Доклад на тему «Творческие работы малой формы как средства развития творческих способностей учащихся»
Творческие работы малой формы как средства развития творческих способностей учащихся.
Современная наука сейчас переживает этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм образовательного процесса. А.Г.Асмолов называет этот этап «непройденным путем: от культуры полезности – культуре достоинства». В следствии этого роль уроков, которые развивают и формируют у учащихся умения общаться, готовность к взаимодействию, взаимопощи трудно переоценить.
Проблема общения является одной из самых острых сегодня проблем во всех областях развития общества. Данная проблема имела актуальность во все времена, но особое внимание ей уделяется в наше время. Современный мир постоянно меняется, и он требует нестандартно мыслящих, творческих людей, которые могут изменить любую ситуацию.
Современные условия жизни требуют коренного пересмотра взглядов на русский язык. Наш русский язык находится сейчас в критическом положении. Речевая культура общества на сегодняшний день снижена. Происходит обеднение разговорного языка, подмена просторечием и жаргоном, снижается и культура печатного слова. Появились целые сферы жизни, где русский язык был вытеснен английским. Резко снизилась культура деловой речи под воздействием интернета и кратких переписок.
Особенно заставляет задуматься язык молодежи. Словарный запас этой социальной группы достаточно скуден, переполнен штампами, искажениями исконно русских слов, просторечиями и жаргонизмами.
Школа предполагает всестороннее развитие ребенка, не малое значение отдается развитию речи. Но школа уделяет недостаточно внимания формированию умения правильно, четко и логически обосновано построить свою речь, суметь донести ее до слушателей на должном уровне. Мало времени отводится на вопросы редактирования тестов сочинений, в большинстве случаев эта работа проводится на уроке, связанном с разбором ошибок.
Сегодня школа сконцентрирована на развитии умения детей в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, в результате чего все силы затрачиваются на усвоение определенной информации. Мизерное количество времени отводится проблемам развития устной и письменной речи.
Исходя из всего этого пред нами встает вопрос: каким образом в современных условиях сохранить великий и могучий русский язык. Как сформировать у учащихся чувство уважения и бережного отношения к нему? Как помочь ученику успешно развивать свое речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых, незатейливых рассказов, сказок, стихов? Наконец, какими приемами, методами работы со словом заинтересовать современных детей?
Тексты малой формы несут в себе неограниченные возможности для развития речи учащихся. Их относят к типу тех упражнений, которые помогают комплексно решать многие задачи обучения, развивать духовные возможности, стремление к творчеству.
Необходимо создание методической системы развития правописных и речевых умений и навыков через формирование лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенций учащихся, их творческих способностях на уроках русского языка. Если ранее от ученика требовалось осознание излагаемого учителем материала, проникновение в суть явлений и усвоений закономерностей, то в настоящее время этого недостаточно, сегодня ребенок должен «Добывать» знания, проводить самостоятельные исследования. Я считаю, что более эффективными являются следующие методы и приемы: разрешение проблемных ситуаций, творческие работы: сочинения-миниатюры, изложения-миниатюры, сочинения-этюды, портретная зарисовка, сочинение-письмо, сочинение-интервью, различные виды языкового анализа с элементами исследованияч, построение алгоритмов разрешения орфографических и грамматических задач, различные текстовые упражнения, работа со словарями и иной справочной литературой, совершенствование редактирования текста. При использовании текстов малых форм может быть повышена активность учащихся и их самостоятельность. Таким образом, использование текстов малых форм крайне необходимо для подготовки успешной коммуникатиной деятельности ребенка.
Список используемой литературы:
https://multiurok.ru/files/doklad-na-tiemu-tvorchieskiie-raboty-maloi-formy-m.html