ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА № 27»
Шадрина Евгения Владимировна, методист МБОУ ВСШ № 27
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА № 27»
Педагогический коллектив школы состоит из 20 человек. Из них 1 руководитель; 2 заместителя директора по УВР и 17 педагогических работников (среди них 4 совместителя: 1 учитель физики; 1 учитель математики; 1 учитель географии и 1 учитель-логопед). Средний возраст педагогов - 49лет. ОО укомплектована педагогическими кадрами полностью.
Все руководящие работники и педагоги (100%) за последние три года прошли курсы повышения квалификации по разным направлениям своей педагогической деятельности http://s_27_osh.edu54.ru/sveden/employees2.html. Аттестованы на первую и высшую квалификационные категории - 70 % руководящих и педагогических работников. Среди них, аттестацию по новому порядку в соответствии с приказом министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» № 196 от 24 марта 2023 года, прошли 2 педагога. Оба аттестовались на высшую квалификационную категорию по должности «учитель».
Среди руководящих работников 2 заместителя директора по УВР аттестованы на высшую квалификационную категорию по педагогическим должностям. Среди педагогов один имеет квалификационные категории по двум педагогическим должностям: высшую по должности «учитель» и первую по должности «социальный педагог». Все педагоги проходят курсы повышения квалификации по разным направлениям своей педагогической деятельности. Вместе с тем, следует отметить, что для решения проблемы повышения качества образования руководящим работникам необходимо пройти курсы повышения квалификации по вопросам управления качества образования ВСОКО, а педагогическим работникам пройти курсы повышения квалификации по вопросам организации, анализа и интерпретации оценочных процедур, а также по работе с одаренными обучающимися; выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Таблица 1
Общая характеристика руководящего состава
Показатель | Кол.чел | % |
Общая укомплектованность штатов руководящими работниками | 3 | 100 % |
Руководящие работники с высшим педагогическим образованием | 3 | 100 % |
Руководящие работники, прошедшие курсы повышения квалификации за 3 года | 3 | 100 % |
Руководящие работники, аттестованные на квалификационные категории (всего) в том числе: | 3 | 100 % |
высшая категория | 1 | 33 % |
первая категория | 0 | 0 % |
соответствие занимаемой должности | 2 | 67 % |
не имеют категории | 0 | 0 % |
Таблица 2
Общая характеристика педагогического состава
Показатель | Кол.чел | % |
Общая укомплектованность штатов педагогическими работниками | 13 | 100 % |
Педагогические работники с высшим педагогическим образованием | 13 | 100 % |
Педагогические работники, прошедшие курсы повышения квалификации за 3 года | 13 | 100 % |
Аттестация педагогических работников
Показатель | Единица измерения |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационную категорию, в том числе: | 11 / 65 % |
- осуществляющих реализацию ООП на уровне НОО | 0 / 0 % |
- осуществляющих реализацию ООП на уровне ООО | 16 / 94 % |
- осуществляющих реализацию ООП на уровне СОО | 16 / 94 % |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, аттестованных на высшую квалификационную категорию | 10 / 59 % |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, аттестованных на первую квалификационную категорию | 1 / 6 % |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, прошедшие СЗД | 0 / 0% |
Таблица 4
Повышение квалификации руководящих кадров
Показатель | Единица измерения |
Руководитель (заместители руководителя), имеющие профессиональное образование/ прошедшие профессиональную переподготовку «Менеджмент в ОО», «Управление ОО» | 3 / 100 % |
Руководитель (заместители руководителя), прошедшие в течение 3 последних лет курсы повышения квалификации, управления | 3 / 100 % |
- по вопросам управления качеством образования, ВСОКО | 0/ 0 % |
- по вопросам управления переходом на ФГОС, ФОП | 100 / 100 % |
- по вопросам цифровой трансформации образования | 3 / 100 % |
Таблица 5
Повышение квалификации педагогических работников
Показатель | Единица измерения |
Численность/удельный вес численности педагогических работников с высшим педагогическим образованием | 17 / 100 % |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, прошедших за последние 3 года повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам (курсы повышения квалификации), из них: | 17 / 100 % |
- профилю педагогической деятельности на уровне НОО | 0 / 0 % |
- по профилю педагогической деятельности на уровне ООО | 17 / 100 % |
- по профилю педагогической деятельности на уровне СОО | 17 / 100 % |
- по организации, анализа и интерпретации оценочных процедур | 0 / 0 % |
- по вопросам воспитательной работы, профилактической работы | 8 / 47 % |
- по работе с обучающимися с ОВЗ | 8 / 47 % |
- по работе с одарёнными обучающимися | 0 / 0 % |
- по профессиональному самоопределению школьников | 1 / 6 % |
- по вопросам внедрения ИКТ | 10 /59 % |
- по вопросам оказания первой медицинской помощи | 17/ 100 % |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, прошедших за последние 3 года профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических работников | 11 / 65 % |
Численность/удельный вес численности педагогических работников (без учета внешних совместителей) с недельной учебной нагрузкой по количеству часов свыше 24 часов | 3 / 23 % |
Наличие вакантных должностей по педагогическим специальностям | 0 / 0 % |
МБОУ ВСШ № 27 за последние три года ежегодно увеличивается количество педагогических кадров, аттестованных на высшую квалификационную категорию. Объясняется это тем, что педагоги, имеющие первую квалификационную категорию, стремятся повысить свою квалификацию. Так, в 2021 году с первой категории на высшую аттестовался 1 педагог, в 2022 году с первой на высшую - аттестовались 3 педагога, а в 2023 году с первой на высшую - аттестовались 4 педагога. Поэтому с 2022 по 2023 годы наблюдается заметное снижение количества педагогов, имеющих первую квалификационную категорию. Заметное увеличение количества педагогов, не имеющих квалификационную категорию в 2022 году, произошло за счет (вновь пришедших) педагогов, работающих в школе первый год. В 2023 году % количества педагогов, не имеющих квалификационную категорию, сохраняется за счет педагогов, работающих в школе второй год и за счет вновь пришедших педагогов, работающих в школе первый год.
Таблица 6
Квалификационная структура кадрового корпуса 2021-2023 гг. (без учета внешних совместителей)
62,5 | 0 | 12,5 |
В конце 2023 года увеличивается процент педагогов с высшей квалификационной категорией и снижается процент педагогов, имеющих первую квалификационную категорию. Данное обстоятельство объясняется тем, что четыре педагога, имеющие в начале 2023 года первую квалификационную категорию, аттестованы в конце 2023 года на высшую квалификационную категорию.
В школе созданы все необходимые условия для подготовки педагогов к аттестации на соответствие занимаемой должности и на квалификационные категории. Своевременно изданы распорядительные документы; определены сроки прохождения аттестации для каждого аттестуемого; проведены консультации, методические семинары и мероприятия по плану ВШК. Аттестацию в 2023 году прошли 7 человек. Среди них аттестацию на установление высшей квалификационной категории прошли 5 педагогов. Аттестацию на соответствие занимаемой должности прошли 2 заместителя директора по УВР.
Таблица 7
Квалификационная структура кадрового корпуса в 2023 году
0 | ||||
62,5 | 0 | |||
В МБОУ ВСШ № 27 в 2023 году произошло небольшое увеличение количества педагогов в возрасте до 35 лет и снижение количества педагогов в возрасте старше 55 лет. Следует отметить, что педагоги в возрасте старше 55 лет, имеют значительный стаж педагогической работы (от 28 до 40 лет).
Таблица 8
Возрастной состав кадрового корпуса, %
В школе имеются педагоги без опыта работы в школе, в т.ч. - 1 молодой педагог. В 2023 году в школе введено наставничество, поэтому для работы с молодыми и начинающими специалистами, а также со специалистами, имеющими профессиональные дефициты, на основании приказов назначены наставники, действующие по индивидуальным планам работы. Наставничество осуществлялось по трем моделям: «Опытный педагог - молодой специалист», «Опытный специалист – неопытный специалист, «Опытный педагог – педагоги, имеющие профессиональные дефициты». Формы наставничества «Педагог-педагог», «Педагог - педагоги». Совместно разработаны персонализированные программы.
Следует отметить, что 2023 год – год педагога и наставника, поэтому в школе запланированы и проведены следующие мероприятия:
- 2 тренинга для педагогов: «Мы – одна команда!» и «Психологическое здоровье педагога: возможности сохранения и укрепления»;
- школьные акции «Поздравь учителя»;
- Фестиваль педагогического опыта;
- оформление тематической выставки ко Дню учителя и ко Дню рождения К.Д.Ушинского «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение»;
- организация и проведение книжной выставки в библиотеке, посвященной Елене Фабиановне Гнесиной.
Все педагоги регулярно проходят курсовую подготовку, участвуют в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях, конкурсах и прочих мероприятиях, направленных на повышение их профессиональной компетентности. Ежегодно увеличивается количество педагогов, публикующих методические разработки на сайтах сетевых педагогических сообществ ООО «Инфоурок», «УРОК Р.Ф.», профессиональном сообществе НИОС и в научно-практических журналах. Педагоги участвуют в методической и инновационной деятельности школы, направленной на реализацию программы развития школы «Новые горизонты», ежегодно участвуют в конкурсах на получение грантов и конкурсах профессионального мастерства. Результаты участия педагогов в конкурсах разного уровня отражены в таблице 9.
Таблица 9
Результаты участия педагогов в очных, очно-заочных, заочных конкурсах профессионального мастерства (районного, муниципального, регионального и всероссийского уровней) всероссийского уровней)
Года | Общее количество человек, участвующих в конкурсах | Количество победителей и лауреатов | Кол-во дипломов лауреатов и победителей | Уровень конкурса | |||||||||||||
районный | городской | региональный | всероссийский | международный | |||||||||||||
сертификаты участников | дипломы победителей | сертификаты участников | дипломы победителей | сертификаты участников | дипломы победителей | сертификаты участников | дипломы победителей | сертификаты участников | дипломы победителей | ||||||||
2021 | 15 | 15 | 15 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 15 | 0 | 0 | ||||
2022 | 8 | 8 | 9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 1 | 2 | 6 | 0 | 2 | ||||
2023 | 16 | 6 | 8 | 0 | 0 | 3 | 0 | 8 | 1 | 0 | 6 | 0 | 1 |
В 2021 году в конкурсах профессионального мастерства приняли участие 15 педагогов. Все получили дипломы победителей. Среди них 13 педагогов получают дипломы 1 степени за участие в III Всероссийском конкурсе методических разработок «Современные образовательные программы»; 1 педагог – диплом победителя за участие во Всероссийском конкурсе «Альманах логопеда» и 1 педагог – диплом победителя за участие во Всероссийском конкурсе «ИКТ-компетенции современного педагога».
В 2022 году снижается количество участников в конкурсах разного уровня почти в 2 раза. Среди них 6 педагогов имеют дипломы победителей и лауреатов за участие в конкурсах профессионального мастерства Всероссийского уровня: 5 педагогов - дипломы 2 степени за участие в Национальной премии в области образования ЭЛИТА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, номинация: «Здоровьесбережение детей, учащихся и молодежи в условиях модернизации образования – 2022» и 1 педагог – диплом победителя 1 степени за участие во Всероссийском тестировании «Цифровые технологии в обучении и цифровая образовательная среда». 2 педагога – дипломы победителя (1 и 2 место) за участие в конкурсах профессионального мастерства международного уровня. Один педагог имеет диплом победителя регионального уровня. Следует отметить, что один педагог принял участие в двух конкурсах профессионального мастерства и получил 2 диплома победителя.
В 2023 году в 2 раза увеличивается количество педагогов, участвующих в конкурсах разного уровня в сравнении с 2022 годом, в том числе и в конкурсах на получение грантов. 100% педагогов приняли участие в конкурсах профессионального мастерства. Среди них 5 человек приняли участие в конкурсах профессионального мастерства и 1 педагог - приняла участие в олимпиаде. 6 педагогов имеют дипломы победителей и лауреатов 3 степени Всероссийского уровня, 1 педагог – диплом второй степени Международного уровня. Один педагог приняла участие в UCHi.RU в программе «Активный учитель», Новосибирская область и вошла в топ-10 учителей своей образовательной организации, использующих современные технологии обучения, и заняла 1 место в школе. Два педагога имеют по два диплома победителей и лауреатов.
Ежегодно увеличивается количество педагогов, публикующих свои методические разработки в научно-практических журналах и на сайтах Всероссийских педагогических сообществ. Информация о публикациях руководящих и педагогических работников представлена в таблице 10.
Таблица 10
Публикации руководящих и педагогических работников (без учета внешних совместителей)
год | Количество педагогов, публикующих свои методические разработки | Общее количество публикаций |
2021 год | 5 (31 %) | 16 |
2022 год | 8 (50 %) | 38 |
2023 год | 10 (63 %) | 36 |
В школе созданы условия для непрерывного повышения квалификации педагогических работников, в том числе для участия в отдельных курсах повышения квалификации. Данные условия отражены в программе развития профессионального потенциала педагогов «Путь педагога к успеху».
При реализации программы развития профессионального потенциала педагогов: «Путь педагога к успеху» в 2023 году в школе проводились:
заседания школьного методического совета;
заседания школьных методических объединений учителей-предметников и классных руководителей;
предметные недели естественно-математического и общественно-научного и гуманитарного цикла, в рамках которых все педагоги проводили открытые уроки и внеурочные мероприятия;
тренинги;
5 методических семинаров: «Особенности работы с учащимися МБОУ ВСШ № 27 по подготовке и защите индивидуального проекта», «Особенности анализа и обобщения деятельности педагога», «Подготовка рабочих программ педагогов в 2023-2024 учебном году», «Формы и методы учебной мотивации учащихся», «Организация проектной деятельности в школе как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»;
педсовет «Результативность образовательного процесса как показатель эффективности деятельности педагога»;
круглый стол «Повышение качества подготовки учащихся по математике» с приглашением репетитора по математике;
50 % педагогов вовлечены в процесс наставничества.
В школе создаются условия для развития профессионального потенциала каждого педагога в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Особое внимание уделяется поиску и внедрению активных форм и методов методического обучения педагогов. Наряду с созданием условий для прохождения педагогами курсов по разным направлениям педагогической деятельности, организации участия в семинарах и веб-семинарах, конкурсах педагогического мастерства внедряем элементы технологии личностно-ориентированного подхода в системе методического обучения педагогов внутри школы. В обучении педагогов внутри школы используем широкий набор методов, приемов и средств методической работы. Традиционные методы сочетаем с частично-поисковым и творческим. Особое внимание уделяем организации проблемных педагогических советов и семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов, «школы педагогического мастерства». Использование таких форм организации обучения педагогов не только мотивируют их к развитию своих профессиональных компетенций, но и способствуют развитию мыслительного и творческого потенциала педагогических кадров. Фронтальные формы работы на тематических педагогических советах, семинарах, мастер-классах вытесняются вариативными, активными – диалогичными, игровыми, групповыми и командными формами работы. В школе в настоящее время осуществляется доработка модели индивидуального методического сопровождения педагога.
Выше изложенное позволяет выделить сильные и слабые стороны работы.
Сильные стороны: созданы условия для непрерывного повышения квалификации педагогов: педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации по разным направлениям педагогической деятельности, участвуют в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях и прочих мероприятиях, направленных на повышение их профессиональной компетентности; 100 % педагогов прошли повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам; ежегодный рост педагогов с высшей квалификационной категорией; использование широкого набора методов, приемов и средств внутрикорпоративного обучения педагогов.
Слабые стороны: отсутствие курсов повышения квалификации по решению проблем качества образования у руководящего состава и у педагогических работников по вопросам организации, анализа и интерпретации оценочных процедур, а также по работе с одаренными обучающимися; слабая, недостаточная работа методических объединений по вопросам адаптации форм и методов повышения мотивации учащихся к обучению и обеспечения положительных образовательных результатов.
Перспективы развития:
для решения проблемы повышения качества образования руководящим работникам необходимо пройти курсы повышения квалификации по вопросам управления качества образования ВСОКО, а педагогическим работникам пройти курсы повышения квалификации по вопросам организации, анализа и интерпретации оценочных процедур, а также по работе с одаренными обучающимися; выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
расширять формы наставничества с целью развития профессиональных
компетенций педагогов;
усилить дифференцированную работу с педагогами в соответствии с уровнем их квалификации;
направить работу методических объединений на решение вопросов адаптации форм и методов работы с целью повышения мотивации учащихся к обучению и обеспечения положительных образовательных результатов.