Методические рекомендации на тему «Дидактическая игра как средство развития творческих способностей учащихся»
Светлана Георгиевна Садовская,
учитель математики МБОУ «Хоринская
СОШ №1 им. Д.Ж.Жанаева»
Присмотримся внимательно, какое место игра
занимает в жизни ребенка. Для него игра – это
самое серьезное дело. В игре раскрывается перед
детьми мир, развиваются творческие способности
личности. Без игры и не может быть
полноценного умственного развития.
В.А. Сухомлинский
Дидактическая игра, как средство развития
творческих способностей учащихся
Основой развития обучающегося являются фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Образование, ориентированное только на получение знаний, ушло в прошлое. Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объёма информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности выпускника, его творческим способностям.
Система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий выпускник должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни; владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования; уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере; разрешать проблемы и работать в команде; быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определённого стиля мышления, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере.
Способность к созданию нового, значимого для личности и общества, как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Вот почему так актуальна проблема развития творческих способностей.
Анализируя результаты, видно, что учащиеся испытывают затруднения, среди прочих, при работе:
• с заданиями, составленными на материале из разных предметных областей, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать общие учебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа;
• с заданиями, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию, необходимые для выявления и решения проблемы;
• с заданиями, где нужно привлекать дополнительную информацию (в том числе, выходящую за рамки описанной в задании ситуации), или, напротив, с заданиями, содержащими избыточную информацию и «лишние» данные;
• с комплексными или структурированными заданиями, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов.
Поэтому среди целей, предъявляемых к современному школьному образованию, выделяется формирование личности, способной решать поставленные перед ней задачи в условиях рыночной экономики, в частности, быстро находить наиболее оптимальное и эффективное решение преодолеваемой проблемы. Такая цель направлена на реализацию внутреннего потенциала школьника, развитие его творческого начала, продуктивности мышления, которые как раз и должны способствовать развитию умения справляется с вышеперечисленными заданиями. Это с одной стороны.
Сегодня главное в образовании – развитие, формирование общей культуры человека, способного, в частности, самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока – основной организационной формы учебного процесса. Эта форма обучения актуальна, дидактические возможности урока далеко не исчерпаны. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Следуя К.Д. Ушинскому, “сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить этой работы в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики”. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Игра обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.
К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Хотя ещё классики русской педагогики К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн – в своих теоретических трудах и практическом опыте – уделяли особое место игре, отмечая её благотворные обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. Игра будит мотивацию ребёнка к достижению желаемого учителем результата. Игра превращает учебник из злейшего врага в верного друга. Игра формирует навыки, доводит действия до автоматизма, развивает творческие способности. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. В процессе игры ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, то есть развивают творческие способности.
В решении дидактических игр учащиеся – творцы.
Взрослые полагают, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями, и они рано или поздно обязательно проявятся, но практика опровергает эту теорию. В жизни не все дети сами могут открыть дорогу к созиданию. Опыт показывает, что уровень творческой активности учащихся 5-6 классов довольно высок. Так, например, около 50 % школьников имеют высокий и 10% очень высокий уровень творческой активности. Дети в этом возрасте с удовольствием включаются в игровую и творческую деятельность: рисуют, мастерят поделки, пробуют сочинять собственные стихи и рассказы. Однако в 9-11 классах уровень резко снижается. К тому же творческая активность у учащихся старших классов приобретает явно выраженную предметную направленность.
Отсюда вытекает первое противоречие между реальным уровнем развития творческих способностей детей и требованиями, предъявляемыми к выпускнику современными условиями социальной, общественной и политической жизни. Именно в школьные годы наступает критический период для детского творчества. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога. Чтобы преодолеть кризис, обрести, а не потерять возможности для самореализации для выражения собственного «я». А значит, наиважнейшей задачей современного педагога является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт и возможности их интенсивного развития, в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями.
Второе противоречие возникает между необходимостью применения дидактических игр и опасностью превращения обучения в развлечение. Школьное образование служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях. Поэтому наряду с решением типовых задач, школа призвана вооружить учащихся знанием методов творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала решений не определены. Утверждается новый стиль педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках сжимающегося объёма учебного времени, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, модернизацию процесса обучения. Учитель стремится удивить и заинтересовать ученика; отвлечь его внимание от телевизора, компьютера и видеоигр и обратить взор на изучаемый предмет, интересные книги привить желание учиться новому. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также основы самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»
На основе описанных выше основных творческих способностей развиваются следующие творческие умения, без которых невозможен процесс познания и развития:
Основная задача урока с применением дидактических игр - помочь раскрыть и развить собственные творческие способности ученика. Вместо традиционной задачи усвоения при развитии творческого потенциала ребёнка ставится задача целостного проживания им ситуации, при котором обязательно должны быть задействованы эмоциональные механизмы. Поэтому то, что в ходе обычного урока чаще всего является помехой (эмоциональные реакции ученика по отношению к происходящему), при развитии творческих способностей является тем центральным стержнем, с которым должен работать учитель.
Дидактическая игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебно-развивающую. В условиях развитого прогресса наши дети все больше времени проводят в общении с телевизорами и компьютерами, попадая в зависимость компьютерной реальности, а на деле оставаясь одинокими. Для них является катастрофой отлучение от компьютера. Запреты не помогают и не помогут. Выход из ситуации в том, что детям должно быть известно что-то более интересное. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида. Ведь игра - это лучший способ развить творческие способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми.
Таким образом, игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Я пришла к выводу, что с детьми надо и необходимо играть. А как же нам при таком объёмном программном материале уделять время для игры? Наиболее подходящими для этого являются итоговые уроки, которые можно не чаще одного раза в месяц проводить. В число итоговых уроков я включаю интегрированные уроки, на которых учащиеся не только демонстрируют свои знания, но и получают дополнительную информацию, связанную с другими предметами. В 5-8 классах итоговые игровые уроки провожу в форме дидактической игры, например: «Крестики-нолики», математических путешествий, уроков весёлой математики и т. д. Для старшеклассников провожу уроки в форме деловой игры. Конечно, подготовка к таким урокам большая, но она оправдывает себя.
В настоящее время появилось много литературы, где раскрываются технологии применения игровых моментов, разработки уроков в виде различных игр. Я же хочу предложить Вашему вниманию технологию проведения «Арифметической физминутки». Играющие рассчитываются на 1-10. Каждый должен запомнить своё число.
Упражнение №1: учитель называет то или иное число, а ученик под этим номером должен обязательно встать, затем учитель называет двузначное число, например 17 (встают те, у кого числа 1 и 7).
Упражнение №2: Учитель предлагает встать не тем, кого он назвал а их соседям слева и справа. (например учитель назвал число 6, а встают 4-ый и 5-ый) Дальше по усложняющей: можно предложить несложные примеры на сложение и вычитание.
Думаю, что учителя математики со мной согласятся, если я скажу, что придя в 5 класс дети очень трудно воспринимают на слух простые казалось бы выражения: «Чему равна сумма чисел 5 и 7?» Или: «Найдите разность 9 и 2». Детям больше нравится, когда им предлагают: «Прибавьте к 5-ти 4, или вычтите из 8-и 6» и т. д. Поэтому уже с 5-ого класса перед нами математиками стоит задача: учить мыслить.
Упражнение №3: например: найти сумму 3 и 6 (встаёт тот, у кого 9) , найти разность 9-ти и 5 (встаёт тот, у кого 4) и т. д. Дальше ещё сложнее: найти сумму 23 и 12, (так как в сумме получается 35, то встают те, у кого 3 и 5). Единственное условие, что примеры нужно так подбирать, чтобы не встречались числа, содержащие две одинаковые цифры: 33, 44 и т. д.
Такие физминутки можно время от времени повторять, усложняя задания по мере приобретения учащимися новых знаний и умений. Интересно проводить такие арифметические физминутки с двумя командами, если накопляемость класса позволяет, в таких случаях уже присутствует дух соревнования на быстроту и правильность выполнения задания.
Пример арифметической физминутки: тема: «Признаки делимости на 2,3,5» учитель просит ответить хлопком рук –делится ли число на 2? (5- не хлопают, 8 хлопают и т. д., делится ли число на 3 ответить кивком головы( 7 не кивают , 15 кивают ).
Преимущества таких минуток состоят в том, что в работе принимают участие все ученики, наступает не только физическая активность, но и проявляются и развиваются все познавательные процессы: память, мышление, внимание, работает эмоциональная сфера , появляется ответственность, сопереживание.
Активизация умственную деятельность не всегда удаётся, поэтому учитель должен всегда иметь на «всякий случай какой-нибудь приём. В данном случае –умственная физминутка.
Например: написать в столбик по 5-6 примеров на вычитание, соблюдая одно условие: уменьшаемое в первой строчке должно быть вычитаемым во второй и т. д., например:
13-7=
18-13=
25-18=
29-25=
32-29=
Каждый затем проводит черту и находит сумму всех разностей, а учитель сразу выдаёт ответ.
ответ: сумма всех разностей 25. ( Ответ:32-7) И так будет всегда!
В чём секрет? Учащимся предлагается дома придумать свои примеры, соблюдая условие. Затем предложить классу провести игру: кто больше, кто правильно сделал, и тот, кто лучше всех справился - получает ключ к разгадке, и сам может проводить такую игру.
Здесь и интерес к предмету, и умение выполнять действия и т.д. Интерес к играм, к решению каких-то необычных задач, появляется у учеников не всегда и не у всех детей сразу. Поэтому, на мой взгляд, предлагать игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. И самое главное надо помнить, что игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
Литература:
1. Амоношвилли Ш.А. Здравствуйте дети: Пособие для учителя// Ш.Н. Амоношвилли-Москва: Издательский центр «Академия», 1990 .-98с.
2. Богоявленская Д.Б. . Психология творческих способностей: Монография. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2009. – 416 с.
3. Букатов М.Б. Секреты дидактических игр: Психология. Методика. Дисциплина // М.Б. Букатов-Москва: Сфера, 2009.-203с.
4. Волков И.П. Учим творчеству // И.П.Волков. Москва:- Издательский центр «Академия», 2005.-308с.
5. А.О.Зверев. Игры на уроках математики//.Зверев А.О. Волгоград: Учитель, 2008.-99с.
6. Лысенкова С.Н. Жизнь моя – моя школа, или право на творчество// С.Н Лысенкова. – Москва,1995.-47с.