12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Муханова Валерия Ирековна38

«РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Муханова В. И.

Россия, г. Нижний Тагил, ГБПОУСО «НТПК№1»

Ключевые слова: исследовательские умения, исследовательская деятельность.

Аннотация. В статье рассмотрена проблема развития исследовательских умений младших школьников, она является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практики. Представлены сущность исследовательских умений и исследовательской деятельности, технические приемы и этапы работы.

В современном образовании главной целью является формирование у обучающегося способности к самостоятельной творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека – умения учиться. Именно это позволяет ему развиваться на протяжении всей его жизни, успешно решать самые разные и неожиданные задачи, которые преподносит жизнь.

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. [5, с. 3]

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает на необходимость разностороннего развития личности обучающегося. Основой успешного развития личности является исследовательская деятельность. [9]

В «Концепции модернизации современного российского образования» отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у обучающихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.

Организация исследовательской деятельности младших школьников создаёт благоприятные условия для интеллектуального, личностного роста младших школьников и формирования универсальных учебных действий. Исследовательская деятельность способствует формированию: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. [3, с. 14]

Исследовательские умения младших школьников формируются во время исследовательской деятельности. Её целью является изучить особенности исследовательских умений и необходимость их развития у младших школьников. Проблема развития исследовательских умений – одна из важнейших проблем современной педагогики.

П.В. Середенко считал, что «исследовательские умения и навыки школьников — это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию».

Исследовательские умения являются сложными по структуре, их развитие и формирование требует целенаправленной деятельности педагога и обучающихся. Польский педагог В. Оконь считает необходимым, чтобы в ходе проведения исследования ученик действительно почувствовал определенную теоретическую или практическую трудность, сформулировал основную проблему или уяснил сформулированную учителем, захотел решать эту проблему и смог это сделать. [4]

П.М. Скворцов к учебным исследовательским умениям относит умение работать с научной и научно-популярной литературой, проводить наблюдения и ставить эксперимент. Однако, по мнению JI.3. Елекеновой, «немаловажную роль играют и теоретические, интеллектуальные умения (способность к анализу и обобщению результатов наблюдения, исследования, способность к построению научных гипотез и т.д.), а также мотивационный фактор». [2, с. 45] Таким образом, Л.3. Елекенова все исследовательские умения делит на два вида: теоретические и практические.

Подводя итог общему анализу работ отечественных и зарубежных авторов, стоит сказать, что на сегодня существуют различные классификации исследовательских умений. Одни исследователи перечень исследовательских умений составляют, исходя из этапов исследовательской работы, другие авторы разделяют умения на два вида (практические и теоретические) в соответствии с господствующим способом деятельности.

Можно обозначить, что условия формирования исследовательских умений нужно регулярно организовывать исследовательскую деятельность, учитель обязан помогать развивать способности обучающихся, поддерживать интерес к работе, поощрять за проделанный труд, грамотно организовывать исследовательскую деятельность. [7]

Исследовательская деятельность в современной школе является прогрессивной формой обучения, цели и задачи которой очень важны для развития любого обучающегося.

Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности. [8, с. 14-22]

Исследовательская деятельность понимается как деятельность школьников, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Этапы работы над исследованием – важная часть исследовательской деятельности, в процессе которой формируются способности обучающегося самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя приобретенные знания, умения и навыки и порождая новые способы деятельности. Подготовка к защите исследовательской работы является отдельной важной темой в исследовательской деятельности, стоит учитывать особенности исследовательской деятельности для составления защиты. [1]

Чтобы активизировать исследовательскую деятельность учащихся начальной школы, учитель должен освоить первичные навыки проведения исследований, нужно знать три принципа организованности и технологические приемы для развития исследовательских умений. [3, с. 14]

Существует много технологических приемов для развития исследовательских умений, благодаря этим приемам развивается самовоспитание, формируется теоретическое сознания и мышления, повышается интерес, мотивация учебной деятельности и другие важные умения. 

Исследовательская деятельность играет огромную роль в современной начальной школе. Организация исследовательской деятельности младших школьников является одним из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие обучающихся, способных принимать участие в исследовательской работе, – наличие у них потребности узнавать новое. [6]

Обучающийся должен испытать радость умственного напряжения, преодоление интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Исследование, проводимое школьниками самостоятельно, именно в этом и может оказать им помощь. Возможности исследовательской деятельности в школе – это надежный путь и средство самосовершенствования.

Библиографический список

1. Белоусова И.Ю. Этапы работы над проектом в начальной школе [Электронный ресурс] / Учебно-методический кабинет. -http://ped- kopilka.ru/nachalnaja-shkola/yetapy-raboty-nad-proektom-v-nachalnoi-shkole-3-4-klas.html (6.12.2018)

2. Елекенова, Л.З. Сущностная характеристика понятия «Исследовательская деятельность школьников» [Электронный ресурс] / Л.З. Елекенова // Вестник ПГУ. – № 4, – 2010. – С. 55. – ( http://elibrary.kz/download/zhurnal_st/st2681.pdf ).(7.12.2018)

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006, 114 с.)

4. Оконь В. Основы проблемного обучения [Текст] / В. Оконь. — М. : Просвещение, 1968.

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004. – 80 с.

6. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. // Начальная школа. №2. 2006. URL: http://www.docme.ru/doc/37730/osnovnye-ponyatiya-issledovatel._skoj-deyatel._nosti-shkol._nikov (06.12.2018).

7. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. – Томск: гос. Ун-т 2007 г. URL: http://globuss24.ru/web/uploads/doc/6e073c7eb15926349e157054a3c5e8cb.docx (06.12.2018)

8. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] /Л.А.Тысько// Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. – №4. – С. 78.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М – во образования и науки Рос. Федерации. – 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2017. – 52 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-046940-1.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.