ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выполнила: ученица 11Б класса БОУ «Тарская гимназия №1» Федько Анна Игоревна Руководитель: к.пед.н., зам.директора по УВР БОУ «Тарская гимназия №1» Лабикова Марина Николаевна
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Проблема исследования: сформированы ли у старшеклассников исследовательские умения, без которых неэффективна познавательная деятельность? Объект исследования: исследовательские умения учащихся. Предмет исследования: выявление степени сформированности исследовательских умений у учащихся старшей школы. Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что исследовательские умения у старшеклассников сформированы на низком уровне. Цель исследования: оценка сформированности исследовательских умений старшеклассников.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Провести теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме оценки сформированности исследовательских умений старшеклассников. Раскрыть содержание понятий «исследовательские умения старшеклассников». Изучить особенности сформированности исследовательских умений старшеклассников. Обработать и проанализировать собранный в результате исследования материал, обобщить и сделать выводы.
Практическая значимость исследования: Полученные данные могут быть использованы педагогами, обеспечивающими сопровождение старшеклассников в подготовке исследовательского проекта, а также для разработки рекомендаций учащимся по развитию у них исследовательских умений. Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме, наблюдение, беседа, опрос, тестирование. База исследования: БОУ «Тарская гимназия №1». 25 старшеклассников – учащихся 10-11 классов.
Рабочее определение исследования: Исследовательские умения учащихся – это сложная система умственных операций и прикладных действий, осуществляемых обучающимся при сопровождении педагога, позволяющая мотивированно выполнить учебную исследовательскую деятельность или её отдельные этапы.
Классификация исследовательских умений:
Группы исследовательских умений старшеклассников
Инструментарий для оценки тактических исследовательских умений: Тест «Умение находить проблему» Тест «Выделение существенных признаков» Тест «Логичность умозаключений» А. В. Барташева Уровневые показатели сформированности исследовательских умений: низкий уровень (до 50%) средний (50-80%) высокий (выше 80%)
Формула расчета уровня сформированности умений: % = (N1×K1 / N1max + N2×K2 / N2max + N3×K3 / N3max) ×100, где % - это процент сформированности исследовательских умений, N1, N2, N3 – количество баллов, полученных в 1, 2 и 3 испытаниях соответственно, К1, К2, К3 – коэффициент важности, применяемый к результатам прохождения 1, 2 и 3 испытания соответственно, N1max, N2max, N3max – максимально возможное количество баллов в 1, 2 и 3 испытаниях соответственно.
Результаты оценки сформированности исследовательских умений у старшеклассников № Умение находить проблему Умение выделить главное Умение делать логичные умозаключения %, уровень 1 2 11 12 55,9 – средний 2 0 11 8 28,8 – низкий 3 4 16 12 82,5 – высокий 4 0 16 12 42,5 – низкий 5 0 7 13 32,4 – низкий ……… 24 0 9 9 27,9 – низкий 25 3 12 11 65,4 –средний
Диаграмма распределения результатов оценки сформированности исследовательских умений старшеклассников по уровням
Основные результаты, полученные в ходе исследования: Уточнили, какие конкретно исследовательские умения должны быть сформированы у учащихся старших классов: операционные, тактические и стратегические. Охарактеризовали исследовательские умения, которые должны быть сформированы у старшеклассников. Определили исследовательские умения учащихся 10-11 классов, которые возможно оценить в рамках данного исследования: тактические исследовательские умения.
Основные результаты, полученные в ходе исследования: Разработали инструментарий и методику оценки исследовательских умений старшеклассников. Выяснили, что исследовательские умения у старшеклассников сформированы в основном на низком уровне (у 60% учащихся). Для сведения, средний уровень сформированности выявлен у 32 %, высокий – у 8% старшеклассников, участвующих в исследовании. Выделили основную причину полученных низких результатов, подчеркнув, что это проблема не конкретного учебного заведения, которое является базой исследования, а проблема повсеместная, обусловленная наличием ряда противоречий в современном обществе.
Основные результаты, полученные в ходе исследования: С целью подтверждения выдвинутой гипотезы провели исследование, в котором принимали участие 25 обучающихся 10-11 классов 16-17 летнего возраста из БОУ «Тарская гимназия №1», из них 15 учащихся 10 классов и 10 учащихся 11 классов. Подтвердили наличие исследовательских умений, которые должны быть сформированы у учащихся старших классов, а также справедливость выдвинутой гипотезы исследования.
Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал может быть в дальнейшем развит и уточнён. Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал может быть в дальнейшем развит и уточнён.