«Сегодня – ученик, завтра - избиратель» деловая игра для старшеклассников
Сегодня – ученик, завтра - избиратель
деловая игра для старшеклассников
Цели мероприятия: способствовать воспитанию чувства гражданственности и активной жизненной позиции у подрастающего поколения и осознания своей роли в политической сфере жизни общества,
повышение уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей, пропаганда избирательного права среди школьников, формирование умения аргументированно высказывать свои взгляды и вести дискуссию, а также навыка командной работы.
Игра проводится между командами учащихся. Команды могут состоять из любого равного количества человек, возглавляет команду капитан. Мероприятие удобнее проводить в актовом зале школы, соответственно оформленном. Для проведения игры должны быть предусмотрены места для команд и болельщиков, а также семь столов (шесть столов – это станции, седьмой стол – для членов жюри). Каждая станция имеет своё название: «Избирательная система», «Избирательные комиссии», «Демократия и выборы», «Избирательное право», «Избирательный процесс», «Символика». Командам необходимо обойти все станции и выполнить задания, соответствующие названию данной станции. За правильный и полный ответ команда получает один балл, за неполный ответ – полбалла, если ответ неправильный – 0 баллов. Каждая команда на каждой из станций «вытягивает» определенное количество карточек с заданием и выполняет их (количество указано в скобках к каждой станции, оставшиеся на каждой станции 2-3 задания – «запасные»). Время на прохождение станций не оговаривается, но команде, прошедшей все станции быстрее другой команды, начисляется дополнительный балл. Баллы команды, полученные на каждой станции, суммируются и вносятся в путевой лист (см. приложение) команды (он выдаётся командам в начале перемещения по станциям и сдаётся в жюри в конце этого перемещения). Жюри по сумме баллов в путевых листах определяет победителя. Удобнее в качестве экзаменаторов на станциях, а также ведущих, членов жюри и помощников, привлекать учащихся старших классов – победителей олимпиад по обществознанию и избирательному праву. Кроме перемещения по станциям, игра предполагает представление команды (название, девиз, возможно – эмблема, все это должно соответствовать содержанию конкурса), конкурс капитанов и конкурс болельщиков. Команда-победительница определяется по совокупным результатам всей игры. Желательно, чтобы вся игра имела музыкальное сопровождение.
Порядок проведения мероприятия:
Представление команд.
Конкурс капитанов.
Прохождение станций.
Конкурс болельщиков.
Подведение итогов и награждение победителей.
Конкурс капитанов
Каждому человеку в жизни обязательно пригодится умение убеждать других людей. Особенно важным это умение является для будущих политиков. Представьте, что перед вами ученик с самыми средними способностями и невысокой успеваемостью. Ваша задача: за одну минуту привести как можно больше аргументов, которые могут повлиять на развитие у него мотивации к учению.
Прохождение станций
Станция «Избирательная система»
1. Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы:
1) мажоритарной
2) пропорциональной
3) прямого делегирования
4) многопартийной
2. Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки | Типы избирательных систем | ||
А) | голосование осуществляется по партийным спискам | 1) | мажоритарная |
Б) | победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников | 2) | пропорциональная |
В) | распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу подданных за каждую голосов | ||
Г) | голосование осуществляется по избирательным округам за одного или нескольких кандидатов. |
3. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что
1) выборы являются всеобщими и равными
2) победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе
3) голосование на избирательных участках является тайным
4) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений или партий
4. Что из перечисленного является примером смешанной избирательной системы:
1) Половина состава Государственной думы РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина – по пропорциональной.
2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.
3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.
4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором - большинство относительное.
5. В государстве Г. существует пропорциональная избирательная система, в которой ведущая роль принадлежит политическим партиям. Укажите признак, являющийся отличием данной системы:
1) создаётся единый общенациональный избирательный округ;
2) предусмотрен второй тур голосования;
3) в средствах массовой информации представляются программы кандидатов;
4) победу в округе одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.
6. Верны ли следующие суждения о мажоритарной избирательной системе?
А. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатов по партийным спискам.
Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно голосование избирателей в одномандатных округах.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Станция «Избирательные комиссии»
7. Расшифруйте: ЦИК, ИКСФ, ТИК, ОИК, УИК.
8. Соотнесите правильно: в какие избирательные комиссии представляют документы кандидаты?
кандидаты | избирательные комиссии |
а) на должность Президента РФ | 1) ТИК |
б) на должность губернатора субъекта федерации | 2) ЦИК |
в) на должность главы муниципального образования | 3) ИКСФ |
9. За сколько дней до голосования составляются списки избирателей избирательной комиссией, организующей выборы:
1) за 21 день
2) за 31 день
3) за 41 день
10. Может ли член УИК выдать избирателю второй бюллетень?
нет, не может;
да, может;
3) да, может, взамен испорченного.
11. Как погашаются неиспользованные бюллетени?
перечеркиваются фломастером крест-накрест;
надрезаются треугольником в верхней части бюллетеня;
отрезается левый нижний угол, не допуская никаких повреждений квадратов справа.
12. Могут ли представители средств массовой информации присутствовать при подсчете голосов:
1) да, могут
2) нет, не могут
3) могут присутствовать только по специальному разрешению
Станция «Демократия и выборы»
13. Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?
Военнослужащий перед посещением избирательного участка обязан поставить в известность о своём выборе вышестоящее начальство.
Граждане, осуждённые по приговору суда, не участвуют в голосовании.
Гражданин в случае отъезда в командировку лишается возможности принять участие в выборах.
Голоса граждан разных социальных групп не равны между собой.
14. Кто является источником власти в демократической стране
1) народ
2) передовой общественный класс
3) представители крупного бизнеса
4) интеллектуальная элита общества
15. Органы местного самоуправления:
1) не входят в систему органов государственной власти
2) входят в систему органов государственной власти
3) это зависит от устава субъекта Федерации.
16. Как осуществляется местное самоуправление в городских, сельских поселениях и на других территориях:
1) с учетом исторических и местных традиций
2) по директивам вышестоящих органов власти
3) согласно уставу субъекта Федерации.
17. Избирательную систему демократического типа отличает:
1) выдвижение кандидатов от одной партии;
2) равенство голосов граждан;
3) открытая подача голосов избирателей;
4) имущественный ценз для избирателей.
18. Гражданин С. участвует во всех избирательных компаниях, встречается с депутатами, ходит на митинги, голосует на выборах. Он считает, что своей активной позицией сможет повлиять на власть. Тип какой политической культуры проявляется в поведении гражданина С.?
1) патриархальной
2) демократической
3) подданнической
4) активистской
19. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является:
1) Президент
2) Правительство
3) Федеральное собрание
4) Народ России
20. Верны ли следующие суждения о политической партии?
А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.
Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны.
Станция «Избирательное право»
21. Что такое пассивное избирательное право?
1) право быть избранным;
2) право избирать;
3) право участвовать в выборах.
22. Принцип прямого избирательного права означает, что:
1) избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц;
2) никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах;
3) избиратели голосуют за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
23. Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?
1) на презумпцию невиновности
2) на участие в общественной организации
3) на свободу слова
4) на участие в выборах Президента
24. Верны ли следующие суждения о правах граждан?
А. В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста.
Б. Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участия в выборах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
25. Кто не имеет права избирать и быть избранным?
1) пенсионеры,
2) студенты,
3) недееспособные,
4) инвалиды.
26. Во сколько лет гражданин получает право быть избранным в Государственную Думу?
1) 18 лет;
2) 21 год;
3) 25 лет;
4) 35 лет.
27. Как называются палаты Федерального Собрания РФ:
1) Совет Союза
2) Совет Федерации
3) Совет национальностей
4) Государственная Дума
5) Палата представителей
28. Во сколько лет гражданин получает право быть избранным главой муниципального образования?
1) 18 лет;
2) 21 год;
3) 25 лет;
4) 35 лет.
29. В следующем перечне оснований, по которым граждане могут быть лишены избирательного права, отметьте те, которые соответствуют Конституции РФ:
1) не обладающие политической культурой;
2) входящие в оппозиционные объединения;
3) признанные судом недееспособными;
4) имеющие недемократические взгляды;
5) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
30. Соотнесите характеристики избирательного права в РФ и соответствующие определения:
характеристики | определения |
1) всеобщее | а) избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно |
2) равное | б) никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдаёт только один голос |
3) прямое | в) избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законе |
4) с тайным голосованием | г) какой-либо контроль за волеизъявлением исключается |
31. Основанием для ограничения права гражданина быть избранным на пост Президента РФ является:
1) пол;
2) размер годового дохода;
3) профессия;
4) возраст.
Станция «Избирательный процесс»
32. Верны ли следующие суждения о выборах?
А. Точная и четкая процедура проведения выборов – решающее условие развития демократии.
Б. При выборах по мажоритарной избирательной системе существует тесная связь между избирателями и депутатами
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения не верны
33. Сколько доверенных лиц вправе назначить кандидат (избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов):
1) до 3 2) до 5 3) до 10
34. Чем, с вашей точки зрения, является предвыборная агитация:
1) давлением на сознание политически незрелых масс;
2) помощью избирателям в определении их позиции;
3) политическим шоу для прикрытия давно предопределённых результатов голосования;
4) способом повысить уровень политической и правовой культуры широких масс?
35. Должен ли в помещении для голосования находиться стенд с информационными материалами обо всех зарегистрированных кандидатах:
нет, не должен
должен
по решению комиссии.
36. Имеет ли право наблюдатель присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования:
1) да, имеет право
2) нет, не имеет такого права
3) имеет право только с разрешения председателя комиссии.
37. Назовите время работы избирательных участков в день голосования:
6-00 – 20-00
8-00 – 20-00
8-00 – 22-00
Станция «Символика»
38. Соедини термин и его определение.
1. Флаг | А. Древнерусское название воинского знамени. |
2. Герб | Б. Наука, изучающая гербы и их происхождение. |
3. Вексиллология | В. Торжественная хвалебная песня. |
4. Геральдика | Г. Изображение щита со знаками, эмблема государства, города, рода; изображается на флагах, монетах, печатях. |
5. Гимн | Д. Наука о флагах. |
6. Скипетр | Е.Золотой шар с крестом наверху, символ верховной власти. |
7. Стяг, хоругвь | Ж. Золотой жезл, символ верховной власти. |
8. Держава | З. Полотнище на древке или шнуре определенной раскраски. |
Конкурс болельщиков
Примечание. Задания болельщикам даются в начале мероприятия (после конкурса капитанов). Выполненное задание № 1 озвучивается болельщиками после прохождения командами всех станций, а задание № 2 сдается в жюри в письменной форме. Жюри оценивает выполнение задания болельщиками и выставляет баллы в путевой лист соответствующей команды.
Задание. Учащимся предлагается для обсуждения следующая проблема «Голосовать или не голосовать?». Ребята должны определить причины низкого уровня участия избирателей в выборах, подробно обосновать аргументы «за» и «против» и заполнить таблицу.
Мой выбор – голосовать
Аргументы «за» | Аргументы «против» |
Приложение
Деловая игра
«Сегодня – ученик, завтра - избиратель»
Путевой лист ___ класса
№ | конкурс, станция | количество баллов | подпись ответственного |
1 | Представление команды | ||
2 | Конкурс капитанов | ||
3 | станция «Избирательная система» | ||
4 | станция «Избирательные комиссии» | ||
5 | станция «Демократия и выборы» | ||
6 | станция «Избирательное право» | ||
7 | станция «Избирательный процесс» | ||
8 | станция «Символика» | ||
9 | Конкурс болельщиков | ||
10 | Дополнительные баллы |
Общее количество баллов - __________
Ключи к заданиям
Примечание: задания, представленные в виде таблиц, предполагают изготовление раздаточных (разрезанных по линиям составных частей таблиц) комплектов, с помощью которых команды за определенное время выполняют задания.
номер задания | номер правильного ответа |
1 | 1 |
2 | 1б, г; 2а, в |
3 | 4 |
4 | 1 |
5 | 1 |
6 | 2 |
7 | ЦИК – центральная избирательная комиссия ИКСФ – избирательная комиссия субъекта федерации ТИК – территориальная избирательная комиссия ОИК – окружная избирательная комиссия УИК – участковая избирательная комиссия |
8 | 1в, 2а, 3б |
9 | 1 |
10 | 3 |
11 | 3 |
12 | 1 |
13 | 2 |
14 | 1 |
15 | 1 |
16 | 1 |
17 | 2 |
18 | 2 |
19 | 4 |
20 | 2 |
21 | 1 |
22 | 3 |
23 | 4 |
24 | 2 |
25 | 3 |
26 | 2 |
27 | 2, 4 |
28 | 2 |
29 | 3, 5 |
30 | 1в, 2б, 3а, 4г |
31 | 4 |
32 | 3 |
33 | 2 |
34 | 2 |
35 | 2 |
36 | 2 |
37 | 2 |
| |
38 | 1З, 2Г, 3Д, 4Б, 5В, 6Ж, 7А, 8Е |