же языке говорят люди, живущие в разных частях света. Почему по-английски говорят не только англичане, но и жители США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки? Почему английский язык широко распространен в Индии, Пакистане, Бангладеш и многих других странах?
(Бывшие страны-колонии Великобритании);
2) Почему испанский язык до XVI в. господствовал только в Испании, а теперь является государственным и родным языком для большинства народов Латинской Америки?
(Испанцы были первыми переселенцами в Южную Америку);
3) Почему арабский язык, которым до VII в. пользовалось лишь население Аравийского полуострова, затем распространился по всей Северной Африке?
(Благодаря миграции, торговле.)
4) Каковы причины (факторы) неравномерного размещения населения земного шара?
(на размещение населения влияют исторические, природные и социально-экономические факторы)
Приложение №4
Группа 1
Проанализируйте текст, дополните данными карт и учебника.
Возрастом населения во многом определяется его экономически активная часть или категория реально работающих людей. В странах третьего мира она снижается до половины, наиболее многочисленную часть работающего населения составляют крестьяне. На втором месте в связи с распространением мелкой торговли - работающие в сфере услуг. В Латинской Америке доля занятых в этой сфере, даже вышла на первое место.
Иная картина в развитых странах, где на первое место по числу занятых выходят рабочие, служащие, работники умственного труда. Здесь тоже велика доля занятых в сфере услуг, но это в основном не мелкая торговля, а крупная коммерция, пассажирский транспорт, коммунально-бытовое обслуживание, банковское дело. В Великобритании, Германии, Франции, Швеции в сфере услуг работает 40%
экономически активного населения, в США - более 50%.
В большинстве стран мира доля женщин в общей численности занятых не превышает 30%, во Франции и Японии этот показатель по 39%, в США – 44%, в России 51%.
Казалось бы, количество мужчин и женщин в мире не должно отличаться друг от друга. Но такие отличия есть. / Привести примеры /
Группа 2.
Проанализируйте текст, результаты оформите в виде графиков, диаграмм.
Из 149 млн.кв.км. земной суши хотя бы в какой-то степени заселено и освоено около 133 млн. кв. км. Около половины ее площади заселено с плотностью менее 5 чел. на 1 кв.км. Это 5% землян. В то же время территории с плотностью населения свыше 150 чел. на 1 кв.км. занимают 5% территории, но на них сосредоточена половина человечества. Наиболее высока плотность на островах Ява и Бали. Плотность деревенского населения на них - около 800 чел. на кв. км. Для сравнения плотность населения наиболее густонаселенной в России Московской области вместе с городским населением и самой Москвой - всего 325 чел. на кв. км.
На равнинах ниже 500 м над уровнем моря живет 83% мирового населения. Высотную ступень от 500 до 1000 м. населяет 11% человечества, а выше 1000 м. лишь 6%. Наиболее велико число высокогорных жителей ( от 3600 до 5300 м.) в Андах - 8 млн. На этих высотах проживает более 3/4 населения Боливии. Еще 2 млн. жителей заселили выше 3600 м. Тибет, Памир и Эфиопское нагорье.
Приложение №5
Задание
Миграции населения оказывают заметное влияние на численность населения стран и регионов. Учёт миграционных процессов помогает принимать меры по обеспечению населения жильём, рабочими местами и пр. Ниже представлены данные о численности и естественном приросте населения страны X, взятые с её официального сайта. Данные о миграционном въезде в эту страну или о выезде из неё отсутствуют. Проанализировав эти данные, определите величину миграционного прироста (убыли) населения страны X в 2009 г. Запишите решение задачи.
Численность и естественный прирост населения страны Х.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, количество человек. |
1437737 |
1433350 |
Естественный прирост населения, количество человек, значение показателя за год. |
- 16050 |
Нет данных. |
Полученный результат округлите до целого
Ответ: промиль
Приложение №6
Маршрутный лист.
Ф.И. ученика |
Виды диалогового общения |
Романова Екатерина |
СО 7 - + СО 10 - + СО 5 - СО 2 - СО 9 - + Ц. - ИПК - |
Ц – «центр» (учитель), ИПК – индивидуальный письменный контроль.
Виды диалогового общения:
*ученик – ученик,
*ученик - учитель-консультант,
*ученик - учитель-контролер,
*ученик - средства обучения.
Приложение №7
Алгоритм работы по П ЦТО:
1/. Изучи внимательно информационный лист учащегося.
2/. Выбери 5-6 СО на выбор, (кроме тех, что отметил учитель) с которыми ты будешь работать, составь свой маршрутный лист, где отметь значком «+» эти СО.
3/. Найди место нахождения в классе выбранного для общения СО.
4/. Займи место, где находится СО, выбранное тобой для работы первым.
5/. Познакомься с методической инструкцией для данного СО.
6/. Начинай работу, делая соответствующие пометки в тетради (запись, зарисовки, таблицы, схемы …).
7/. После выполнения заданий по данной методической инструкции повтори проработанный материал и переходи к новому СО. Выполненное задание обведи в кружок +.
8/. Если ты решил после работы с каждым СО выходить на собеседование к учителю, то выходи на коррекционный контроль.
9/. После контроля замени в листе учета знак «+» на «#» и начинай работу с новым СО.
10/. В ходе работы можешь сделать разгрузку за валеологическим местом ученика (ВМУ).
11/. Ты можешь выбрать общение с другими учениками по разным методическим инструкциям.
12/. Проработав 6-8 СО, проходишь собеседование с учителем, а затем – на ИПК (индивидуальный письменный контроль).
13/. В итоге, до встречи с учителем у ученика должно быть от 5-6 до 6-8 диалоговых общения.
Инструктаж по заполнению маршрутного листа.
У каждого учащегося учитель отмечает по два обязательных задания - О, остальные вы определяете сами на выбор - В. Выбрав виды общения, вы ставите в листе знак «+» против этого СО. Пройдя каждый вид общения, обводите его кружком +.
В итоге, до встречи с учителем у каждого из вас должно быть от 5-6 до 6-8 диалоговых общения.
Приложение №8
Тестовые задания.
1/. Выберите из предложенного списка многонациональную страну: Нидерланды, Испания, Швеция, Франция, Исландия.
2/. Для какой страны характерен перевес женщин в общей численности населения: США, Китай, Индия, Россия, Зимбабве?
3/. Для какой страны характерно преобладание мужчин: Бразилия, Россия, Египет, Нидерланды?
4/. Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье: китайцы, хиндустанцы, русские, японцы, бразильцы, американцы США, англичане, египтяне?
5/. На каких языках индоевропейской семьи говорят: англичане, бенгальцы, поляки, чехи, шведы, французы?
Составление кроссвордов по темам: «Население мира», «Народы мира», «Города - миллионеры», «Страны мира» и т.д.
Задания в учебнике: рубрики «Как вы думаете», «Как вы объясните», «Знаете ли вы?», «Можете ли вы?» (стр. 87-89 в учебнике).
Опережающие задания по темам: «Трудовые миграции в мире», «Демографический взрыв и его последствия», «Урбанизация в современном мире», «Христианство», «Буддизм», «Мусульманство», «Городской взрыв», «Небоскребы США» и т.д. По этим же темам можно приготовить презентации.
Приложение №9
Макет буклета
«Россия вымирающая или ….?
"Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тыс. человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе людей, которые в этом разбираются и этому посвятили всю свою жизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Я прошу вдуматься в эту цифру. Седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. "
Путина В.В., который в числе первейших российских проблем упомянул именно демографический кризис.
9 октября 2007 года принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Согласно этому документу, демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения , сокращение уровня смертности, стимулирование рождаемости путем государственной поддержки семей, уже имеющих детей , стимулирование опасной для самого существования русского народа миграции, сохранение и укрепление здоровья населения
О, Росс!
О доблестный народ!
Единственный,
великодушный!
По мыслям ты неутомимый,
По духу ты непобедимый,
По сердцу – прост,
по чувству добр;
ты в счастье тих, в несчастье – бодр.
.Р.Державин
Контактная информация
ФИО Романова Е., Степанова Г., Запорожцева П.
Адрес: МБОУ «Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова П.А.»
Эл. адрес: geografiy@mail.ru
Телефон: 8927 5426040
Обобщенные характеристики населения России
Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 мая 2010 года составила 141,9 миллиона человек и с начала года уменьшилась на 41,7 млн.ч.
Каждую минуту в России рождается 3 , а умирает— 4 человека.
С каждым годом россиян становится все меньше, и к середине XXI века численность населения страны может составить всего 40 млн. человек.
«Опасно не вымирание, а засыпание общества, в котором нет молодежи, нет напора»
Почему не рожает детей наш средний класс и рабочая " аристократия"? Из боязни..Но не голода и нищеты.. А из боязни потерять имеющийся социальный статус, из страха лишиться тех удовольствий, которые доступны бездетным и малодетным семьям. Да и просто трудностей боятся.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Знаете ли вы, что… средняя продолжительность жизни у: российских мужчин - 57,7 года , что связано, в частности, с высоким уровнем потребления крепких алкогольных напитков, большим количеством несчастных случаев, убийств и самоубийств;
российских женщин – 71,2 года;
- в России в результате несчастных случаев на транспорте погибает до 30,1 тыс. человек;
- Около 30-40 тысяч человек ежегодно пропадают без вести.
- Россия входит в пятёрку «лидеров» по количеству убийств среди стран, на территории которых не ведется широкомасштабных военных действий
- Растёт число семей с одним родителем
-, На 10 беременностей в России приходится семь абортов.
- Больных СПИДом стало в четыре раза больше. Зато презервативов продается в пять раз больше.
- Сокращается среднее число детей в семье (1,63). Снижается число многодетных семей. Примерно 2/3 семей имеют детей, а остальные — либо молодые супруги, либо пожилые пары. - - у нас крайне низкое качество рождаемости: больные матери рожают больных детей.
Основная учебная литература
Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая и социальная география России: в 2 т.: учебник для вузов. – М.: Академия, 2013. – 368 с.
Горбанев В.В. Общественная география зарубежного мира и России: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 487 с. Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". – URL: http://www.iprbookshop.ru/18178.
Горохов С.А. Общая экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 271 с. Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". URL: http://www.iprbookshop.ru/16421.
Демография и статистика населения: сборник задач для бакалавров, получающих образование по направлению «Экономика», профиль подготовки «Статистика» / сост. В.В. Нарбут. – М.: Логос, 2013. 92 с. – Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". – URL: http://www.iprbookshop.ru/21883.
Дополнительная учебная литература
Дмитриев Ю.Г. Основы демографии [Локальный электронный ресурс]: учебно-методи-ческий комплекс: 9-11 кл. – CD с автозапуском. – Томск: ТГУ, 2007.
Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. – М.: Диалог; МГУ, 1999.
Копылов В.А. География населения: учебное пособие. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.
Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. – М., 1987.
Лаппо Г.М. География городов: учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Маергойз И.М. Географическое учение о городах. – М., 1987.
Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 кн. – М.: Дрофа, 2008. – Кн. 1. Общая характеристика мира.
Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география: курс лекций: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2009.
Перцик Е.Н. Геоурбанистика: учебник. – М.: Академия, 2009.
Перцик Е.Н. Города мира. География мировой урбанизации: учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения, 1999.
Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Покшишевский В.В. География населения зарубежных стран. – М.: Просвещение, 1971.
Покшишевский В.В. Население и география. – М., 1978.
Пономарева Н.Н. География населения: учебно-методический комплекс. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006.
Пономарева Н.Н. География населения [Локальный электронный ресурс]: учебно-мето-дический комплекс. – Новосибирск, 2011. CD-ROM.
Ромашева Т.В. Демографическое исследование процессов воспроизводства населения мира (географический подход) [Локальный электронный ресурс]: учебно-методический комплекс. – CD с автозапуском. – Томск: ТГУ, 2010.
Слука Н.А. Градоцентрическая модель мирового хозяйства. – М.: Пресс-Соло, 2005.
Слука А.Е., Слука Н.А. Географическое население с основами демографии: учебное пособие. М.: Пресс-Соло, 2005.
Ресурсы сети «Интернет»
Пономарева Н.Н. География населения: учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. – CD. – Новосибирск, 2011. Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. – URL: http://lib.nspu.ru/ views/library/1057.
Горохов С.А. Общая экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 271 с. Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". URL: http://www.iprbookshop.ru/16421.
Демография и статистика населения: сборник задач для бакалавров, получающих образование по направлению «Экономика», профиль подготовки «Статистика» / сост. В.В. Нарбут. – М.: Логос, 2013. 92 с. – Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". – URL: http://www.iprbookshop.ru/21883.
4.3.2 Ресурсы открытого доступа
Электронные образовательные ресурсы
Дьякова Г.П. Демографический кризис в современной России: особенности и пути решения. – М.: Лабораторные книги, 2010. – URL: http//www.biblioclub.ru/book/90759/.
Максаковский, В.П. Общая экономическая и социальная география. курс лекций: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2008. – Ч. 1. – URL: http:// www.biblioclub.ru/ 56567 Obschaya economicheskaya I sotsialnaya geografiya Kurs lektsii v dvukn chastyakh Chast l. html.
Мамедова Н.А. Территориальная организация населения: учебно-практическое пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2011. URL: http//www.biblioclub.ru/book/90759/.
Общество и экономика: журнал [Электронный ресурс]. – Информационные ресурсы онлайн-службы Ист Вью. URL: http//www.biblioclub.ru/sources/ publication. Jspid=592&uid=4.
https://www.youtube.com/watch?v=3JNLID1J67o
. Методическое обеспечение
Персональные сайты преподавателей университета: электронные данные. – URL: http://prepod.nspu.ru.
Холина В.Н. География. Профильный уровень. 10 класс. – М.: Дрофа, 2013. – Кн. 1. – URL: http://Nichol.com/2013020969558/geography-profiling-uroven-10-klass-kniga-1-hc.