Письменный отчёт по лабораторной работе оформляют в специальной тетради (или на специальном бланке), используя для текстовой части чернила синего или черного цвета, для графических элементов (рисунки, таблицы, графики) – простой карандаш и линейку.
Пример записи прямых измерений:А = Аизм (ед. изм.)
А = (Аизм ) ед. изм.
Примечание: в качестве единиц измерения (ед. изм.) указываются единицы измерения физического прибора.
Элементы содержания отчёта лабораторной работы типа «Прямое измерение»
1) тема и цель работы;
2) перечень оборудования (приборов и материалов);
3) рисунок экспериментальной установки или схема электрической цепи;
4) правильно записанные результаты прямых измерений с учётом заданных (или определённых самостоятельно) абсолютных погрешностей измерений, с единицами измерений;
5) вывод, соответствующий цели работы.
1) тема и цель работы;
2) перечень оборудования (приборов и материалов);
3) рисунок экспериментальной установки или схема электрической цепи;
4) формула для расчёта искомой величины;
5) правильно записанные результаты прямых измерений с учётом заданных (или определённых самостоятельно) абсолютных погрешностей измерений, с единицами измерений;
6) математические преобразования и расчеты;
7) числовое значение искомой величины с указанием единицы измерения;
8) вывод, соответствующий цели работы (с указанием значения искомой физической величины, с учетом погрешностей и указанием единиц измерения).
1) тема и цель работы;
2) перечень оборудования (приборов и материалов);
3) рисунок экспериментальной установки или схема электрической цепи;
4) рисунки и/или описание наблюдаемого физического явления;
5) объяснение наблюдаемого физического явления;
6) вывод, соответствующий цели работы.
Элементы содержания отчёта лабораторной работы типа «Исследование»
1) тема и цель работы;
2) перечень оборудования (приборов и материалов);
3) рисунок экспериментальной установки или схема электрической цепи;
4) результаты прямых измерений с учётом абсолютной погрешности измерений (таблица результатов);
5) график(и);
6) вывод, соответствующий цели работы.
Грубые ошибки
№ | Ошибка | Код проверяемого результата | |
для основного общего образования (7-9 классы) [1] | для среднего общего образования (10-11 классы) [2] | ||
1. | Незнание формул, стандартных обозначений физических величин [3], [4] и единиц их измерения [5] | 1.4 | 10.4, 10.5, 10.6 |
2. | Неумение определять показание измерительного прибора. | 1.10 | 10.10 |
3. | Неумение определять погрешности прямых измерений (для 10-11 классов: прямых и косвенных измерений) | 1.10 | 10.10 |
5. | Неумение строить графики и принципиальные схемы электрических цепей. | 1.11 | 10.11 |
6. | Неумение подготовить к работе лабораторное оборудование, провести опыт в соответствии с инструкцией. | 1.9, 1.11, 1.12 | 10.9, 10.11 |
7. | Нарушение правил безопасного труда при проведении эксперимента. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию, приводящее к его поломке. | 1.13 | 10.8, 10.12, 10.17 |
8. | Неумение формулировать выводов с использованием полученных данных. | 1.8 | 10.9 |
9. | Неправильное определение физического явления. | 1.2 | 10.3 |
10. | Неправильное объяснение физического явления. | 1.6 | 10.14 |
Негрубые ошибки
Неточности формулировки цели лабораторной работы и выводов по её результатам.
Неполный (или частично неверный) перечень используемого лабораторного оборудования.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности рисунков, чертежей, графиков и схем.
Единичный пропуск или неверное/нестандартное написание наименований единиц физических величин.
Ошибки в вычислениях физической величины или косвенной погрешности.
Небрежно выполненные чертежи и графики.
Орфографические ошибки в написании физических терминов.
Отметка 5 ставится, если учащийся
выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование;
провел все опыты самостоятельно, в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдал требования правил техники безопасности;
правильно выполнил анализ погрешностей;
оформил и предоставил письменный отчёт по лабораторной работе в полном объеме;
аккуратно выполнил записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики.
Отметка 4 ставится, если были выполнены все требования к оценке 5 и
допущено не более одной грубой ошибки (кроме перечисленных в пп. 2 и 3 Перечня грубых ошибок);
ИЛИ
допущено не более двух негрубых ошибок.
Отметка 3 ставится, если выполнены требования к оценке 5 и
допущено не более трех грубых ошибок (кроме перечисленных в пп. 2 и 3 Перечня грубых ошибок);
ИЛИ
допущены ошибки, соответствующие пп. 2 и 3 перечня грубых ошибок;
ИЛИ
допущено не более пяти ошибок из перечня негрубых ошибок.
Отметка 2 ставится, во всех случаях, не соответствующих критериям выставления оценок 3, 4 и 5, а также в случае невыполнения работы/отсутствия письменного отчёта без уважительной причины.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы, но допустил ошибки, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Информационные источники
Универсальный кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания по физике (режим доступа: https://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko/osnovnoye-obshcheye-obrazovaniye/fizika_7-9_un_kodifikator.pdf, дата обращения 16.09.2024).
Универсальный кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания по физике (базовый уровень) (режим доступа: https://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko/sredneye-obshcheye-obrazovaniye/fizika_10-11_un_kodifikator.pdf , дата обращения 16.09.2024).
Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по физике (проект) (режим доступа: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-3 , дата обращения 16.09.2024).
Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по физике (проект) (режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-3 дата обращения 16.09.2024).
Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений . Единицы величин (режим доступа: https://astro.insma.urfu.ru/sites/default/files/upload_files/doc/gost_8.417-2002.pdf, дата обращения 16.09.2024).