Анализ диагностики уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся
Анализ диагностики
уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся 10 класса ………..
Цель: Определить критерии уровней сформированности общеучебных
умений и навыков
1. Интеллектуальные умения и навыки
Виды работы на уроке | Фамилии учащихся | |||||
№1 АА | №2 МА | |||||
Восприятие информации 1.1. Устную инструкцию воспринимает: | ||||||
с первого предъявления | 4 | 2 | ||||
нуждается в дополнительных разъяснениях | ||||||
нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | ||||||
не воспринимает устную информацию | ||||||
1.2. Письменную инструкцию (в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает: | ||||||
самостоятельно | 4 | 2 | ||||
нуждается в разъяснениях | ||||||
нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | ||||||
не воспринимает письменную информацию | ||||||
Интеллектуальная обработка информации 2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации: | ||||||
способен выделить самостоятельно | 3 | 2 | ||||
нуждается в дополнительных (наводящих) вопросах | ||||||
испытывает значительные затруднения | ||||||
2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале: | ||||||
способен выделить самостоятельно | 3 | 1 | ||||
нуждается в помощи | ||||||
испытывает значительные затруднения | ||||||
2.3. Темп интеллектуальной деятельности: | ||||||
выше, чем у других учащихся класса | 3 | 1 | ||||
такой же, как у других учащихся класса | ||||||
значительно снижен | ||||||
Результативность интеллектуальной деятельности 3.1. Результат получает: | ||||||
успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм | 4 | 1 | ||||
оригинальным творческим способом | ||||||
нерациональным («длинным») путём | ||||||
путём подгонки под ответ («методом тыка») | ||||||
3.2. Предъявление результата: | ||||||
способен дать развёрнутый ответ и аргументировать своё решение | 3 | 2 | ||||
способен дать правильный ответ, но не может его обосновать | ||||||
приходится «вытягивать» ответы | ||||||
необходимость отвечать, как правило, вызывает серьёзные затруднения | ||||||
4. Самооценка результата работы: | ||||||
способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок | 3 | 1 | ||||
не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки | ||||||
не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки | ||||||
5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения: | ||||||
способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки | 3 | 1 | | |||
для освоения программы требуется система дополнительных занятий | | |||||
освоение программы по различным причинам затруднено | | |||||
Общий балл: | 30 | 13 |
По полученному среднеарифметическому баллу каждого ученика по шкале «Интеллектуальные ОУНы». Учащихся класса отнесли к определенной группе.
В результате подсчета выделили две группы учащихся: слабая группа (от 9 до 15 баллов), сильная группа (от 24 до 31 баллов).
Уч-ся | Баллы | Статус | Интерпритация | Рекомендации учителям |
50% | 13 баллов | Слабая группа | Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражение снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем, что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено. | Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий. |
50% | 30баллов | Сильная группа | Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок. | Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив. |
Организационные умения и навыки
Баллы | Виды работы на уроке | Фамилии учащихся | |||
АА | МА | ||||
1. Получив задание: | |||||
3 | планирует работу до её начала | | | ||
2 | планирует действия в ходе работы | 2 | 2 | ||
1 | вообще не составляет плана | | | ||
2. Вопросы, уточняющие задание: | |||||
4 | не нуждается в дополнительных пояснениях | 4 | | ||
3 | задаёт до начала работы | | | ||
2 | задаёт в ходе работы | | 2 | ||
1 | не задаёт, хотя и нуждается в пояснениях | | | ||
3. Выполняя задание: | |||||
4 | точно придерживается плана | 4 | | ||
3 | отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий | | 3 | ||
2 | начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий | | | ||
1 | работает хаотично, без плана | | | ||
4. Завершая задание: | |||||
3 | обязательно добивается запланированного результата | 3 | | ||
2 | не доводит работу до окончательного результата | | 2 | ||
1 | довольствуется ошибочным результатом | | | ||
5. Закончив работу: | |||||
4 | проверяет её результат, находит и исправляет ошибки | 4 | | ||
3 | результат не проверяет, так как довольствуется любым результатом | | 3 | ||
2 | результат не проверяет, так как всегда убеждён в его правильности | | | ||
1 | результат проверяет, но ошибок «не видит» | | | ||
6. Помощь в работе: | |||||
4 | не нуждается | | | ||
3 | нуждается и принимает | 3 | | ||
2 | нуждается, но не умеет пользоваться | | | ||
1 | нуждается, но не обращается | | 1 | ||
Общий балл: | 20 | 13 |
По полученному среднеарифметическому баллу каждого ученика по шкале Организационные умения и навыки Учащихся 10 класса отнесли к определенной группе.
В результате подсчета выделили две группы учащихся: слабая группа средняяя, сильная группа .
Уч-ся | Баллы | Статус | Интерпритация | Рекомендации учителям |
50% | 13баллов | Средняя группа | В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться. | Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки. |
50% | 20 баллов | Сильная группа | Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею. | Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы. |
Коммуникативные умения и навыки
Баллы | Виды работы на уроке | Фамилии учащихся | ||||
| | |||||
1. Изложение собственных мыслей: | ||||||
3 | может самостоятельно донести свою мысль до других | 3 | | |||
2 | может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов | | 2 | |||
1 | не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов | | | |||
2. Ведение дискуссии 2.1.Способность отвечать на вопросы: | ||||||
4 | обычно отвечает, давая развёрнутый ответ | 4 | | |||
3 | обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ | | | |||
2 | как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения | | 2 | |||
1 | практически не может самостоятельно отвечать на вопросы | | | |||
2.2. Способность задавать вопросы: | ||||||
3 | обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы | 3 | | |||
2 | формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений | | 2 | |||
1 | практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику | | | |||
2.3. Способность корректно возражать оппоненту: | ||||||
3 | способен выделить самостоятельно | 3 | | |||
2 | нуждается в помощи | | | |||
1 | испытывает значительные затруднения | | 1 | |||
Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников) 3.1. Способность аргументировано отстаивать собственную позицию: | ||||||
3 | обычно отстаивает свою позицию аргументировано | | | |||
2 | не всегда аргументировано отстаивает свою позицию | 2 | | |||
1 | как правило, не может аргументировано отстаивать свою позицию | | 1 | |||
3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию: | ||||||
4 | обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости | 4 | 4 | |||
3 | не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию | | | |||
2 | как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага | | | |||
1 | не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимость этого шага | | | |||
3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела: | ||||||
3 | обычно может подчиниться решению группы | 3 | 3 | |||
2 | не всегда может подчиниться решению группы | | | |||
1 | как правило, не подчиняется решению группы | | | | ||
Соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения): | ||||||
3 | обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения | 3 | 3 | |||
2 | не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения | | | |||
1 | как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения | | | |||
Общий балл: | 25 | 18 |
По полученному среднеарифметическому баллу каждого ученика по шкале Коммуникативные умения и навыки Учащихся 10 класса отнесли к определенной группе.
В результате подсчета выделили две группы учащихся: слабая группа средняяя, сильная группа .
Уч-ся | Баллы | Статус | Интерпритация | Рекомендации учителям |
50% | 18 баллов | Средняя группа | Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию. | Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении. |
50% | 25 баллов | Сильная группа | Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения. | Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков. |
Представим полученные результаты в диаграмме
Вывод: Из анализа уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся 10 класса МОУ Степановской СОШ выявлено, что 50% обучающихся имеют высокий уровень сформированности общеучебных умений и навков. И 50 % учащихся - Средний уровень сформированности общеучебных умений и навков. С данныйе обучающиеся нуждаются в специальной работе по развитию общеучебных умений и навыков. При коррекционной работе особое внимание уделить по развитию интеллектуальных умений и навыков